Я заметил ещё на прошлой итоговой пресс-конференции начальника Приволжской железной дороги Сергея Анваровича Альмеева: а это ведь очень хорошая идея каждый раз проводить встречу с журналистами в новом месте. Ну благо дорога у нас достаточно большая (три области входят), разных интересных мест много. В общем я тогда и представить не мог, что следующая конференция будет в другом месте и в другом формате - посещу я её... из дома. Но куда деваться: такое время, такие решения.
Короновирус и изоляционные мероприятия никуда не делись, поэтому встречи приходится проводить в формате видеоконференции - тут уж ничего не попишешь, но лично мне было даже интереснее. Я впервые был на столь крупном официальном мероприятии, организованном через Zoom - поэтому мне было в том числе любопытно. К слову сказать, какие-то слайды, которые тут использую - я наснимал прям в зуме (качество так себе - зато неплохо иллюстрируют общую картину); ну а всё что не слайды - то мои снимки сделанные преимущественно в уходящем году.
Основной слайд, с ключевыми показателями за прошедший год. Трудно сказать, как (и в какой момент) верстались планы - раз более-менее удалось им следовать. Но в общем я выделил для себя два ключевых момента (если смотреть не по отношение к плану, а по отношению к прошлому году):
1) Пассажирские перевозки просто рухнули (почти в два раза - это конечно очень серьезный удар по отрасли)
2) При этом грузовые перевозки практически остались на уровне - что несомненно хорошо (вообще показатель грузовых перевозок - фактор работы промышленности в целом - и тут судя по всему всё не так плохо):
Насчёт пассажирских перевозок всё понятно - в период апреля-мая целые поезда-маршруты отменяли. Хотя по факту летом удалось немного отыграть назад (опять же - средства защиты, методики работы, вот это всё), в целом всё равно народ ездил куда-то меньше. Не последнюю роль тут ещё сыграло то, что летом по сути в полную силу заработал аэропорт Гагарин (открылся осенью прошлого года, но тогда ещё не раскачался), оттянув заметную долю пассажиров на себя:
С грузовыми же перевозками интереснее. Понятное дело, что общего падения промышленности (и как следствия транспортных перевозок) не могло не быть. Но поскольку ЖД последние годы активно занимается модернизацией своих грузовых возможностей и поиском новых направлений работы, удалось в общем сохранить объемы (а в перспективе я думаю позволит обеспечить рост этих самых перевозок):
Скажем расширяющаяся роль РЖД в завозе инертных материалов для строительства автодорог (а дороги у нас в области ремонтируются и строятся последнее время очень активно):
Транзитные контейнерные перевозки. Хотя тема не новая, всё равно ещё не столь популярная, поэтому тут ещё расти и расти (что собственно и наблюдаем):
Вообще по итогам года главный поставщик хороших новостей для Приволжской ЖД - это всё-таки Волгоградская область; вот например к этому пункту - завершено строительство Гремяченского горно-обогатительного комбината, и в частности ЖД инфраструктуру к нему подводила дорога (ну и соответственно вывод продукции также будет осуществляться по ЖД):
В целом же если брать по инфраструктурным проектам Приволжской ЖД (особенно долгосрочным), то тут кризис-изоляция не могла не повлиять, но в целом выводы примерно следующие: "ни от каких проектов не отказываются, просто они начинают сдвигаться по срокам реализации". Скажем интересующий меня проект обхода Саратовского узла (разговоры о котором идут ещё с нулевых). В уходящем году должны были начаться уже активные строительно-монтажные работы, но по факту только в декабре было получено положительное заключение госэкспертизы. В итоге работы начнутся только в первом квартале следующего года (окончание же пока сдвигается примерно на конец 2023-го года):
Тем ни менее какие-то подготовительные работы по этому проекту уже начались вестись. Так в частности подготовлена расшивка на перегоне Курдюм-Татищево. Я так понимаю, что строительство начнётся именно с этого направления. Многие удивляются почему к этому обходу лично у меня такое пристальное внимание, но об этом чуть ниже. Сейчас же не могу отделаться от понимания того, что на слайде изображен локомотив постоянного тока ВЛ11, в то время как у нас на Приволжской ЖД ток переменный и используются ВЛ80 =)
Реконструкция Саратовского ЖД вокзала тоже тормозиться, если изначально в сроках окончания работа указывался 2022-й, то теперь передвигается на 2023-й как я понимаю:
Тем ни менее в прошедшем году, я всё-таки озаботился и решил себе на память отснять
старое здание Саратовского ЖД вокзала:
К слову сказать, хотя в прошлом году работы по реконструкции вокзала в Волгограде казались завершенными, в этом году решили ещё что-то доделать, улучшить, довести до ума и т.п. Как итог, Волгоград опять подаёт хороший пример:
В Астрахани кстати тоже подходят к реконструкции вокзала, но пока только к уровню обсуждения-проектирования, в отличие от Саратова готовой объемно-проектной документации пока нет:
Новость, которая лично очень порадовала меня - завершена проектировка детской железной дороги в Саратове. В Волгограде она уже давно есть и кстати расширяется. В Саратове также по опыту Волгоград планируется сразу на базе детской ЖД создание кванториума (как я понял - 7 квантов). Расположена дорога будет на Соколовой горе и кроме прочего планируется что будет ещё обзорно-туристическую функцию пополнять. В общем предвижу кучу негатива по этому поводу, но лично мне этот проект прям греет душу. Заключение госэкспертизы должно прийти в апреле - ждём:
Утвержден проект строительства перехода на станции Примыкание:
И ещё один проект - расширения станции у аэропорта Гагарин (она сейчас уже есть и функционирует, но в дальнейшем планируется сделать её более комфортной):
Ещё один утвержденный проект - строительство нового учебно-тренажерного комплекса Саратовского подразделения Приволжского УЦПК (привет, Машинист):
О комплексе я планирую собраться с силами и мыслями и как-нибудь рассказать отдельно. Как выяснилось, народ сейчас довольно слабо представляет как именно в современных условиях происходит подготовка машинистов:
Ещё из интересного - к 80-летию открытия Волжской Рокады (Иловля-Саратов-Сызрань-Ульяновск-Свияжск) планируется открытие мемориального комплекса в Петровом Вале. Я так понимаю мероприятия будут приурочены к 9-му мая:
Ещё два очень волнующих меня проекта пока отложены. Проект электрификации участка Ртищево-Кочетовка (Юго-Восточная ЖД) готов, но госэкпертиза ожидается только в 3-м квартале 2021-го года. Хотя уже сейчас известно, что в рамках проекта планируется электрифицировать 226 км путей и в частности построить 4 тяговых подстанции. Пока что сроки реализации указываются на 2024-й (и инвестиции порядка 50 млрд.), что в ближайшие годы двухсистемные локомотивы и двухэтажные вагоны нам пока не светят:
Строительство нового железнодорожного моста через Волгу тоже пока отодвигается (в данный момент идут проектные работы). Но в общем то что проект всё же будет реализован (просто чуть позже) сейчас всё меньше сомнений. Во-первых, в рамках общей стратегии повышения грузооборота в сторону портов Азово-Черноморского бассейна:
А во-вторых, потому что 16-го декабря был открыт новый железнодорожный мост через Дон. (Опять Волгоградская область радует):
Я в августе проезжал мимо и уже к тому моменту строительство пролётов было завершено (и надо сказать - внушало). Сейчас же полностью завершен:
Надо отметить, что старый однопутный мост был открыт в 1951-м году, допускал максимальную скорость движения 25 км/ч и вес состава 5200 тонн. Новый же мост, построенный параллельно допускает скорость до 90 км/ч и вес 12000 тонн. В общем по факту получается отличная такая разгрузка "узкого места". Я так понимаю нечто подобное планируется и с мостом через Волгу:
Также на начало 2021-го года планируется открытие ещё двух мостов поменьше - через Волго-Донской канал и через реку Ахтуба в Астраханской области. Есть подозрения что как раз с завершением этих проектом как раз начнут заниматься мостом через Волгу:
Ну и в Волгоградской области продолжается расширение магистрали с однопутной на двухпутную на участке Максим Горький - Котельниково. В общем значимость станции Максим Горький продолжает расти:
По самой моей любимой теме - подвижной состав - в этом году всё довольно скромно (но сказать честно - особо и не планировалось пока). Тут пожалуй самое интересное - это закупка двухвагонных сцепов для поездов Волгоград - Москва и Балаково - Москва (
я об это уже писал летом). Осенью же удалось этим вагоном воспользоваться и проехать из Москвы в Саратов. Результатом доволен, новые вагоны хорошие:
Помимо этого разные вагоны служебно-технического толка:
Очень часто слышу вопрос "а когда пойду поезда в Крым" (даже на прессухе кто-то интересовался). Так вот - я летом воспользовался такой возможностью и из Саратова в Симферополь сгонял на поезде. Сейчас для перевозок пассажиров в Крым создана отдельная компания Гранд Сервис Экспресс (к слову сказать от Тамани на полуостров поезда ведут локомотивы Крымской железной дороги) - это по сути дела независимый перевозчик, к ФПК не относящийся. Направления "Саратов-Симферополь" пока у них нет, но я ехал на поезде Екатеринбург-Симферополь - вполне удобно: вагоны новенькие хорошие, ехать комфортно. Идёт правда поезд около 35 часов, но в общем дорога прошла у меня незаметно (люблю поезда):
Новые электрички ЭП3Д также продолжают на дорогу поступать (одновременно с выводом из эксплуатации старых - ЭР9ПК по-моему окончательно отмерли):
Также в конце декабря в моторвагонном депо Анисовка освоен капитальный ремонт поездов ЭД9Т - первый поезд после капремонта покинул депо 23-го декабря. До этого поезда на капремонт гоняли например в Красноярск. Там же в Анисовке с 2015-го года осуществляется капремонт рельсовых автобусов серии РА:
И ещё одна интересная новость - моторвагонное депо в Волгограде (ТЧ-8) посетили представили компании Сименс и в общем отметили, что оно в данный момент после дооснащения отвечает всем требованиям необходимым для эксплуатации поездов серии "Ласточка" (в девичестве Siemens Desiro). Поскольку на Приволжской ЖД переменный ток, то думаю сейчас планируется поставка поездов ЭС1П, которые с 2018-го года производятся на заводе "Уральские локомотивы" - на данный момент построен уже 21 поезд. Интерес к Ласточкам понятен - всё-таки ЭП3Д это больше городские/пригородные электрички; ещё
во время пробного заезда Волгоград-Саратов я отмечал, что пять часов на таких креслах ехать тяжеловато. Тогда были планы заказа отдельных поездов с мягкими креслами для межгорода, но не срослось. Ласточка же по сути уже сразу запроектирована под междугородные маршруты, поэтому будет более чем отличное решение. И ещё один момент. Сейчас по сути дела ЭП3Д на маршруте Саратов-Волгоград упёрлись в свой потолок по времени следования - 4 часа 30 минут (быстрее уже не получится). Ласточка же в силу своих конструктивных особенностей преодолеет этот же путь на час быстрее (железнодорожники по крайней мере уверяют - что это без проблем реализуемо). Опять же - двухсистемность поездов позволит продлить маршрут ещё и до Самары (опять же с уменьшением времени следования). Сроков пока никто не называет, но судя по всему переговоры ведутся активные:
Ну хорошо, поставят Ласточки, а куда девать уже закупленные ЭП3Д? Ну помимо того, что надо старые поезда выводить из эксплуатации и чем-то их заменять есть другие интересные предложения. Так в частности в Волгограде уже вполне успешно реализуется проект "Городская электричка". Как говорят - крайне быстро и удобно добираться через весь город, опять же - наличие стабильного расписания позволяет как-то вписывать это в своё расписание:
