И трактуются православными как популизм и человекоугодничество - это в лучшем случае.:)//
Какими именно православными? Я так не трактую, к примеру :)))) Мы только выходим из постсоветского пространства, когда духовное образование как новоначальных, так и старчествующих было очень посредственным. Из этого родилась масса "благочестивых преданий", которые никак не соотносятся с догматами и проч.
Читая правила Святых Отцов, догматы и проч. необходимо воспринимать все в историческом контексте, понимать что именно заставило принять то или иное правило.
К примеру, говорится, что Патриарха и летом обязаны мы на санях возить, мы же не возим :)))))))))))))))))))))))))))))))))))
Как говорит о.Дмитрий Смирнов, все правила - это маячки. Надо думать головой в первую очередь.
Кроме того, мне очень понятно такое убеждение: правила придуманы для тех, кто не может думать сам :)))))))))))
Одним словом, резюмируя, скажу: не так страшны правила, как их малюют те, кто привык жить по правилам :)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
Я, конечно, не о всех православных, а о тенденции, которую нельзя не заметить - особенно тому, кто только входит в церковь.:) Мы-то, тёртые калачи, уже приноровились - например, вот этому "историческому" восприятию правил.:)) Но все равно вопрос возникает (он не к Вам, разумеется): если правило устарело (о санях, и не только), - то почему б его честно не отменить? Ведь это лукавство - когда все обходят такие правила "по умолчанию"...:)
Пототому что этим сразу воспользуются желающие протащить свои правила и те, кто хочет посеять смуту и расколоть Церковь. Одни будут обновленцами, другие будут обвинять всех в обновленчестве :)))
Тоже давно и постоянно с этим сталкиваюсь. В главном себе объяснила так: правила-то создавались монахами и для монашеской жизни, а мы в миру живем. Но от этого не легче, от всех мелочей, когда то протестуешь внутренне, то виноватой себя чувствуешь((
Да, верно... Я в ответе на первый коммент уж написала: непонятно, почему нельзя устаревшие правила честно отменить, а монашеские отделить от не-монашеских...
ну вот в приведённом выше примере с катанием Патриарха на санях - неужели тут есть "ребёнок"?:))) Надо быть особенно духовным, чтобы решиться на отмену этого и подобных правил, граничащих с абсурдом?:)) Думаю, просто все боятся взяться за это, да и заняты совсем другим... Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт...
То есть если человеку указать определенные рамки и они как-то в его (само)сознании будут связаны со Спасением, то боюсь возможен вариант, когда он от них просто никогда не захочет отказываться... Под "рамками" разумею здесь те самые "душевные" костыли... Православие сразу устанавливает критерий: наш "потолок" - "отсутствие потолка" (!) От сюда думаю такое уклон в "возвышенно-позолоченное", как своеобразное напоминание , что "грядущего Града взыскуем"(Евр. 13,14). Опять же думаю, что раньше не столь сильно держались за форму, сколь за Дух Ортопраксии... Да и привязанности к внешнему(в том числе и к своему интеллекту) было видимо много меньше... Что касается протестантов самих по себе да и наших "православных протестантов" то же... От них же первый есмь Аз... ))
Здесь комментаторы писали о неофитской неразумности... Да это то же проблема... Сознание современного человека разорвано в клочья и потому ясно, что понять о том, что воцерковлять нужно свою душевность, а не отбрасывать её
( ... )
Да, пожалуй, я с Вами согласна.:) И про опасность прирастания к душевным "костылям", и про то, что свою душевность надо воцерковлять, а не отбрасывать!.. Вот именно этого опыта воцерковления душевности у нас в православии, я считаю, и нет!:( А к православным протестантам я тоже себя отношу...:) И мне дерзновенно кажется, что живи преп.Серафим, например, в наши дни, - он понял бы и не осудил это "крыло"...
///опыта воцерковления душевности у нас в православии, я считаю, и нет!///
Видимо он появляется постепенно, но к сожалению, ноне без неуместных "сопряжений" и "путаницы"... Все приходит, видимо, с опытом. :)
///А к православным протестантам я тоже себя отношу...:)///
Нуу... Я как-то не относил себя ни к кому... Просто знаю, что такой, какой есть... :) И знаю что и другие со схожими душевными качествами есть... Потому и обобщил... )) А хорошо это или плохо? Ну не знаю... Не так и не этак: вот смиренным быть хорошо, терпеливым... А это все так... Очередной дележ на "своих" и "чужих" с сомнительными целями-намерениями, как для некоторых... Вас не имею ввиду :)
///И мне дерзновенно кажется, что живи преп.Серафим, например, в наши дни, - он понял бы и не осудил...///
Думаю преп.Серафим по степени его обоженности зрел душу каждого и не нуждался в каких-то строгих умозаключениях или суждениях, а потому и не осудил бы... Опять же в связи с обоженностью... Просто бы принял, понял, и по возможности мягко поправил, где что не верно, но
( ... )
Что до родительских наставлений надо дорасти - это понятно, да... Мне непонятно другое: почему душевность (вот и у тебя тоже) - изначально стоит в негативном ряду, ассоциируется с "чувственным, эгоистичным, мирским", а не принимается, как одна из естественных ступеней возрастания человека? Да, это очень характерный оборот: "чтобы не впасть в душевное"... Эта боязнь большинству из нас присуща. Всё равно как если бы ребёнку велели сразу из ясельного возраста прыгнуть в студенческий, минуя (почему-то) естественную подростковость... Мне понравилась мысль, высказанная комментом выше: "воцерковлять нужно свою душевность, а не отбрасывать её оголтело...":) А о разбросанности по полюсам (ортодоксия - и православный протестантизм) - да, всё так и есть... Неужели они не смешиваемы, как масло и вода, и срединный "царский" путь невозможен?:)
А мне думается, что "детскость" не отбрасывается, а возрастает в лоне. Но каждый ребенок стремится возрасти(вырасти) и тянется за возросшими уже. Так миряне тянутся к монашествующим, даже здесь можно это заметить часто.))
