часть 1 часть 2 часть 3 часть 4 часть 5 Вот и добралась я до завершаюшей части своего рассказа, в котором постарась вас долго не мучать тем более, что и сама замучалась весь этот опус в ЖЖ засовывая.
26-27 июля.
Caberceno - Bilbao.
Но замучалась я не только сейчас, група путешественников по Северной Испании, тоже несколько утомилась за неделю странствий. А потому в оставшиеся дни, было решено несколько снизить скорость передвижения в погоне за впечатлениями и переварить накопленное.
После обилия разных городов с их очень разнообразной, но все же, каменной архитектурой, хотелось природы. Вот и отправились мы сливаться с местной флорой-фауной. Сливание было решено провести в национальном парке Каберцено, на информацию о котором я натолкнулась во время блуканий по интернету. И хорошо, что натолкнулась, т.к. все путеводители умалчивают о существовании этого парка. А парк, вполне, заслуживает внимания, хотя, казалось бы зоопарк и зоопарк, но зоопарк не совсем обычный.
Когда - то, на холме и под холмом, там где сейчас расположен парк, производилась добыча (насколько может понять дитё двух горных инженеров), поверхностная выроботка или как оно там называется, полезных ископаемых. Каких, я не знаю, да и не суть важно. Ископаемые выгребли, остались карьеры, на которые открывается замечательный вид с холма. Вот в эти карьеры и запустили всяческую живность, пастись в природных условиях. Вот, только условия, несколько, глинистые, что не могло не отразиться на раскраске обитателей.
Вот мы и отправились смотреть на эти пастбища. Вот, только, погодка с утра не задалась. Точнее она не задалась еще со вчерашнего вечера. Дождь, начавшийся во время корриды, за ночь не прекратился. Все небо было обложено плотными облаками из которых сыпались меленькие, но нескончаемые капли. У меня был дождевик, неделю назад купленный на сантадерской набережной, у Лиды была, как она думала, непромокаемая куртка, а Роме пришлось покупать себе обмундирование на входе в парк, благо там размерчики все были.
Эпикировавшись, отправились по зверушкам.
Первым номером были тигры, разбросанные по мокрой траве.
и грызущие стену
Рядом с тиграми значился вольер с гориллами, но по причине плохой погоды, гориллы сидели в домике
один горилла
две гориллы
и еще ... горилла в шляпе.
На лужайке, под дождем, паслись всяческие антилопы в перемешку со страусами
А потом мы вышли к самому удивительному вольеру. Медведей мы все видели и не раз. Но вот так, что бы сразу стадо в 50 голов (это только те, которых я сосчитать успела) всяческих разных, да на одном поле - такое я видела впервые.
Как раз в это время, им превезли еду, вывалили на лужайке две кучи багетов, ими мишки и лакомились.
а потом утоляли другого вида голод
и только дождь мешал нам смотреть на звериный разврат, но и под дожем окружающий пейзаж был оценен по достоинству
те временем, жирафы высунулись из своего домика, но дождь им совсем не понравился и они очень быстро удалились обратно.
И только зебры продолжали уныло жевать травку.
Зебры, правда, замаскированы под тигров. Да и не только зебры, но и другое зверье было рыжего цвета, сразу видно кто любит в глине валяться
А слоны были изгвазданы глиной, как туристы на Мертвом море грязью
слоновник, вообще, впечатлял своими размерами
кенгуренки строили жалобные мордочки
и еще одна мордочка "что-то как-то сыро у вас тут"
а павианы гоняли друг друга, оглашая округу пронзительными криками. Мы стали свидетелями внутрисемейной разборки толи бабы мужика гоняли, толи мужики баб не поделили, но орали они жутко
а Рома изображал Адама
в этом вольере львы должны были быть, но львы от дождя попрятались (как и многие другие животины. Потому мне ничего не оставалось делать, как пейзажи фотографировать
но рыси в кадр попали
как и Лида с Ромой, желавшие посмотреть на львов с другой стороны загона, но и там мы ничего не увидели.