Соответственно в Саратове предлагается реализовать похожий проект. Надо понимать, что в полную силу он сможет заработать только после окончания строительства Западного обхода вокруг Саратова (в Волгограде уже похожее реализовано), но проекты прорабатывать необходимо уже сейчас. Собственно Приволжская ЖД активно выступает с предложением использования ресурсов РЖД с целью интеграции их в систему городского транспорта, но тут требуется активное участие МинТранса Саратовской области. В целом же могу сказать, что пользовался постоянно электричками в 2009-2011 - выходило гораздо быстрее чем добираться автобусом из одного конца города в другой. Если же сейчас это организовать нормально - это должно очень неплохо разгрузить транспортные потоки:
Для Астрахани к слову уже тоже начинается прорабатываться подобное решение:
Ну и напоследок - немного про туристические маршруты. Последние годы очень много говорят про развитие внутреннего туризма, прошедший год даже не подталкивал а прям открытым текстом говорил "либо внутренний туризм, либо никак". Железная дорога как перевозчик предлагает свои решения, мол вот смотрите - есть такие направления, а есть вот такие направления, а давайте что ли что-нибудь делать уже. Но такое чувство, что министерство туризма пока мышей не ловит и в общем не особо готово в эти проекты включаться. На новогодние праздники планируют опробовать тур до Хвалынска (так называемая "мультимодальная перевозка" - сначала поездом до станции, а дальше уже автобусом непосредственно до места), но это пока очень мало. Весь внутренний туризм у нас пока какой-то самоорганизующийся по большей части:
В этом плане в Волгоградской области дела идут пободрее, но опять же - общее впечатление такое: РЖД говорит вот смотрите - есть мощности перевозчика, можем без проблем предоставить; а туризм этими мощностями пока пользоваться не может или не хочет
И ещё про железнодорожный туризм. Ещё в 2012-м году Владимир Якунин подписал распоряжение о восстановлении работоспособности раритетной техники, но то есть возврат в строй паровозов. Понятное дело - возврат в строй не для основной работы, а именно что для экскурсионных и туристических целей. Так вот - уже сейчас несколько действующих паровозов есть и на полигоне Приволжской ЖД, однако используются они довольно редко. Ну например в составе ретро-поездов, заезд которых приурочен к 9-му мая. Можно ещё конечно увидеть крайне редкие (и безумно дорогие) поезда вроде "Золотой Орёл" - но это не про нас. Мне же очень нравится проект "Рускеальский экспресс" - если бы у нас в городе реализовали бы что-то подобное - это бы могло стать отличной точкой туристического притяжения. Как я понимаю сейчас техническая возможность подобной реализации есть (и на пресс-конференции заикались, что не против бы) - дело как говорится за малым... =)))
На этой пресс-конференции особых планов на 2021-й год не озвучивалось (видимо не хотят в условиях продолжающийся пандемии озвучивать вслух), поэтому озвучу свои интересы, которые интересно будет в конце следующего года сравнить. Что жду от Приволжской дороги в 2021-м:
- начало работ по реконструкции Саратовского ЖД вокзала
- начало работ по строительству Западного обхода Саратова
- проект строительства ЖД моста через Волгу
- планы по обновлению подвижного состава (грузовые 2ЭС5К/3ЭС5К, рельсовые автобусы РА-3 и электропоезда ЭС1П)
- конкретика по Детской ЖД в Саратове
- заключение госэспертизы по электрификации участка Ртищево-Кочетовка (последнее - это к Юго-Восточной дороге понятно - мы тут в пассивной позиции - но проект для Саратова крайне нужный - поэтому слежу с интересом).
Ну а в конце следующего года думаю посмотрим - и очень хочется надеяться, что следующая встреча с главой Приволжской ЖД будет очная и будет сопровождаться какой-то интересной экскурсией =)
Споттинг - сводный пост