-(ь)м-

Sep 17, 2018 12:28

Характерные примеры русских слов с суффиксом, который в заголовке: бельмо, ведьма, косма. Существительное письмо не войдёт в список, поскольку его древняя форма - ср. ст.-слав. писмѩ - выдаёт связь с другим суффиксом-источником: *-mḗn - ср. также форму мн. ч. письмена, наряду с письма. Значение последнего суффикса известно: он преобразует действие ( Read more... )

этимология, деривационные значения, семантика, русский язык

Leave a comment

Comments 47

plan_pu September 17 2018, 10:29:52 UTC
-(ь)м- больше похож на окончание
этимология которого носит вельми "расширительно-обобщающий" характер - "пальма - растопырка пальцев"

Reply

yurate1 September 17 2018, 12:52:48 UTC
Тогда вопрос сразу возникает: почему -(ь)м- имеет обобщающий характер? Каков этимологический источник со значением расширения-обобщения у такого -(ь)м-?

Кстати, окончание - это часть слова, служащая согласованию слова с другими. То есть -(ь)м- таковым быть не может, он один и тот же во всех формах слова. В ведьма - окончание -а.

Reply

plan_pu September 17 2018, 14:12:06 UTC
где-то встречал материал об условности нынешней словоморфологии
б.м. даже у вас
дело в том что нынешнее опре_деление во многом отсекает семантику
я, напр., вижу что м и ма это одно и то же, в том смысле что закрытый и открытый слоги
и падежные окончания стоит рассматривать прежде всего как "уточняюще смысловые" - паль-м-у

т.е. в данном случае м никак не суффикс (звуковое сочленение), но "смысловое окончание", стоящее перед "окончанием положения"

как-то так видится
по кр. мере на скорую руку

Reply

yurate1 September 17 2018, 18:38:06 UTC
Да пусть хоть бы и так. Я же не отсекаю семантику: йм, ьм, м - семантика принадлежности :) А там -а, -у, -е - адаптивная часть Вашего "окончания" - куда хотите, туда и относите, это на смысл поста не повлияет. На всякий случай, добавлю, что я не приводил примеры с "окончанием" -м из -мъ: например, хълмъ.

Reply


georg_pik September 22 2018, 17:24:52 UTC
А почему "Коряжма" - русское? Вокруг большая часть назаний на языке коми. На коми "ма" - река.

Reply

yurate1 September 22 2018, 19:37:29 UTC
А что такое коряж на коми? Это никак не из коми, потому что Я в корЯж - из древнерусского носового гласного ѧ.
На коми ма - река, да, но это не значит, что все названия рек на -ма - из языка коми. Вязьма, приток Днепра, не имеет же отношения к коми. К тому же Коряжма - город, река там - Коряжемка.

Другое дело, реки Сарма, Халыма (Колыма) - эти названия вполне могут быть уральского происхождения.

Reply

georg_pik September 22 2018, 19:44:16 UTC
Коряжемка - это современная форма. Река первоначально называлась Коряжма. В коми есть "коржа" - коряга с куском берега. Исторический факт: напротив впадения Коряжемки как раз был город, который смыло в реку и его перенесли в другое место.

Reply

yurate1 September 22 2018, 19:58:05 UTC
Про город - это не существенный довод.
Коряж-ма составлена по правилам русского словосложения из коряг- и -ьма. Коржа 'коряга' в коми сама может быть заимствованием из рус. коряга. Усомниться в этом можно было бы, увидев другие финно-угорские слова, родственные коржа, со сходными значениями. Но и в этом случае носовой гласный в Корѧжма говорит о древнерусском происхождении: у коми и у других финно-угорских народов не было носовых гласных в средние века, которые могли бы попасть при заимствовании в русский вариант названия.

