Заметки о железнодорожном транспорте: Электропоезд Саратов-Волгоград

Dec 20, 2018 14:04



Анонсированная на днях новость об электропоезде, который будет курсировать по маршруту Саратов-Волгоград-Саратов вызвала много вопросов и разных толкований. Поскольку мне удалось на презентацию данного маршрута попасть, то попробую подробно об всё что услышал и узнал рассказать (заодно высказать какие-то мысли по-поводу).



Итак - электропоезд Саратов-Волгоград. Вопреки одному из заблуждений (мне тут уже довелось почитать различные отзывы и комментарии) попасть из Саратова в Волгоград (ровно как и в обратном направлении) по железной дороге сейчас достаточно просто. По этому направлению курсирует достаточно много поездов дальнего следования и можно спокойно купить билет в плацкартный вагон (если есть желание сэкономить - можно не покупать постельное белье, исключить все страховки, взять верхнюю боковую полку и т.п.) Цена такого билета начинается от 670 рублей за верхнее место и где-то от 1100 за нижнее (опять же в зависимости от сезонных повышающих коэффициентов может выходить и подороже) - порядки цен примерно такие. По крайней мере примерно так у меня вышло в апреле, когда я катался в Волгоград на концерт группы Громыка. Для нового электропоезда планируют установить тариф в размере 800 рублей за билет внезависимости от времени года. К слову сказать сейчас можно добраться до Волгограда на рейсовом автобусе - цена билета в районе 900-1000 рублей, так что электричка должна быть даже повыгоднее автобуса.



Протяженность маршрута составляет 430 километров. Скорее всего на пути будут также включаться остановка в Петровом Вале, возможно добавятся какие-то ещё пункты - но пока обсуждается это именно конечные точки. Многие зацепились за данные что скорость электропоезда составляет 120 км/ч, тут же взяли в руки калькуляторы и посчитали, что данная электричка должна преодолевать этот путь примерно за три с половиной часа. 120 км/ч - это т.н. конструкционная скорость или для простоты понимания - максимальная скорость движения (то что легковой автомобиль может разгоняться до 200 не значит, что он постоянно движется с этой скорость). На данный момент для данного поезда заявленое время в пути 5 часов 20 минут (легко подсчитать, что коммерческая скорость при этом будет около 80 км/ч). Автобус этот же путь преодолевает примерно за 6.5-7 часов, действующие пассажирские поезда от 6 часов 40 минут и больше.



5 ч 20 мин - это реальные возможности прям сейчас (исходя из особенностей инфраструктуры, рельсового покрытия, диспетчирезации и т.п.) Железнодорожники говорят, что хотят в ближней перспективе добиться того, чтоб время в пути составляло около 5 часов, в дальнейшем выходя на цифры 4,5 часа и даже 4 часа (последнее по сути потолок для данного типа поездов и дорожного поезда). К слову сказать тестовый поезд, когда "шли как идётся" составил 5 часов 7 минут (обратно к слову ехали на обычном проходящем пассажирском поезде чуть больше 7 часов)



К слову сказать, уже пускали электрички по маршруту Саратов-Волгоград (около 10 лет назад точно были). Ходил такое поезд раз в три дня и время в пути было чуть больше 6 часов. Так что нельзя сказать, что делают что-то принципиально новое, но для таких вещей даже сокращение времени в пути уже на полчаса (а особенность железной дороги в том, что раз уж пишут 5ч 20мин - то обязательно будут укладываться в эти "габариты") это очень неплохо.



К слову сказать, удалось досконально изучить сам поезд (ЭП3Д) - о нём также было много вопросов (кто-то к слову его путает с Ласточкой, пытается сравнивать с Иволгой и т.п.) О самом электропоезде в общем как-нибудь в другой раз - но материал будет обязательно!



Первое отличие существующих железнодорожных возможностей от планируемых: если сейчас поездами дальнего следования (соответственно формированием поездов и ценами) занимается грубо говорф ФПК (федеральная пассажирская компания), то проект электропоезда - это пригородные перевозки, которые помимо РЖД ещё курирует и минтранс области (поскольку речь о двух областях - то соответственно минтрансы саратовской и волгоградской областей а также соответствующие службы пригородных перевозок). Соответственно схема взаимодействия получается более замороченная (например часть денег в плане финансирования идёт из бюджета).



