В какой-то момент поймал себя на мысли: а что это я вокзалы в других городах и странах снимаю-выкладываю, а свой родной саратовский вокзал начисто игнорирую (притом, что бывают там очень часто). Даже когда делаю какие-то съемки на вокзале (ну там
Поезд Победы например) вокзал хоть и присутствует в кадре, но как-то всегда на фоне, как само собой разумеющаяся часть пейзажа. А как таковых фоток самого вокзала у меня и нет.
Можно было бы подумать: ну и подумаешь, что нет - было бы что. Но некоторое время назад обозначилась одна очень чёткая вещь. Вокзал собрались реконструировать. Фактически полностью перестраивать (нет, там внутри что-то останется как прежде, но внешне всё поменяется). В общем решил сделать подборку из материала, отснятого в течении последних нескольких лет, который смог наконец-то собраться в один большой пост. Дальше минимум текста - максимум фото:
Саратов-1-Пассажирский - железнодорожная станция Саратовского региона Приволжской железной дороги, находящаяся в городе Саратове, административном центре Саратовской области (в одном предложении слово "Саратов" встречается аж 4 раза - но это вот так называется наукообразно). Здание вокзала, к которому мы привыкли, появилось в 1977-м году. До этого там было такое типичное дореволюционное здание. Красивое (судя по фоткам), но тесное и неудобное (даже кассы находились в другом корпусе). Тут же перестроили, расширили и в общем сделали хоть и просто, но предельно фунционально.
Кстати памятник Дзержинскому напротив главного входа появился тогда же - в 1977-м году (даже чуть раньше, чем закончилась тогдашняя реконструкция здания):
Именно такой вид - стена-аквариум и памятник напротив - мне как-то глубоко врезался в память ещё в глубоком детстве, когда я впервые побывал на вокзале. И вот надо заметить, что с тех пор тут многое не поменялось. Ну да - машин стало ну очень много. Ну автобусы-троллейбусы приходят другие. Но в целом всё так же - как много лет назад:
Справа - главный вход, слева вход к пригородным кассам, подземному переходу и выходу в завокзальную часть города:
Главный зал. В былые времена здесь прям по центру располагались билетные кассы. Досмотровый пункт кстати появился сравнительно недавно:
На месте касс сейчас буфет и магазинчики:
Кассы переехали вбок, в отдельный зал (где раньше были пригородные кассы). Сейчас у касс очередей нет, но всё-таки народ ими активно пользуется (несмотря на простоту покупки электронных билетов):
Пригородные кассы теперь в левой части вокзала:
Зал ожидания на втором этаже. Поскольку Саратов-1 не особо загруженная станция, то и людей тут обычно не особо много:
Здесь же по-соседству зал повышенной комфортности, с выходом на первый путь:
Фасад вокзала со стороны железнодорожных путей:
Первый путь вокзала:
Всего у саратовского вокзала 4 платформы: 1 боковая высокая (1-й путь), 1 боковая низкая (9-й путь) и 2 островных низких (3-й/4-й путь и 5-й/6-й путь). 2-й, 7-й и 8-й пути - транзитные, посадки-высадки на них нет (используются для проходящих грузовых поездов и маневровых работ). А есть ещё несколько тупиковых путей, но поскольку они расположены по бокам вокзала о них уже не все знают:
В перспективе (после завершении строительства обхода вокруг Саратова) грузовые поезда не будут заходить в город, тем самым разгрузят и вокзал (появится возможность скажем лёгкое метро организовать на базе железной дороги), но пока тут весьма загруженная станция:
Если на первый путь сейчас можно попасть только из здания вокзала (раньше можно было здание обойти - но реконструкция уже началась и эти проходы закрыли), то к другим путям выйти можно только через туннель, расположенный в юго-западной части:
Раньше ещё можно было к платформам выходить через путепровод в северо-восточной части, но сейчас выходы на платформы закрыты и есть только сквозной проход в завокзальную часть города. К слову сказать, после окончания реконструкции вокзала - и туннель, и путепровод будут от вокзала отделены и отойдут городу:
Вид с путепровода на 1-ю и 2-ю платформы:
Вид с первой платформы на здание вокзала:
Меня всегда интересовал вопрос - почему же нельзя островные платформы также сделать высокими, что облегчало бы посадку-высадку в поезда. Оказывается всё дело в транзитном характере вокзала. На промежуточных станциях во время стоянки производится осмотр подвижного состава на предмет повреждений (которые могут исключить дальнейшее движение) и это можно делать только с низких платформ. Высокие платформы же обычно находятся на конечных станциях - куда поезда подают прям из депо (где и были произведены все необходимые диагностики). Собственно поэтому фирменные саратовские поезда (9-ка и 17-й) отправляются с первого пути - а проходящие астраханские и балаковский с 3-го или 4-го (и никогда не приходит на 1-й):
9-й путь и вторая боковая платформа - с этой стороны низкая. Отсюда обычно отправляются электропоезда (в данном случае электричка до аэропорта Гагарин:
Вид сверху на здание вокзала:
Работы по реконструкции вокзала на самом деле начались ещё в 2019-м году. Здесь видно, что уже активно делают боковую платформу первого пути:
А вот уже первый путь после реконструкции в январе 2020-го (видимо только появились навесы и ограды, отделяющие платформу от привокзальной площади, однако большая часть работ делалась внутри работы - усиливали основание, меняли полотно и коммуникации и т.п.):
В интернете сейчас очень много материалов, посвященных грядущей реконструкции: должна начаться я думаю ближе к осени 2020-го, а завершиться к 2022-му. Планов и каких-то решений там много, однако смотреть это всё будет интересно уже по факту, именно поэтому хочется отметить сейчас то что было до этого:
Саратовский вокзал и Привокзальная площадь:
Юго-западная часть вокзала:
Северо-восточная часть вокзала:
Теперь будет интересно вернуться к этой теме года скажем через три - дабы сравнить:
Споттинг - сводный пост