Путь Воина

Feb 08, 2014 11:14

А я тем временем продолжаю цикл, посвященный японской истории. Сегодня у нас на повестке дня период Хэйан, которому Япония, собственно, и обязана своей уникальной культурой, да и не только одной лишь культурой.

[Оглавление]
Глава 1. Заря Восходящего Солнца
Глава 2. Путь Воина





Когда я прихожу в этот сад, созданный моими предками,
я вспоминаю: как и эти цветки, все мы умираем.
Чувствовать жизнь в каждом вздохе, в каждой чашке чая,
в каждой жизни, которую мы отнимаем -
это и есть путь Воина;
это и есть бусидо.

Хосокава Кацумото.

Новая столица Японии подарила название периоду Хэйан, длившемуся с 794 по 1185 год. В переводе "Хэйан" означает "мир, спокойствие". Впрочем, едва ли эти времена были так уж спокойны...

Итак, в 784 году император Камму принимает решение перенести столицу. Отныне эта роль отведена городу Нагаока в провинции Ямасиро. Фудзивара-но-Танэцугу, представитель влиятельного клана Фудзивара, по указанию императора принимается за строительство, каковое было почти завершено спустя 10 лет. Но тут приключается незадача - младший брат императора Савара убивает Танэцугу. Император Камму счел это убийство плохим предзнаменованием, а потому решил от планов по переносу столицы в Нагаоку отказаться. Ну а Савару на всякий случай уморили голодом. Столицу же перенесли в Хэйан-Кё, который впоследствии так и назовут - Киото (Столичный город или Столица). Киото относится к типу искусственно созданных городов. Город спроектирован в виде прямоугольника 4,5 на 5,2 км и построен в точном соответствии с практикой Фэн Шуй, которая в Японию, ясное дело, также пришла из Китая.

Надо отметить, что назначение Танэцугу обуславливается, в первую очередь, его происхождением: большая часть периода Хэйан характеризуется фантастическим влиянием рода Фудзивара на тэнно (тэнно - титул японского императора). Большинство царедворцев происходили именно из этого семейства, которое разрослось до такой степени, что вскоре разделилось на несколько ветвей, которые грызлись друг с другом не реже, чем с остальным дворянством. Японские императоры, бывшие одновременно верховными жрецами Шинто, были связаны огромным количеством обычаев, сводов и тому подобных правил, преизрядно мешавшим им жить. Так что в итоге возникла презабавнейшая система инсэй: император, которому происки коварных Фудзивара и остальные интриги быстро надоедали, отрекался от престола в пользу наследника, каковому с этого момента полагалось возиться с церемониями, ритуалами и так далее. А отец, приняв духовный сан, становился этаким "серым кардиналом", обладавшим огромным, хотя и не очень официальным влиянием. Вообще, период Хэйан довольно противоречив: с одной стороны - активное реформирование государства, с другой - чиновников куда больше интересовали новые должности и доходы, нежели сама служба.


Эпоха Хэйан была наполнена не только интригами и грызней, но и тем самым созерцанием падения лепестков сакуры, долгими разговорами, религиозными церемониями, в которых оттачивались красота и изящество каждого жеста. Дворец императора стремительно заполняется произведениями искусства, которое, наконец, "переварило" все китайские заимствования. Требования к аристократам тех времен - не воинские заслуги и таланты, отнюдь: дабы быть допущенным к дворцовым увеселениям, вельможа должен обладать даром стихосложения, играть на нескольких музыкальных инструментах и знать наизусть труды конфуцианства. Это - минимум, к которому прилагалось еще немало всего. Первое и главное в японском обществе того времени - внешняя безупречность. Хотя буддизм процветает, и в Японии возникает сразу две новых буддийских школы (Тэндай, основанная монахом Сайте, и Шингон, основанная Кукаем), высший свет японского общества ставит проповедуемую им добродетель на второе место, первое отводя внешнему виду и стилю.

Начинается развитие той самой самобытной японской культуры. Этому немало способствует начавшаяся в конце IX века изоляция, которой суждено продлиться около трех столетий.



Впрочем, культура культурой, а подобный образ жизни высшего света редко способствует стабильности и процветанию государства, особенно если вспомнить, что огромная по тем временам 60тысячная армия была распущена вскоре после отказа Ямато от экспансии в Корею. В IX веке дороги империи постепенно перестают быть безопасными: на них начинают все чаще шалить разбойники, тут и там вспыхивают мятежи, спровоцированные постепенным ухудшением дел в экономике и, прямо скажем, не самым мудрым поведением двора и власти, которая в глазах некоторых региональных вельмож начинает выглядеть откровенно слабым. Перед японским правительством встал хорошо знакомый русским людям вопрос: что делать?

Центральное правительство делегирует наместникам управ право набирать на службу вооруженные отряды. Речь идет уже не о лапотных крестьянах, поставленных под ружье (вернее, под копье): новые отряды состоят из профессиональных воинов, хорошо обученных и вооруженных. В Японии начинается эра самураев.

