Характерные примеры русских слов с суффиксом, который в заголовке: бельмо, ведьма, косма. Существительное письмо не войдёт в список, поскольку его древняя форма - ср. ст.-слав. писмѩ - выдаёт связь с другим суффиксом-источником: *-mḗn - ср. также форму мн. ч. письмена, наряду с письма. Значение последнего суффикса известно: он преобразует действие
(
Read more... )
Comments 47
этимология которого носит вельми "расширительно-обобщающий" характер - "пальма - растопырка пальцев"
Reply
Кстати, окончание - это часть слова, служащая согласованию слова с другими. То есть -(ь)м- таковым быть не может, он один и тот же во всех формах слова. В ведьма - окончание -а.
Reply
б.м. даже у вас
дело в том что нынешнее опре_деление во многом отсекает семантику
я, напр., вижу что м и ма это одно и то же, в том смысле что закрытый и открытый слоги
и падежные окончания стоит рассматривать прежде всего как "уточняюще смысловые" - паль-м-у
т.е. в данном случае м никак не суффикс (звуковое сочленение), но "смысловое окончание", стоящее перед "окончанием положения"
как-то так видится
по кр. мере на скорую руку
Reply
Reply
Reply
На коми ма - река, да, но это не значит, что все названия рек на -ма - из языка коми. Вязьма, приток Днепра, не имеет же отношения к коми. К тому же Коряжма - город, река там - Коряжемка.
Другое дело, реки Сарма, Халыма (Колыма) - эти названия вполне могут быть уральского происхождения.
Reply
Reply
Коряж-ма составлена по правилам русского словосложения из коряг- и -ьма. Коржа 'коряга' в коми сама может быть заимствованием из рус. коряга. Усомниться в этом можно было бы, увидев другие финно-угорские слова, родственные коржа, со сходными значениями. Но и в этом случае носовой гласный в Корѧжма говорит о древнерусском происхождении: у коми и у других финно-угорских народов не было носовых гласных в средние века, которые могли бы попасть при заимствовании в русский вариант названия.
Reply
Reply
Reply
а такое чередование можно усмотреть, например, в:
слав. JEDEn "один" = перс. YEK / тадж. ЯК "один"
Reply
Reply
на самом же деле природу этого форманта можно получить из индо-иранских:
санскр. yaa- "идти" = перс. aa- "приходить"
перс. biy-AA! = приходи!
перс. miy-AA-yi = приходишь
но:
AAMAdi = ты приходил!
сравним это приёмъ / приять (принять) <--- при-ЙОН-ти ( ... )
Reply
Reply
имать - чисто славянское переосмысление этой основы. но понять логику этого перевоплощения можно, ведь в бухгалтерском балансе тоже есть 2 колонки - приХОД и расХОД: пришло = принято, ушло / отошло = унято / отнято.
Reply
Reply
Козьма и Демья_н (Косма и Дамиан)
чем обладал Дем..?
Христианские святые, которых почитают 14 июля и 14 ноября (14.07, 14.11)
В русской традиции Козьма и Демьян чудесные кузнецы, истребившие Змея. В легенде рассказывается, как они защемили язык Змея раскаленными щипцами и убили его. В христианском предании говорится о том, что Козьма и Демьян были врачами, исцелявшими различные болезни. Имена святых часто упоминаются в разговорах о семейном благополучии:
Козьма-Козьма, святой Демьян, Вы и скуйте нам свадебку На четыре да на гранюшки, Первая-то гранюшка - на житье, на богачество, Вторая-то гранюшка - на совет, на любовь, Третья-то гранюшка - на долгий век, Четвертая-то гранюшка - на сыновей-пахарей, На дочерей-вышивальниц.
В народной традиции святых часто воспринимали как единый персонаж, поэтому дни их поминовения стали называть кузьминками.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment