Свет вечерний шафранного края,
Тихо розы бегут по полям.
Спой мне песню, моя дорогая,
Ту, которую пел Хаям.
Тихо розы бегут по полям.
Лунным светом Шираз осиянен,
Кружит звезд мотыльковый рой.
Мне не нравится, что персияне
Держат женщин и дев под чадрой.
Лунным светом Шираз осиянен.
Иль они от тепла застыли,
Закрывая телесную медь?
Или, чтобы их больше любили,
Не желают лицом загореть,
Закрывая телесную медь?
Дорогая, с чадрой не дружись,
Заучи эту заповедь вкратце,
Ведь и так коротка наша жизнь,
Мало счастьем дано любоваться.
Заучи эту заповедь вкратце.
Даже все некрасивое в роке
Осеняет своя благодать.
Потому и прекрасные щеки
Перед миром грешно закрывать,
Коль дала их природа-мать.
Тихо розы бегут по полям.
Сердцу снится страна другая.
Я спою тебе сам, дорогая,
То, что сроду не пел Хаям...
Тихо розы бегут по полям.
Сергей Есенин 1924г.
В Ширазе у нас был заранее забронирован номер в отеле Eram Hotel Shiraz. но отель не бюджетный- 80$ за дабл и мы решили подыскать что-то другое. После посадки прямо из аэропорта обзваниваем несколько гостиниц из LP с мобильного и в конечном итоге останавливаем свой выбор на гостинице Anvari. Находится она на одноименной улице. У них есть разные номера. дабл с удобствами 25$ без завтрака. Рядом есть ещё несколько отелей и в случае чего, будет из чего выбрать. Девушка с ресепшена отеля по телефону советует не платить таксисту больше 5$. В Ширазе оказалось значительно теплее чем в Исфахане -всё таки этот город находится южнее. По дороге из аэропорта обращаю внимание на многочисленные пальмы. Приехали, заселились и сразу спать.
Проснувшись утром, выступаем в путь. Первая достопримечательность , попавшаяся нам на пути -это крепость Керим-Хан с падающим бастионом. Внутри бОльшая часть помещений закрыта на реконструкцию, но зайти однозначно стоит. Вас ожидает осмотр бань, внутреннего двора с апельсиновым садом и нескольких интерьеров крепости. Билеты 0,5$
Это сооружение принято называть Арг Карим-хана - по имени ее основателя . Не знаю, был ли Карим-хан в Бухаре и видел ли тамошний Арг(крепость), но то, что его архитекторы использовали бухарскую крепость в качестве образца для подражания, это факт (впрочем, возможно это был типичный оборонительный комплекс Среднего Востока).
Конечно, начиная строительство Арга в 1766 году, Карим-хан не мог не понимать, что ни одна крепость из глиняного кирпича не могла бы представлять серьезную защиту от артиллерии, поэтому его замысел, очевидно, был ограничиться чисто декоративным, стилизованным под древность, дворцом. Его постройкой он знаменовал перевод столицы в Шираз и противопоставлял свое детище дворцовым комплексам Исфахана. Для отделки внутренних помещений использовались самые дорогие, в том числе и импортные, материалы и занимались ею ведущие художники того времени. Снаружи тоже все неплохо получилось - четыре круглые башни высотой 14 метров, украшенные узорчатой кирпичной кладкой, очень эффектно смотрятся по углам крепости. А одна из этих башен - южная - стала и вовсе архитектурным символом Шираза - ее фундамент не выдержал нагрузки и вся башня сильно накренилась, от чего представляет из себя некое подобие Пизанской. Могучие стены из глиняных кирпичей тоже удались - они, как и башни, увенчаны зубцами и окошками-бойницами, их (стен) высота - 12 метров, толщина у основания - 3 метра, у вершины - 2,8 метра.
Прекрасным композиционным акцентом является цветастое пятно большой квадратной мозаики над входом в Арг, добавленной в XIX веке. На мозаике изображена сцена из Шахнаме - Рустам убивает Белого Дэва, при этом все напоминает очень большой детский рисунок с присущими ему яркими красками, условностью образов и умильных деталей на втором плане - привязанных к дереву джиннов, каких-то домиков, зверюшек и даже христианских церквей.
В XIX веке Арг Карим-хана использовался как резиденция военного губернатора провинции Исфахан, в 1932 году его приспособили под тюрьму, а в 1971 году было решено провести реставрацию (начавшийся в 1977 году сей неспешный процесс продолжается и поныне) и превратить его в музей, который и был открыт в 1981 году.