Самураями становятся, преимущественно, аристократы, лишенные серьезного влияния или богатства. А вот высшие сановники империи чем дальше, тем больше начинают относиться к воинскому делу с несвойственным японцам презрением.

А "на местах" начинает литься кровь. Кланы военных аристократов стремительно превращаются в грозную силу, которая до поры до времени повинуется приказам императора и правительства, но уже приступила к междоусобным столкновениям. В 939 году вспыхнул первый мятеж, в котором приняли участие самураи (или, буси, как их еще называют. Под самураем в первую очередь следует понимать человека "на службе". Буси - представитель воинского сословия. Многие самураи были буси, а буси - самураями, однако определенные различия все же есть). Что примечательно, мятеж этот был подавлен опять-таки при помощи самураев. Первая ласточка... Настоящие битвы еще впереди, они грянут в XII веке.

Постепенно из смут и передряг складывается картина, в которой первенство оспаривают три дома: Фудзивара, Тайра и Минамото. В 1156 году начинается смута Хогэн: два претендента на трон, Сутоку и его брат Госиракава приступают к выяснению отношений. В итоге Госиракаве удается-таки стать тэнно, а поддержавший его дом Сайра становится наиболее влиятельным в Японии. Этот статус будет лишь укреплен в последующей смуте Хэйдзи - Фудзивара и Минамото выступили против Тайра единым фронтом, но помогло им это так себе. Скорее, наоборот: глава рода Тайра, Киёмори, разбил своих противников, получив должность великого министра и раздав все значимые должности своим родственникам и приближенным.

Впрочем, торжествовать дому Тайра долго не пришлось: во время третьего витка борьбы за власть дом Тайра не устоял, чему немало способствовала смерть его главы Киёмори от лихорадки. В результате целой череды битв, описанием которых я не буду утомлять моих читателей, Тайра были изгнаны из Киото и окончательно разбиты в морском сражении при Дан-но-ура в 1185 году. Кстати, именно эта битва является "завершающим штрихом" периода Хэйан

Окончательным победителем оказался Минамото-но-Ёритомо, расправившийся и с конкурентами, и с родственниками, в которых он видел все тех же конкурентов. Он избрал своей резиденцией не Киото, а Камакуру - великолепно укрепленный прибрежный город, где Ёритомо получил титул сёгуна. Фактически, правителем Японии становится именно он. Тэнно, сидящий в Киото, хоть и остается тэнно, на деле не играет сколько-то значимой роли.


Сегунат Камакура.

Ёритомо получает право назначения военных губернаторов во всех регионах страны и надзирателей за частными и государственными землями. Кроме того, титул сегуна (или должность - кому как нравится) делал Ёримото командующим над всеми самураями Японии.

Впрочем, история бывает очень, очень ироничной. После смерти Ёритомо его вассалы из рода Ходзё расправляются с несколькими самурайскими лидерами. Теперь уже и роль сегуна, как и роль тэнно, становится номинальной. В Японии складывается уникальная ситуация троевластия, в которой реальная власть сосредотачивается в руках рода Ходзё, который приглашал в правительство видных представителей сегуната и императорской семьи, полностью его, разумеется, контролируя и руководя от их имени. Попытка императора поднять в 1221 году в Киото восстание против текущего положения дел и восстановить централизованную монархию успеха не приносит: армии тэнно разбиты, самурайское правительство подчинило себе столицу и западные регионы страны, а в 1232 году Ходзё Ясутоки принимает первый свод самурайских законов, призванный в первую очередь закрепить текущее положение дел.

А в это время...


... В 1215 году после долгой, изнуряющей осады пал Пекин. В 1218 - земли Великого Ляо. К 1227 году - полностью покорены земли Западного Ся. Местное население - тангуты - вырезано почти поголовно. К 1234 году пало северное царство, к окончанию войны совершенно разоренное и пришедшее в полный упадок. Единственные, кто еще сохранил свою независимость - Южная Сун. Впрочем, и этому, последнему осколку Китая не удалось устоять: несмотря на отчаянное сопротивление, армии Южного Сун разгромлены, а его столица - Ханчжоу - пала в 1276 году. Когда-то величайшая держава в регионе лежит в руинах и представляет из себя тень былого величия и великолепия. Вряд ли в Китае кто-то думает о том, что то же самое творится и на далеком западе, где под ударами Монгольской империи гибнет Киевская Русь.

В 1260 году после серии набегов вассалом монголов признала себя Корея.

В 1266 году хан Хубилай, внук Чингисхана, отправляет в Японию гонцов, предлагая японскому императору принять вассалитет - так же, как это сделала Корея, когда-то смотревшая свысока на никчемных варваров. Однако, ответа послы не получают. Хубилай высылает армию, но в то же время не теряет надежды добиться своего мирным путем, а потому продолжает слать все новых и новых эмиссаров, которые раз за разом возвращаются с пустыми руками - впрочем, большинству попросту не дали даже сойти на берег.

Хубилай вовсе не отличается лебединым характером. И не привык к тому, что его требования игнорируются. Не знающая поражений Монгольская армия готовится к новой - очередной - войне.

Япония, история

Previous post Next post
Up