Reply


redtiger8 September 27 2018, 12:18:25 UTC
мне вот "имает" сомнительно, поскольку суффикс-то общеиндоевропейский, или во всяком случае общесатемный. а, например, в иранском не "има(ет)", а "дор-": торо дуст (ми)дорам, букв. "тебя другом имею ( ... )

Reply

yurate1 September 27 2018, 12:23:51 UTC
Попробуйте применить идею ко всем приведённым словам с -(ь)м-. Может и сработает. У меня не получилось, поэтому от сравнения со страдательными причастиями я отказался. Думал ещё про творительный падеж, но тоже не срослось.

Reply

redtiger8 September 27 2018, 13:11:25 UTC
кстати, допускаю что ВЕДEть = ВЯКать, что и дает нам требуемый смысл.

а такое чередование можно усмотреть, например, в:
слав. JEDEn "один" = перс. YEK / тадж. ЯК "один"

Reply

yurate1 September 27 2018, 19:12:58 UTC
Ненадёжно - опираться на единичное сходство. Можно улететь в нетуда )))

Reply


redtiger8 September 27 2018, 12:43:03 UTC
а что касается форманта -(н)ЯТЬ, то тут мне тоже не видится никакого -ИМАТЬ или -взЯТЬ. точнее да, "имать" - это слав. переосмысление частного случая этого общеиндоевропейского форманта.

на самом же деле природу этого форманта можно получить из индо-иранских:
санскр. yaa- "идти" = перс. aa- "приходить"
перс. biy-AA! = приходи!
перс. miy-AA-yi = приходишь
но:
AAMAdi = ты приходил!

сравним это приёмъ / приять (принять) <--- при-ЙОН-ти ( ... )

Reply

yurate1 September 28 2018, 07:18:12 UTC
Связь интересна. Но с перфектностью некоторая неточность видится: ЯТЬ "взять" - уже перфектная форма от ИМАТЬ "брать" (ВЗЯТЬ - перфект от БРАТЬ).

Reply

redtiger8 September 28 2018, 09:18:26 UTC
как я упомянул выше, в персидском нет формы для "иметь", похожей на "имать" или "мать". я имею = дорам (daaram), в литовском - turiu

имать - чисто славянское переосмысление этой основы. но понять логику этого перевоплощения можно, ведь в бухгалтерском балансе тоже есть 2 колонки - приХОД и расХОД: пришло = принято, ушло / отошло = унято / отнято.

Reply

yurate1 September 28 2018, 13:14:18 UTC
Есть ещё латинское emere, литовское im̃ti, латышское jem̃t, древнепрусское īmt, не исключено, что и нем. nehmen "принимать" с разными родственными. То есть это не чисто славянское новшество. Это у иранцев было изменение основы.

Reply


plan_pu September 19 2022, 16:12:40 UTC
= косма - 'обладающая косой

Козьма и Демья_н (Косма и Дамиан)

чем обладал Дем..?

Христианские святые, которых почитают 14 июля и 14 ноября (14.07, 14.11)
В русской традиции Козьма и Демьян чудесные кузнецы, истребившие Змея. В легенде рассказывается, как они защемили язык Змея раскаленными щипцами и убили его. В христианском предании говорится о том, что Козьма и Демьян были врачами, исцелявшими различные болезни. Имена святых часто упоминаются в разговорах о семейном благополучии:

Козьма-Козьма, святой Демьян, Вы и скуйте нам свадебку На четыре да на гранюшки, Первая-то гранюшка - на житье, на богачество, Вторая-то гранюшка - на совет, на любовь, Третья-то гранюшка - на долгий век, Четвертая-то гранюшка - на сыновей-пахарей, На дочерей-вышивальниц.

В народной традиции святых часто воспринимали как единый персонаж, поэтому дни их поминовения стали называть кузьминками.

Reply

yurate1 September 19 2022, 18:02:53 UTC
Думаю, что у этих имён другие этимологии. У хурма, бастурма и многого ещё - тоже.

Reply

plan_pu September 19 2022, 18:06:32 UTC
об этимологии космос ничего не скажете?

Reply

yurate1 September 19 2022, 18:16:10 UTC
Увы, у меня нет данных, на основании которых я бы мог делать уверенные предположения. Народных этимологий, наверное, есть немало.

Reply


Leave a comment

Up