Единственные ребята, не побоявшиеся дождя были морские львы, им в воде, что с дождем, что без дождя.
И потому они устроили забавное представление с танцами и всяческими трюками.
Еще один рыжий животный в виде дикого порося
и прощальный снимок на память
И мы мокрые, но насытившиеся природой, двигаем в сторону Бильбао.
А теперь, как водится, несколько слов о столице Страны Басков. Еще 15 лет назад мало кто слышал о Бильбао. Хотя история его ведется с 1300г. когда деревушка, благодоря тогдашнему правителю, получает статус города и со временем превращается в один из крупнейших торговых центров северной Испании. На протяжении последующих веков статус города не менялся и к концу 20-го века здесь находилось множество промышленных предприятий и оживленный порт.
Кроме того, Бильбао бывал частым свидетелем выступлений басков за независимость. Мы, оба проведенных там дня, ходили по городу напевая "в Барселоне часто хулиганят баски, портят им сиесту с бомбами и в масках". И да. Баски сильно отличаются от населения, встречавшегося нам ранее. Как молодежь, так и более возрастное поколение, в довольно многочисленной его части имело хиповатый вид. Не раз на улицах попадались тетки 50-60+, с дикой фиолетово-малиновой окраской волос, да и молодежь не особо отставала.
Рома обратил внимание, как стайка девушек подростков, покидая обогретую ими лавочку, синхронно перерекинули ремешки сумок через голову, надежно, тем самым, фиксируя сумку на себе - как видимо, баски таки хулиганят. В районе старого города, нами неоднократно были замечены бомжи и совсе не трезвые граждане, а портье в гостинице, объясняя Лиде "куда пойти, куда податься" выдал, тыкая в карту, приблизительно следующее: "здесь исторический центр, здесь шопинг, здесь наркоманы, здесь проститутки", а заодно порекомендовал пару ресторанов, рекомендуемых к посещению.
Но что-то стройность мысли сбилась и я скачу, в своем рассказе, опережая события. К истории Бильбао я венусь чуть позже, а пока о наших перемещениях.
Еще в Израиле мы планировали провести в Бильбао только последнюю ночь, а потому заране заказали гостиницу, находившуюся рядом с основной городской достопримечательностью - музеем Гугенхайма. Но прибыв, сутками ранее, нашли небольшую гостиницку почти у исторического центра города. Бросили вещи и пошли гулять по старому городу, оставив музей на завтра.
Первое впечатление от города, несколько тягостное. Какое-то все было, на мой взгляд, тяжелое и серое, хотя и красок присутствовало немало.
Зашли мы и кафешку, где поняли, что действительно, баский язык очень сильно отличается от испанского (даже на картах Испании, названия городов пишутся на 2-х языках. Иногда название узнаваемо, а зачастую совсем другое слово). Прожевав по паре бутербродиков и оценив их разнообразие, отправились дальше.
Я, как водится, заглядывала в сувенирные лавки в поисках очередной чашечки. В одной из лавок был сделан этот снимок. Рома, конечно, хорош, но обращаю ваше внимание на детали. Во первых беретик, это не просто беретик, это национальный головной убор баска. К нему еще шейный платок прилагается, но Рома про платок не знал, потому не нарядился. Во вторых, магнитики за Роминой спиной - среди них есть флаг страны Басков, кардинально отличающийся от Испанского. И в третих, на той же стойке с магнитиками висят плетеные штуки-черпалки. Это специальные клюшки, для игры в какую - то местную игру. Занимательная игра (в тот же вечер мы видили трансляцию по местному каналу телевидиния). Этакая смесь крикета и тениса, где 4 мужика гоняют этими клюшками мяч между 2-х стен.
А на соседней улочке нашли забавный магазинчик
http://www.kukuxumusu.com/ , точнее магазинчик с забавными картинками на всяческих разных вещах, как то майки, шапки, чашки, брелки и т.д. Естественно вышли от туда не с пустыми руками.
