Окуджава в "Путешествии дилетантов" высказал эту мысль в еще более точной форме, облегчая толкование. Для красоты привожу цитату полностью:
"Когда-нибудь, если нам будет суждено случайно встретиться, но уже не в качестве антагонистов, а просто как старым знакомым, я ей, наверное, скажу, что громкое провозглашение любви так же, как громкое провозглашение патриотических чувств, подозрительно..."
Это одно из толкований того времени. Впрочем, сам Джонсон этого не говорил. Более того, он, кажется, всюду в скобках ставил «ложный» перед словом «патриотизм».
По-моему, дело здесь не столько в незнании логики, а в том что, во-первых, негодяев, рассуждающих о патриотизме много, и говорят они много, а порядочные патриоты не так многословны, поэтому если слышишь человека, много говорящего о патриотизме, то это с высокой вероятностью негодяй. А во-вторых, многие не видят в патриотизме никакой самостоятельной ценности, а тут еще негодяи, так стоит ли быть в одной компании с негодяями? Можно добавить и в-третьих: если патриотизм так привлекает негодяев, то стоит задуматься почему он их привлекает, и тогда, может быть, окажется, что патриотизм - не такая уж хорошая штука, не все же вещи привлекают негодяев.
Не, не годится. Во-первых, порядочных людей вообще меньше чем непорядочных. В-вторых "стоит ли быть в одной компании" относится ко всему, от живописи до политики, не исключая инженерию и медицину (только в разных пропорциях, конечно). Если так рассуждать, в гуманитарии вообще не стоит подаваться. Отсюда же и в третьих -- что именно привлекает негодяев, а что приличных людей -- вопрос сложный, если о нём задумываться.
Но всё это вторично. Суть в том, что это -- попытки объяснить явление пост-фактум, а само явление не логично, а стадно.
Comments 9
"Когда-нибудь, если нам будет суждено случайно встретиться, но уже не в качестве антагонистов, а просто как старым знакомым, я ей, наверное, скажу, что громкое провозглашение любви так же, как громкое провозглашение патриотических чувств, подозрительно..."
Reply
Но боюсь, что людей, способных правильно понять теорему Джонсона-Гейне, на порядок больше, чем людей, читавших Окуджаву.
Reply
Reply
Хэмингуэя, как переставшего быть прогрессивным, переводить у нас замялись.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Но всё это вторично. Суть в том, что это -- попытки объяснить явление пост-фактум, а само явление не логично, а стадно.
Reply
Leave a comment