Comments 104
Какими именно православными? Я так не трактую, к примеру :))))
Мы только выходим из постсоветского пространства, когда духовное образование как новоначальных, так и старчествующих было очень посредственным. Из этого родилась масса "благочестивых преданий", которые никак не соотносятся с догматами и проч.
Читая правила Святых Отцов, догматы и проч. необходимо воспринимать все в историческом контексте, понимать что именно заставило принять то или иное правило.
К примеру, говорится, что Патриарха и летом обязаны мы на санях возить, мы же не возим :)))))))))))))))))))))))))))))))))))
Как говорит о.Дмитрий Смирнов, все правила - это маячки. Надо думать головой в первую очередь.
Кроме того, мне очень понятно такое убеждение: правила придуманы для тех, кто не может думать сам :)))))))))))
Одним словом, резюмируя, скажу: не так страшны правила, как их малюют те, кто привык жить по правилам :)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
не хочется думать, что мы, православные, все немилосердные дураки...:))))
Reply
Reply
Reply
Reply
Я в ответе на первый коммент уж написала: непонятно, почему нельзя устаревшие правила честно отменить, а монашеские отделить от не-монашеских...
Reply
Reply
Reply
Думаю дело в "потолке"... ;))
То есть если человеку указать определенные рамки и они как-то в его (само)сознании будут связаны со Спасением, то боюсь возможен вариант, когда он от них просто никогда не захочет отказываться... Под "рамками" разумею здесь те самые "душевные" костыли... Православие сразу устанавливает критерий: наш "потолок" - "отсутствие потолка" (!) От сюда думаю такое уклон в "возвышенно-позолоченное", как своеобразное напоминание , что "грядущего Града взыскуем"(Евр. 13,14). Опять же думаю, что раньше не столь сильно держались за форму, сколь за Дух Ортопраксии... Да и привязанности к внешнему(в том числе и к своему интеллекту) было видимо много меньше... Что касается протестантов самих по себе да и наших "православных протестантов" то же... От них же первый есмь Аз... ))
Здесь комментаторы писали о неофитской неразумности... Да это то же проблема... Сознание современного человека разорвано в клочья и потому ясно, что понять о том, что воцерковлять нужно свою душевность, а не отбрасывать её ( ... )
Reply
А к православным протестантам я тоже себя отношу...:) И мне дерзновенно кажется, что живи преп.Серафим, например, в наши дни, - он понял бы и не осудил это "крыло"...
Reply
Видимо он появляется постепенно, но к сожалению, ноне без неуместных "сопряжений" и "путаницы"... Все приходит, видимо, с опытом. :)
///А к православным протестантам я тоже себя отношу...:)///
Нуу... Я как-то не относил себя ни к кому... Просто знаю, что такой, какой есть... :) И знаю что и другие со схожими душевными качествами есть... Потому и обобщил... )) А хорошо это или плохо? Ну не знаю... Не так и не этак: вот смиренным быть хорошо, терпеливым... А это все так... Очередной дележ на "своих" и "чужих" с сомнительными целями-намерениями, как для некоторых... Вас не имею ввиду :)
///И мне дерзновенно кажется, что живи преп.Серафим, например, в наши дни, - он понял бы и не осудил...///
Думаю преп.Серафим по степени его обоженности зрел душу каждого и не нуждался в каких-то строгих умозаключениях или суждениях, а потому и не осудил бы... Опять же в связи с обоженностью... Просто бы принял, понял, и по возможности мягко поправил, где что не верно, но ( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Мне понравилась мысль, высказанная комментом выше: "воцерковлять нужно свою душевность, а не отбрасывать её оголтело...":)
А о разбросанности по полюсам (ортодоксия - и православный протестантизм) - да, всё так и есть... Неужели они не смешиваемы, как масло и вода, и срединный "царский" путь невозможен?:)
Reply
Reply
Leave a comment