Войдя в ворота попадаешь в темное помещение (во всяком случае таким оно кажется после яркого солнца снаружи), где в кассе необходимо приобрести билет. Далее нужно пройти по небольшому коридору и попасть… нет, не в крепость. А в типичный для Ирана дворцовый комплекс - сад, в центре которого проходит длинный пруд, упирающийся в главный павильон. Единственное, что отличает комплекс Арга Карим-хана, это то, что по периметру сада с невысокими апельсиновыми деревьями также расположены всякого рода дворцовые помещения.
В помещениях вдоль северо-восточной стены можно взглянуть на макет города начала XX века, который тут же иллюстрируется большой экспозицией с фотографиями того времени - на них можно увидеть прежние мавзолеи Хафиза и Саади, всякого рода торжественные государственные и религиозные церемонии и просто бытовые жанровые сценки.
В главном, северо-западном, павильоне можно увидеть восковую композицию на семь персон, демонстрирующую прием Карим-ханом европейского посла. В соседнем помещении можно увидеть остатки некогда украшавшей весь дворец настенной и потолочной росписи - на мой взгляд это одна из самых ценных исторических реликвий всего комплекса, хотя все эти узоры в общем-то мало чем отличаются от аналогичных в других бывших дворцах страны.
В помещениях вдоль юго-восточной стены пока нет ничего интересного - там ведется реставрация. Зато в южном углу Арга можно заглянуть в настоящий дворцовый хамам и посмотреть, в каких условиях парились повелители Шираза. По соседству, за небольшим проходом в стене, прячется и туалет для посетителей, который, разумеется, не так роскошно украшен, но ведь среди посетителей нет повелителей…
После крепости и непродолжительной прогулки по окрестностям и рынку, я беру туристическую карту в турофисе расположенном на бульваре прямо перед крепостью и продолжаю свою прогулку в одиночестве. Следующей точкой на моем маршруте стала мечеть Вакиль
Архитектура мечети достаточно традиционна-внутренний двор (75 на 36 метров), бассейн с рыбками посреди него, а по периметру - ниши и порталы . Порталы (их два - южный и северный) украшены побогаче и поизящнее, ниши - победнее и попроще, но в целом декор типичен - растительные и геометрические орнаменты.Ее южная молитвенная часть с михрабом несет некоторые черты оригинальности - это большое пространство с кирпичными сводами, подпираемыми настоящим лесом из 48 толстых колонн. Никаких плиточных узоров на этих сводах и колоннах нет, за исключением одного ряда, ведущего к михрабу. Слева от этого михраба - четырнадцатиступенчатая лестница-кафедра для имама - минбар, изготовленная как и сам михраб) из куска цельного камня, привезенного из Азербайджана.Короче, так и хочется сказать - мечеть - как мечеть.А вот история мечети Вакиль, как ни странно, вроде бы говорит совсем об обратном - ее построили в 1773 году по приказу Карим-хана (от его титула «опекун» или «защитник» - «вакиль» на фарси - и пошло ее название, которое иногда пишут в английском переводе - мечеть Регента) как самую главную, так сказать - кафедральную, мечеть страны - ведь Шираз в то время еще был столицей Персии. А вот плиточный декор датируется более поздним XIX веком и возник в ходе перестройки и реставрации, проведенной в 1825 году. Возможно, у этой мечети была бы более счастливая судьба, если бы Ага Мохаммед Шах Каджар, победивший в междоусобных распрях, возникших после смерти Карим-хана, не перенес в 1786 году столицу в Тегеран… На выходе из мечети я столкнулся с иранскими студентками-архитекторами которые делали обмеры.