Попытались мы найти ресторанчики, рекомендованные нам ранее в гостинице и нашли их, ног к нашему удивлению в 20 вечера все было закрыто, по выражению Ромы "на лопату" (как и очень многие общественные заведения не только в Бильбао, но и в других местах). Причем было совершенно не понятно уже закрыто или еще не открыто. Мы прошлялись еще около часа, в ожидании чуда (открытия заведения), но вновь посмотрев на запертую дверь, не солоно хлебавши, протиснулись через несколько кучек (у них манера такая - собраться кучкой рядом со входом в бар и громко говорить , такое впечатление, что каждый сам с собой) басков, отправились спать.
На утро последнего дня пребывания в Бильбао, был запланирован поход по магазинам (на сей раз не сувенирным, а нормальным, обычным магазинам. Вот мы и отправились в запремеченный накануне ЦУМ, каньон или не знаю как он по испански называется. И через пару часов вышли от туда с обновками. Правда, мой план по покупкам, остался недовыполненным, я так и не нашла подходящую сумку и очки. Сумку я так и не купила, а вот очки были преобретены в ближайшем очечном магазинчике, запримеченном Лидой (у моих спутников выработался условный рефлекс, еще бы 10 дней бродить с человеком, заходящим в очечные лавки в поисках очков и в сувенирные магазины для покупок чашечек). Но и Лида не проводила времени в магазине без дела и тоже обзавелась солнечной защитой.
На обратном пути, мы обнаружили открытым один из тех ресторанов, в котрый вчера не попали. Оказывается он только до 20:00 работает. Естественно зашли и не пожалели. Тех восхитительных мидий до сих пор вспоминаем, да и остальные блюда были хороши!
И вот сытые и довольные мы отправились перебазироваться из одной гостиницы в другую и осматривать основную достопримечательность города музей Гугенхайма - музей современного искусства, точнее его испанский филиал (кроме основного здания в Нью Йорке, филиалы есть в Берлине, Венеции, Лас Вегасе, а теперь и в Бильбао)
Как я говорила ранее, еще 15 лет назад Бильбао был совершенно не известен. Мировая извесность к городу пришла в 1997 году с момента открытия музея, спроектированного Френком Гери.
Когда было принято решение о строительстве филиала музея Гугенхайма в Испании, в результате долгих споров, выбор пал на Бильбао, лишенный туристических достопримечательностей. Именно музей должен был способствовать привлечению туристов и он с этой задачей удивительно быстро справился. Причем, я бы назвала здание музея основным его экспонатом, а с его открытием, начался так называемый "Эффект Гуггенхайма", называемый иногда эффектом Бильбао.
После открытия музея, сюда потянулись многие известные скульпторы и архитекторы. Норман Фростер разработал проэкт метро, входы на станции которого обозначены вырастающими из земли столбами с кругами
Сантьяго Калатрава построил аэропорт, напоминающий птицу в полете (его я не засняла) и изящный , стильный мост( собратья которого красуются в Петах Тикве и Иерусалиме) через реку Нервион в центре города недалеко от музея.
Рядом с музеем красутся мост Сальве освещающий ночью всю округу.
Встречались на улицах и временные композиции Вот одна из них "Чайки" или в моей интерпритации "птицы гордые, птицы сильные но ...(не совсем нормальные - для тех кто с первоисточником не знаком)
Из за хлынувшего в город потока туристов, было построено много дизайнерских отелей, в одном из которых мы проводили нашу последнюю ночь. ( Hesperia Bilbao).
Рядом с музеем Гуггенхайма установлена 9 метровая скульптура паука «Мама» от американского скульптора Луизы Буржуа. Такие пауки стоят во многих городах мира. Скульптор посвятила десятиметрового паука своей матери.
ну и Рома, естественно, не мог в" маме" пальчиком не поковыряться.
