Пешком по юго-западу Крита. Е4 . Ущелье Арадена

Sep 09, 2019 09:08

В нашем походе мы планировали пройти три ущелья юго-западной оконечности Крита. Айя Ирини мы прошли; Самария была закрыта как минимум до середины мая из-за разрушений, нанесенных зимними и весенними паводками; а ущелье Арадена, запланированное на вчера, как часть перехода из Айя Румели в Ликос, мы не пошли, так как сильно устали (морально и физически, морально - больше) на переходе Суйя-Айя Румели, а подъем наверх к мосту через ущелье и спуск по нему, добавлял километров 10 к четырнадцати километровому трейлу и метров 700 набора высоты.
Получалось, что из трех ущелий мы прошли только одно. Абыдна, да...
И вот уже поздно ночью меня вдруг осенило...

А почему бы не подняться к мосту Арадена из Ликоса и в Ликос же спуститься, а потом отправиться дальше в Хора Сфакион? Смотрю на МапсМи - от Ликоса до моста есть какие-то проселочные дороги.
Бегу к хозяевам нашей гостиницы: - А не отвезете ли нас наверх к мосту Арадена?
Хозяина нет, он весь день проводит где-то в горах с козами и овцами, вот и вчера только после семи вернулся, а работники предлагают вызвать такси из Хора Сфакион. Нет, эта байда нам не нужна - и дорого получится, и времени много займет.
Отправляюсь на переговоры в соседнюю гостиницу - вчера мы там ужинали. Хозяйка без проблем соглашается отправить нас на машине со своим взрослым сыном, где-то через пол часа и всего за 30 евро. А пока мы располагаемся в её таверне на завтрак.
Лиза снова сачкует, а мы втроем грузимся через полчаса в джип и едем по горным дорогам наверх где-то полчаса. Дороги абсолютно дикие - спугивали машиной больших орлов прямо с дороги.
И вот мы выходим около моста Бейли через ущелье Арадена.

Церковь Архангела Михаила, возвышающаяся на краю каньона Арадена, представляет собой крестообразную церковь с куполом, построенную в 14 веке и построенную на бывшей базилике 5-6 века в древнем город Арадин. Там есть фрески 14 века.

Переходим через мост, любуясь видами ущелья сверху.

Проходим через пустую деревню Арадена. Деревня Арадена была заброшена после одной из последних больших вендетт Сфакии в 1950-х годах. Дома села превратились в руины, сохранилась только византийская церковь Архангела Михаила .

Но сейчас,возможно, из-за наплыва туристов, уже кое-где видно, что некоторые дома ремонтируются и перестраиваются, и даже ведется какое-то хозяйство.

В ущелье есть два спуска - с каждой стороны ущелья, ими пользовались жители древни для перехода через ущелья до постройки моста.  Но раз уж мы хотели пройти через деревню, то и спускаемся с этой стороны. Кстати, спуск со стороны деревни (за церковью) не такой крутой, как с противоположной.

Вот и спустились. Теперь - вниз, к  морю - в Мармару.

Теперь мы смотрим на мост снизу.
В 1986 году над узким местом каньона глубиной 138 метров был построен стальной балочный мост, чтобы соединить две стороны ущелья Арадена. Этот мост был построен на деньги семьи из Агиос Иоанни по имени Вардиногианнис, которая эмигрировала в США. Это мост, с которого можно совершать прыжки с банджи на 138 м вниз! Это самый высокий мост для банджи в Греции и второй по высоте в Европе.

В реале, мост - это толстые деревянные балки, поперечно уложенные на металлические рельсы. Когда сверху проезжает машина, а порой и автобус - ухасный грохот разносится по ущелью и впечатление , что вся конструкция сейчас же обвалится вниз, а вместе с ней и стены каньона.

Заблудиться в ущельях трудно, знай - иди себе вниз.

Арадена - самое глубокое ущелье Крита - стены каньона возвышаются с обеих сторон больше, чем на сотню метров.

И шли мы, шли, и пришли к вот такому каменному завалу.

Тут, конечно, есть какая-то обходная дорожка по склону, но туда нам не интересно.

А интересно нам вот сюда. Чего тут думать - прыгать надо!

Сначала нужно спуститься по гладкому камню.

Там даже веревочка для подстраховки болтается.

Некоторые, впрочем, ходят тут, как по ровному асфальту.

А дальше спуск метров на 10 по железной лестнице.

Ближе к низу, я уже могу оглядываться и даже улыбаться в камеру.

А потом - ещё одна лестница. Хорошо, мы привычные к спускам-подъемам по скобам в ущельях Мертвого моря. А по лесенке спускаться можно, даже не глядя, шаг ступенек одинаковый - вниз смотреть совсем не обязательно.

Ущелье то расширяется,

То снова сужается (до 8 метров в самой узкой части).

Несмотря на высокие отвесные стены, кроме деревни Арадена, есть ещё 8 старых троп, поднимающихся из ущелья наверх к разным заброшенным селеньям.

Несмотря на отсутствие воды, в каньоне много растительности.

Арадена - один из самых интересных каньонов Крита, и один из самых длинных, его длина - 15 км.

В древней Сфакии его называли Фарагас (Огромное ущелье) из-за его размера, чтобы отличить его от остальных ущелий Сфакии.

Ущелье начинается от южных склонов горы Тодорис в Белых горах, а именно от подземного ручья пещеры Драколакки.

Но основной туристический маршрут по каньону - всего 7 км в длину, от моста возле деревни Арадена до Ликийского моря или наоборот.

Заросли олеандра часто встречаются в ущелье.

По отвесным скалам, как и везде на Крите, скачут козлы, оглашая воздух своим блеяньем и звоном колокольчиков.

Вот только не для всех из них эти прыжки над пропастью заканчиваются благополучно.

Говорят, что раньше люди спускались по ущелью на мулах. Не знаю, не знаю - некоторые участки довольно сыпучие и для ходьбы с палками.

Устраиваем кофейную остановку - не просто так ведь таскаем с собой джезву, горелку и кофе с кардамоном.

После кофе идется гораздо веселей.

Впереди уже маячит море.

А вот и овцы в мраморных пещерах.

Выход к морю к уже знакомому нам пляжу Мармара. Ещё немного, и мы возвращаемся в место нашего вчерашнего (или сегодняшнего?) ночлега - в Ликос.

Небольшой отдых, и мы отправляемся на последний участок нашего трейла - от Ликоса до Хора Сфакион.

Продолжение следует...

Все посты о походе " Пешком по юго-западу Крита. Е4."
Утро в Ханье
Айя Румели - Ликос
Ущелье Арадена
Ликос - Хора Сфакион
Фото-оглавление и логистика путешествия.