После непродолжительных блужданий по местному рынку Вакиль, направляюсь к мавзолею Шах-е-Черах. Перекусив по дороге кебабом и салатом в какой-то уличной забегаловке за 3$, выхожу на оживленную улицу по которой толпы народа движутся в одном направлении-к мавзолею. На входе охранник, завидев меня издалека, вежливо показывает жестами что камеру придется сдать на хранение в специально оборудованное место. Признаться, думал вначале забить на эту великую шиитскую святыню , ничего никому не сдавать и просто уйти, но потом любопытство всё же пересилило и я вернулся к камере хранения. Следовательно, фотографий этого красивого места вы у меня не увидите=) мавзолей Шах-е-Черах ,возведенный в XIV столетии, - место паломничества мусульман-шиитов со всего мира. Тут покоится прах брата восьмого шиитского Имама - Имама Резы. состоит комплекс из площади обнесенной забором -постройками и собственно двух мечетей с мавзолеями. со входом на территорию проблем никаких нет. После сдачи камеры я прошел через рамку металлодетектора , легкое прощупывание карманов охранником и оказался внутри комплекса. В центре площади находятся ковры на которых сидят люди. мужчины и женщины вместе. первая мечеть с круглым куполом имеет 2 входа-женский и мужской и туда стоят очереди. Я же, обойдя площадь по кругу, сразу направился ко второй крупной постройке. На входе, как положено, нужно разуться и сдать обувь. Строгий дядька, завидев меня сразу же преградил мне дорогу и строгим голосом спросил-откуда я. А, Руссия, вот оно что... муслим? Я как честный человек, ответил что не муслим (мусульманин) и тогда он ,строго покачав головой и с кем-то созвонившись, сказал ждать и нырнул внутрь здания. Выйдя через пару минут, показал жестом чтобы я сдавал обувь и ,взяв меня за руку, завел внутрь. Интерьер мавзолея имеет очень красивую отделку зеркальной мозаикой и подсвечивается зеленым светом. Вообще надо сказать что такая отделка очень характерна для мечетей Шираза и раньше в Исфахане ничего подобного мне не попадалось. Мой спутник, крепко держа меня за руку провел по крайнему коридору и спустя 2 минуты вывел на улицу и передал другому дядьке. тот повел меня в какой-то офис и там мне подарили тоненькую брошюрку с фотографиями этого места. Но разве могла заменить она мне качественные фотографии которые могли быть сделаны фотоаппаратом оставшимся в камере хранения? Я настаивал на своем-покажите главный мавзолей!!! Люди плохо понимали английский язык и мне пришлось позвонить Джамшиду. Быстрое объяснение того что нужно и трубка передается людям из офиса. Разговор их длился около 5 минут и был очень эмоциональным, после чего трубка опять оказалась у меня. Джамшид сообщил мне что этот человек очень извиняется и просит чтобы я не обижался, но не мусульманам вход в главное здание запрещен... После этого дядечка точно так же как и первый ведет меня в постройку в которой я уже побывал и ещё раз проводит по коридору держа за руку =) Если вы всё таки хотите попасть внутрь самих мечетей, умеете врать и при этом не краснеете, можете смело говорить что муслим и уверенно сдавать обувь. Зрелище которое откроется внутри, вас не разочарует. Я же двигаюсь к выходу чтобы поскорее воссоединиться со своей фототехникой. Про мавзолей могу сказать одно-место очень красивое и масштабное, вход свободный.
Дальше я потерял ориентацию и заблудился в каких -то глинобитных лабиринтах. Имея на руках туристическую карту, несколько раз обращался к местным с просьбой показать как пройти в музей Парс. По правде сказать, я знал что музей Парс находится недалеко от цитадели и знал что он был сегодня закрыт, но почему-то я был в полной уверенности что рядом с мавзолеем есть ещё один музей Парс-это всё путаница с туристической картой. И вот зайдя в очередные ворота, обращаюсь к парню, который практически не знает английского языка и когда он всё-таки понимает фразу парс мюзиум, на лице его растягивается улыбка. Он жестом приглашает меня за собой и ведет в нужном направлении. Мы идем 20-25 минут.... когда же мы опять приходим к цитадели и парень выясняет у окружающих людей что музей сегодня по каким-то неизвестным причинам закрыт, я делаю ход конем-разворачиваю туристическую карту, делаю грустные глаза и спрашиваю что-что же ещё можно посмотреть в вашем прекрасном городе Ширазе??? Учитывая уровень английского моего проводника, этот разговор больше походил на монолог. К счастью, справа от карты были напечатаны маленькие картинки достопримечательностей. Вокруг нас собирается небольшая толпа. В разговор включается ещё один парень который тоже практически не знает английского, но зато знает турецкий =) я начинаю жестами объяснять и тыкать пальцем на маленькие картинки зданий с вопросительным взглядом. Они вдвоем так же жестами спрашивают хочу ли посмотреть крепость? Я говорю что там уже был... может быть Шах-е-Черах? тоже был утром... И тут палец ложится на незнакомую мне картинку. Я говорю да, это именно то что нужно и через минуту мы, попрощавшись с моим первым проводником движемся в сторону кругового перекрестка. Мой второй проводник ловит такси, мы садимся и неожиданно для меня приезжаем в ботанический сад...
