Обещанное продолжение японского цикла. Сегодня давайте поговорим про период Муромати, начавшийся с попытки реставрировать власть императоров, а закончившийся полновесной феодальной раздробленностью.
К концу XIII века над Японией, только что отбившей второе вторжение монголов, нависла новая угроза. Правда, военной ее можно назвать с немалой натяжкой: те самые самураи, что небезуспешно ломали хребет монголам, оказались на грани обнищания: многие из них дробят свои земли, продают, выдают в залог... А ведь голодный самурай - существо опасное, что наглядно доказали битые иноземные захватчики. Правительство в Камакуре немного думает, а потом встает на сторону самураев - всех ростовщиков обязали вернуть самураям все залоги и простить все долги. Вот так, в одностороннем порядке. Правда, с этого момента самураям в долг уже почему-то никто давать не хотел, а аппетиты-то только росли... В общем, для камакурского правительства настали не самые лучшие дни. Род Ходзё - тот самый, что в те времена был синонимом того самого правительства в Камакуре - пытается выправить ситуацию, добившись жесткой централизации власти. Региональным самураям, которые как раз доедали остатки того, что им ссудили в былые времена ростовщики, по нраву такие инициативы не пришлись.
Был бы повод, а желающие - найдутся. Желающим выступает император Го-Дайго, который поднимает восстание против рода Ходзё. И, хотя в итоге он потерпел поражение и был сослан на остров Оки, Камакуру это не спасло - сын проигравшего императора Мориёси продолжает борьбу, Го-Дайго в итоге бежит из ссылки, поднимая на свою сторону региональные власти... Правительство в Камакуре пало, а род Ходзё - уничтожен. В Японии начинается реставрация Кэмму, ставившая своей задачей возврат к монархии в ее классическом понимании.
Прогнило что-то в японском королевстве внезапно - вставший у руля император Го-Дайго ухитряется рассориться с возведшими его на трон самураями - фактически, все преобразования в империи он предпринимал в пику этим самым самураям. Так что один из их лидеров, Асикага Такаудзи, очень быстро организовывает в Киото нового, правильного императора. А Го-Дайго бежит на юг, в Ёсино, однако сдаваться не собирается. Фактически, в стране начинается гражданская война.
Асикага Такаудзи тем временем становится фактическим правителем Киото и сегуном - основоположником сегуната Муромати. Ошибки императора Го-Дайго он учел в полной мере - ни о какой централизации не идет речи, сегун опирается на военные региональные элиты, в карманах которых он готов оставлять половину собираемых в их владениях налогов, однако - при условии того, что те будут поддерживать и кормить местных самураев. С одной стороны, это позволило Муромати изрядно укрепиться в Киото. С другой - с такими полномочиями и влияниями региональные властители далеко не всегда считали нужным оглядываться на распоряжения в Киото. К 1392 году война заканчивается: третий сегун Муромати объединяет под своей властью Японию, превращая сегунат в общеяпонское правительство, если не забывать о том, что это правительство его региональные представители слушали через раз и краем уха. Однако же, классической феодальной раздробленности европейского образца в Японии упорно не складывается. Впрочем, четкой централизации не складывается тем более - региональные лидеры то признают верховенство Муромати, то поднимают восстания, которые, впрочем, давят... Подобное положение дел с переменным успехом длится аж до конца XV века, когда на сцену окончательно выходят Даймио - главы местных самурайских родов. Их сила и влияние таковы, что по всей Японии они скидывают ставленников Киото, устанавливая свои порядки и свои законы. Сегунат окончательно теряет роль общеяпонского правительства.
На юге острова Рюкю из-за бардака в центральной Японии вспыхивают сепаратистские движения. Вскоре там возникает королевство Рюкю, которое, живо подсуетившись, заключает договоры с Китайской династией Мин, а затем и с сегунатом, окончательно превратившись в самостоятельного игрока в международной политике.
Вот они, острова Рюкю. Южные находятся совсем недалеко от китайского Тайваня:
Кстати говоря, Рюкю устроились очень неплохо: в те времена японцы были не дураки попиратствовать, так что отношения между Китаем и Японией были далеко не всегда сахарными и наполненными взаимопониманием. Японцы то и дело грабили Китай, Китай то и дело запрещал торговлю с Японией, в которой последняя немало нуждалась. Правители Рюкю во-первых платили китайцам дань, а во-вторых в пиратстве отродясь замечены не были, так что очень быстро они превратились в главного посредника в торговле между Японией и Китаем.
А теперь - обратим свои взоры на юг. Всмотритесь в морские горизонты - они вот-вот расцветятся полотнищами парусов: в Японию идут европейские корабли.
Первые контакты европейцев (южных варваров в терминологии японцев) с японцами произошли в 1543м году. Японцы с европейцами вроде как поладили, и будучи нацией миролюбивой и мудрой, в первую очередь у пришельцев они перенимают... Верно. Огнестрельное оружие, что ж еще. Вскоре аркебузы начинают производить по всей Японии.
В 1549м в Кагосиму прибывает иезует Франциск Ксаверий. Начинается история японского христианства, каковое японцами так же встречается более чем благожелательно. Немного отклоняясь от темы, замечу, что ни японское шинто, ни буддизм как таковой никогда особо не собачились с представителями иных религий, так что первые межрелигиозные контакты едва ли были хоть сколько-то враждебными - как минимум, со стороны самих японцев. Впрочем, зря я раскрываю варежку на духовность: многим самураям торговля с южными варварами была невероятно выгодна, а Париж, как вы понимаете, вполне стоит мессы. Так что христианство начинает распространяться в самурайской среде. Например, один из властителей-самураев дарит христианам город Нагасаки, а иезуиты открывают по всей Японии христианские школы - при полном содействии японских властей. На всякий случай напомню, что орден Иезуитов, простым языком выражаясь, был этаким министерством пропаганды Ватикана, так что удивляться такой его активности в Японии особо не стоит - они успешно орудовали по всему миру, занимаясь миссионерской деятельностью. К концу XVI века в Японии насчитывается более 300 тысяч христиан. В 1582 году их посольство с большой помпой примет Папа Римский...
Итак, на дворе бушует XVI век. Измучанные постоянными усобицами, буддийские монахи и знать частенько бегут в глушь, в провинцию, принося туда знания и культуру столицы и завершая синтез простонародной и аристократической культуры в единое целое. Япония поделена на владения Даймио, далеко не все из них считают нужным признавать власть сегуната Муромати даже номинально: в свое время признание региональных полномочий помогло Муромати удержаться у власти, однако теперь оно же превратило их в свадебных генералов. Христианство стремительно набирает силу и популярность: вскоре христианская протекция будет значить очень немало в японской политике. Вот только выбор христианство в итоге сделает... Неверный. Близится воссоединение Японии. Но о нем речь пойдет в следующей серии.