Ещё одно отличие - это само слово "электричка". Вроде как в поезде дальнего следования ты можешь полежать, походить, а в электричке просто сидишь в весьма неудобном кресле - почти что автобус - только ещё и остановиться по нужде нельзя. В плане обычных пригородных электричек это в общем справедливо (собственно в этом и заключалась основная проблема электрички Саратов-Волгоград 10-летней давности). Но именно поэтому упор в данном проекте делается на новые поезда ЭП3Д. Вместительность 4-вагонной комплектации (а именно в такой конфигурации планируют закупать поезда) составляет 354 места, головные вагоны оборудованы туалетам (которыми в том числе могут пользоваться и люди с ограниченными возможностямт), ну и вообще электрички крайне удобные и приятные:



Та модель, которая демонтировалась в тестовой поездке (в данный момент эксплуатируется ТЧ-8 в Волгограде), всё-таки заточена чисто под пригородные перевозки. На вопрос о том, что неплохо бы для межгорода поставить кресла поудобнее, а также оборудовать места (USB-)розетками - всё-таки упор на использовании гаджетов в транспорте сейчас очень важный тренд. Глава Приволжской ЖД заверил, что в курсе таких требований-пожеланий, они в свою очередь адресовали эти вопросы производителю на ДМЗ, в общем хочется надеятся, что пожелания будут услышаны, и для поезда Саратов-Волгоград комплектация салона будет поинтереснее (хотя должен сказать, мне и такой вариант показался вполне приемлемым, по крайней мере за время пути каких-то проблем я не испытал). Так или иначе сейчас по сути это сидячие вагоны третьего класса, вариант с появлением вагонов классом повыше не исключен.



Собственно глава ПривЖД заверил, что на следующий год уже запланирована закупка шести таких поездов для Саратова (пять четырехвагонных и один шестивагонный), и именно в связи с этим стала возможна реализация данного проекта. Имеются также планы и пуске не одного, а пары таких поездов (одновременно чтоб были Саратов-Волгоград и Волгоград-Саратов), но в конечном счёте конкретика станет понятная только после подписания соглашений с минтрансом:



Собственно для меня в первую очередь интерес представляет транспорт как таковой (особенно железнодорожный транспорт), интеграция ЖД с какими-то другими вещами зачастую волнует меня куда меньше. А между тем в результате поездки узнал многие интересные вещи про взаимодействие железной дороги с какими-то другими структурами. К сожалению не особо много внимания уделили т.н. "мультимодальным перевозкам". РЖД сейчас активно начинает такие проекты внедрять, в реалиях Саратовской области таковым например могло бы стать на поезде от Саратова до станции Пробуждения, а оттуда уже автобусом до Хвалынска - и это по единому билету (и утвержденному графику). Активно же рассказывали о проекте, успешно внедренном компание "Волгоградтранспригород", который называется «Экскурсионный вагон» (подробно можно почитать на сайте - уже активно действует в Волгограде):



Так вот такие наработки отлично могут подойти и к данному электропоезду Саратов-Волгоград: по сути получается такой типичный "отдых выходного дня", где вся логистика уже проработана и заточена под конкретный транспортный маршрут. Возможности данного проекта позволяют уже начинать экскурсию в поезде до прибытия на станцию:







Одним словом то самое развитие внутреннего туризма о котором все говорят. Для людей, которые не очень любят или просто не хотят самостоятельно планировать свои маршруты (я вот обычно предпочитаю полагаться на себя и все эти туры не жалую) это может оказаться отличным решением - в конце концов не все же едут в соседний город на работу, кому-то надо просто отдохнуть и посмотреть что-то интересное:



Отношение к данному проекту разное. Кто-то говорит "ну и что, мне и так нормально", но многие реагируют с радостью и задают главный вопрос "когда?". Точных дат пока не называют, но у меня на этот счёт есть следующие соображения. Во-первых, всё завязано на новые электропоезда ЭП3Д для Саратова (закупка которых будет производится в любом случае - просто в рамках обновления подвижного состава дороги, который сейчас идёт очень быстрыми темпами). В конце концов не найдут они применения на южном направлении, будут ходить в Аткарск или в сторону Сенной (захватывая новый аэропорт, где также предусмотрена железнодорожная станция). Уже сейчас специалисты ТЧ14 (Анисовка) осваивают работу с новыми поездами. Во-вторых, для реализации данного проекта необходимы договоренности с минтрансом - всё это будет само собой в новом году после новогодних праздников (а также постновогоднюю раскачку).
Соответственно с учетом того, что в апреле у нас планируется новый аэропорт, а пик движения в сторону Волгограда совпадает с майскими праздниками - я бы делал ставку на середину весны!

И да, не электропоездом единым - поскольку удалось попасть на итоговую пресс-конференцию Приволжской ЖД, узнал много нового интересного касаемо железнодорожного хозяйства нашей области. Но об этом всё-таки в следующий раз!



Споттинг - сводный пост

споттинг, транспортное, Саратов

Previous post Next post
Up