Мой спутник не дает мне заплатить таксисту и делает это сам. На подходе к кассе тут же пресекает мои попытки достать деньги и пытается заплатить за нас обоих. Но злобная кассирша, видя хариджи , не хочет отпускать билет по внутренней цене и я всё же покупаю его сам, обронив пару слов на русском. И тут справа я опять слышу русскую речь... Поворачиваюсь и вижу иранку, говорящую на хорошем русском языке. Её зовут Фатима. Оказалось что она гид и с ней молодая пара из Москвы. Мы сразу же все перезнакомились и я напросился погулять по саду с ними. Мой проводник последовал с нами, но когда понял что я в надежных руках, вежливо попрощался и ушел. Как я понял, зима не самое удачное время для посещения этого сада.второе название этого места сад Эрам или Райский сад. Он был назван Эрамом за счет здания и огромного сада, построенного в прошлом правителем Саудовской Аравии Шидад ибн Ададом, который попытался воссоздать на земле Рай. Главное здание сада Эрам построено в духе архитектуры времен Сефевидов и Каджаров. Это здание имеет три этажа. На первом, нижнем этаже выложен домашний бассейн, предназначенный для отдыха в жаркие летние дни. Здесь же имеются красивые бассейны и фонтаны. Свод первого этажа украшен разноцветной мозаикой. Посередине зала протекает ручей, который впадает в большой бассейн расположенный перед зданием. Второй этаж представлен в виде веранды с двумя высокими колоннами и плоским сплошным потолком. За верандой расположена зала, по обе стороны которой расположены коридоры. По обе стороны коридоров построены 4 команты, две веранды и два этажа. Над двумя коридорами построен третий этаж. Передняя сторона столбов, вытянувшихся на два этажа, украшена разноцветной мозаикой с узорами всадников, женщин и цветов. На третьем этаже есть огромная зала аналогичная той, что на втором этаже, окна которой выходят на главную веранду. Здесь также по обе стороны расположены коридоры. Как и на третьем этаже по обе стороны большой веранды расположены маленькие веранды. За главным зданием имеется еще одно здание и площадка. Перед этим зданием есть очень большой бассейн, стены которого выложены голубой мозаичной плиткой.Нижняя часть стен главного здания сделана из высоких, двухметровых монолитов. Всего монолитов восемь и на шести из них почерком Мирза Али-Наки Шариф Ширази написаны стихи Хафиза, Саади и Мухаммад-Шурида Ширази. На известковых каменных плитах есть барельефы со встроенной в середине железной рамой окна. Эти барельефы представляют собой подражание барельефам Тахт-е Джамшида, на которых представлен мужчина с копьем в руках со шлемом и одеждой местной народности. Здание дважды реставрировалось, в 1945-50г.г., а также в 1958г. В настоящее время сад используется как ботанический.
Примерно в течении часа неспешно прогуливаемся по пустым аллеям сада, делимся с ребятами впечатлениями о стране, обсуждаем где кто побывал и что успел посмотреть. Фатима же оказалась очень приятным начитанным собеседником. С ней удалось обсудить вопросы религии и узнать кое что интересное о культуре Ирана. На следующий день мы собирались ехать смотреть Персиполис и другие пригородные достопримечательности и я очень хотел чтобы Фатима сопровождала нас в качестве гида в этой поездке. Тем более что московские ребята очень хорошо о ней отзывались и рекомендовали как человека прекрасно разбирающегося в истории. Но я должен был вначале обсудить этот вопрос со своими спутниками. Записываю телефон Фатимы и договариваемся созвониться вечером. ( если кому-то нужно, могу дать контакты ). На выходе из сада, пользуясь случаем, спрашиваю у Фатимы что же ещё можно посмотреть в этом прекрасном городе Ширазе и она, выяснив где же я успел уже побывать, рекомендует мне 2 прекрасных музея расположенных недалеко друг от друга. Я прошу у неё объяснить таксисту куда нужно ехать и спросить сколько будет стоить поездка( 4$), благодарю, прощаюсь со всеми и уезжаю. А ребята направляются в Шах-е-Черах.
продолжение следует...
Большое иранское путешествие. часть 1. Исфахан.
yura-koshel.livejournal.com/7747.htmlБольшое иранское путешествие. часть 2. Исфахан.
yura-koshel.livejournal.com/9208.html Большое иранское путешествие. часть 3. Исфахан
yura-koshel.livejournal.com/9571.htmlБольшое иранское путешествие. часть 4. Исфахан итоги
yura-koshel.livejournal.com/10334.htmlБольшое иранское путешествие. часть 5. Архитектура
yura-koshel.livejournal.com/10897.html