Около музея, есть еще несколько скульптур, название и значение котрых мне не известно
а это стандартная композиция "мы устали"
а перед входом в музей
стоит символ "прирученной природы" - это огромное вечнозеленое дерево, подстриженное в форме щенка с системой полива внутри. Американец Д.Кунс сделал "шенка" к сиднейской олимпиаде, но по просьбам жителей Бильбао, его оставили в столице Страны Басков.
Обойдя музей со всех сторох мои утомленные сопутники засобирались обратно в гостиницу, а я решила отправиться на ознакомление с экпозицией музея.
Я в современном искусстве ничегошенки не понимаю, вообще в моем представлении, искусство это Рембрант с Айвазовским, а "Черный квадрат" никогда не понимала и не пойму, но не сидеть же в гостиничном номере в последний день отпуска, да и вдруг увижу что то такое, что "пойму и приму"
В музее есть только один постоянный экспонат: серия огромных, ржавых металлических конструкций "Вопрос времени" (в моем понимании все мы заржавеем, вопрос когда)
Все остальное временные выставки, на осмотр которых, мне не потребовалось много времени.
Идя по музею, я все время вспоминала рассказ одного из персонажей фильма "О чем говорят мужчины", о его посещении музея Гугенхайма в Нью Йорке. У меня впечатления были такие же. 70% из экспонатов, я бы назвала "Куча мусора", а как еще можно назвать три ведра из под краски набитые осколками галогеновых ламп?
Или картину с полоской красной, полоской оранжевой, полоской желтой ? Или тому подобные произведения, например "Клетка для лампочек"
или кракозябра вылезающая из линкольна
или "Венеры Милосские" нашего времени.
Хотя само здание изнутри, выглядело замечательно.
Так что не прониклась я и на сей раз. И потопала обратно в гостиницу, по дороге заснявшись на фоне главного экспоната музея, самого музея.
Вот в это здание я просто влюбилась
А влюбившись, мне захотелось посмотреть на "объект воздыханий" в темное время суток, благо наша гостиница была совсем рядом.
Лиду мне соблазнить не удалось, а Рома составил мне компанию и после захода солнца мы пошли смотреть на музей... и были разочарованы. Рома все время бормотал: "и здесь они (испанцы) экономят, а я не могла с ним не согласиться. Построив здание стоимостью в сотню миллионов евро, никто не позаботился осветить его ночь. Только свет с моста Сальве.
и башни высотки падали на музей.
Причем на кадре все выглядит более ярко, чем на самом деле.
Так что довольно скоро мы вернулись в гостиницу, на том и закончилось наше путешествие по северной Испании.
Перед тем как сделать выводы, хочу сказать спасибо
lida_glida и
morick13 за составленную компанию. С вами там было хорошо (как, впрочем, и везде) !!!!
А теперь выводы.
1) Если вы хотите Европы в июле-августе, но не хотите из одной печки, попасть в другую, то север Испании - самое то.
2) Если вы учите испанский или запаслись переговорником, то хорошо освойте кулинарную часть, дабы не гадать в ресторане что бы съесть (в Стране Басков, это, правда, не поможет но все лучше чем ничего.
3)Гостиницы в 2**, как правило, чистые и весьма комфортные. И находятся в течении часа максимум.
4) Очень важно, в дополнение к GPS иметь обыкновенную, бумажную карту. Когда вы замучены фразой "потерян сигнал ЖПС", наличие карты успокаивает и вносит оптимизм.
5) Как и предполагалось, оставлять 1 час на пересадку нельзя. Если бы мы взяли такие билеты, то опоздали бы на самолет из Брюсселя в Бильбао. Уж лучше чуть подождать.
6) Северная Испания - место, где среднвековые городишки чудом сочетаются с современными и удивительной красоты природа дают множество возможностей выбора для странника.
7)........ оставляю открытым, если есть дополнения, то дополняйте, товарищи попутчики :-)