У подножья древней стены и на ней самой мы встретили много людей занимающихся гимнастикой Цигун, Тайцзи Байлун Бол или просто бегающих трусцой с плеером в ушах. Я раньше не воспринимал серьезно отзывы о том, что многие китайцы увлекаются оздоровительной гимнастикой. Мне казалось, что это пропаганда или восторг туристов от встречи с парой старичков, занимающихся чем-то неведомым и таинственным. Но, гуляя по утреннему Китаю, я неоднократно удивлялся тому, как много людей делают различные оздоровительные упражнения в общественных местах. Люди занимаются в одиночку, собираются в группы по 5-10 человек, а иногда встречаются целые площадки, на которых синхронно упражняются до сотни и более человек.
После прогулки по старому городу у нас осталось 2 часа до экскурсии вокруг озера Эрхай, и мы решили посетить три пагоды храма Чуншэн. Вход в храмовый комплекс оказался платным - 120Y с человека. На прогулку по храму у нас оставалось чуть больше получаса и мы, пожадничав, решили ограничиться прогулкой вокруг комплекса. Попытку проникнуть внутрь через выходные ворота пресек некстати пробудившийся охранник. В отличие от нас с Юлей, Ия пришла в храм раньше и не пожалела денег, о чем она совершенно не раскаивалась в дальнейшем, описывая нам какие красоты мы пропустили.
Основой развлекательной культуры этого дня у нас был осмотр озера Эрхай со всех сторон. Для того чтобы экскурсия состоялась необходимо было найти четвертого участника. Этим участником стала норвежка Тина. Как оказалась она немножко говорила по-русски и отлично говорила по-английски. Нашим гид и водитель был местный из народности Бай. Его знакомство с английским ограничивалось фразой “вака-вака”, как оказалось в дальнейшем, он не был поклонником творчества Шакиры, а эта фраза означала всего лишь “Walk, walk”. Но это не мешало ему в дальнейшем с упоением расписывать окружавшие нас красоты и чудеса на своем родном китайском языке.
Итак, экскурсия. К сожалению, я не запомнил или не понял названий тех мест, которые мы посещали. Наш маршрут пролегал вокруг всего озера Эрхай по часовой стрелке от старого города дали. Сначала мы посетили родную деревушку нашего водителя (возможно Янгбу). Он провел нас в дома простых жителей, показал старинные резные панно изображающие. Нельзя сказать, что это было очень захватывающе, зато развеяло вопросы о том, что находится под старинными крышами и за высокими заборами. Посмотрев дома, мы выехали в поле, где крестьяне собирали урожай. Весь труд ручной или с привлечением крупного рогатого скота.
Потом мы посетили фабрику, на которой создавали художественно расписанные ткани. Для этого применялся интересный способ - ткань завязывали большим числом мелких узелков, после чего вываривали в краске, высушивали и распускали узелки - узор готов. Что-то типа вареных джинсов. То, что мы увидели фабрикой назвать сложно, скорее мастерская с 5-10 работниками и прилегающая лавка. Работа тяжелая и, судя по смраду, вредная для дыхания и для кожи. Из фабрики мы пошли на овощной рынок, на задворках которого находился дом престарелых (или просто местная тусовка старичков). Дедульки были одеты в одинаковые голубые костюмы, сидели во дворе или в тени беседки и играли в маджонг.
После двух подряд торговых точек, которые мы посетили, у нас появилось опасение, что все дальнейшие остановки будут связаны с магазинчиками сувениров и другой безделицы. Но больше такого не было. Мы посетили храм народности Бай на севере озера, где наш провожатый зажег и поставил несколько ароматных палочек. Дальше мы доехали до острова Наньчжао и посмотрели на него с берега. Были и другие остановки на восточном берегу озера, но мы уже сильно утомились путешествием и я мало что запомнил. Разве что изредка удивляли деревья, появляющиеся посреди асфальтной дороги, - они должны были отделять дорогу от набережной, но в виду отсутствия бордюров смотрелось это нелепо и пугающе. Вся экскурсия заняла около 6 часов. После экскурсии мы схватили вещи и пустились в путь до железнодорожного вокзала. Он находится на расстоянии 12 километров от отеля, где мы останавливались.
Добраться до станции было не просто. Из старого города ходит только один автобус, который по вечерам штурмуют местные жители. Но мы справились с этой задачей и успели на поезд во время. На входе в железнодорожный вокзал нас провели через металлоискатель и проверили билеты. Разобраться с табло отправления поездов не составило труда, хотя оно и было на китайском, но номера поездов и номера путей записаны понятными европейцу буквами. Мы постарались ворваться в вагон в числе первых, чтобы успеть занять багажные полки своими сумками. Можно сказать, что спешка была не лишена смысла. Китайцы ездят с большим количеством сумок, и за место для их размещения идет война. Один милый китаец курил прямо в вагоне поезда, выходить в тамбур у них не принято. Хотя, как показало дальнейшее путешествие, это было скорее исключение - больше курящих в вагоне мы не встречали. В общем обстановка в вагоне китайского плацкарта шумная, беспокойная, но добрая и совсем не агрессивная. Все улыбаются, общаются и едят доширак. Ох уж мне этот запах! Дальше