Ещё
музеи Поволжья Оригинал взят у
hitmanahТам, где хаживал Стенька Разин
Поволжье туристическое, историческое и мифическое
Мне всегда нравились места, с которыми связаны какие-то интересные легенды. Хоть в этих историях и много чего вымышленного, частичка правды все же есть, не просто же так легенды сочиняли.Ранее:
#1 Пещера Степана Разина В Самарской области есть несколько мест, слушая истории о которых есть вероятность встретить имя Степана Разина. Сегодня хочу рассказать об одном таком месте, находящемся на Самарской Луке, недалеко от её перешейка.В 4 километрах выше устья Сухой Брусяны, в лесу, в 1954 году археологическая экспедиция обнаружила и описала остатки двух укрепленных городищ, объединенных общим названием "Стенькин городок". По описаниям он представляет собой остатки укрепления на небольшоми мысу, окруженным с двух сторон отвершками оврага, а с третьей - высоким валом и глубоким рвом. Вот как писал о городке участник той экспедиции А.П. Смирнов: "Высота площадки 1-го городища над уровнем дна рва, расположенного между двумя городищами - 4 м. Площадь 1-го городища 36х28 м, т.е. 1010 кв. м". Городище было датировано 1 тысячелетием нашей эры и по легенде где-то там проходила "Дорога Разина". Само городище мы искать не стали, так как не одна экспедиция пыталась после его найти (безрезультатно), зато прошлись по ближайшему от этого мифического места реальному селу Большая Рязань. Судя по описанию того же Смирнова, находится оно в 2,5 км западнее "Стенькина городка". Начнем виртуальную прогулку с просмотра достопримечательностей села, а закончим еще одним местечком из легенд о Степане Разине.
Стелла на въезде в село Большая Рязань. Селение основано в 1670 году выходцами из Переяславля Рязанского (старое название Рязани). До 1701 года находилось в монастырском владении. В 1780-х годах перешло во владение графов Орловых (позднее Орловых-Давыдовых).
1.
Памятник "Скорбящей в память о погибших войнах больше-рязанцев в годы ВОВ".
2.
Очень понравился находящийся в селе Музей старины. Музей разместили в здании, которое когда-то строили для деректора местной школы.
3.
У входа размещена деревянная скульптура главного героя местных легенд Стеньки Разина.
4.
Прихожая музея также посвящена известному донскому казаку.
5.
Собрано множество старинных предметов. Собирались экспонаты по окрестным деревням, в основном это одежда и предметы быта.
6.
Коллекция светильников. Который верхний крайний из усадьбы графов Орловых-Давыдовых, той, про которую я
писал в прошлом году, после поездки в село Усолье.
7.
Ложки, чайники, коробки из под сладостей.
8.
Еще посуда. Вот тут пара сахарниц мне показались чересчур современными. Может заранее, пока дают, надо брать? :)
9.
Коллекция будильников. Третий слева - воспоминание из детства, до сих пор помню его звон. Наверняка многие помнят какой-нибудь из этих будильников, а может кого и до сих пор по утрам будит такой.
10.
В общем музей стоит своих 40 рублей (именно столько просят за вход). Вот правда тем, кто захочет поснимать, придется раскошелиться еще на червонец. :)
Напротив музея находится красивый деревянный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Он возведен в 2002 году на месте деревянной церкви, которая действовала в селе с 1792 по 1929 годы. Сосновый сруб для нового храма привезли из Кировской области, колокола отлиты в Воронеже. Часть святынь осталась от прежней церкви, их хранили в домах местные жители и вернули в новый храм.
11.
Спустившись от храма по асфальтовой дороге, пройдя местный клуб и администрацию, попадаем сразу к двум родникам. Их называют Большой и Малый родники. Вода Малого источника (на фото справа) исцеляет болезни рук и ног, а также кожные заболевания, вода Большого (на фото слева) помогает раковым больным. Ну это по информации тех, кто сделал их святыми, от себя же скажу, что вода в обоих пригодна для питья, холодная, в жару отлично уталяет жажду. :)
12.
Руины дома барского лесничего на окраине села. Насколько мне известно, это у Орловых-Давыдовых был собственный лесничий, а в этом доме он, собственно, жил. Больше про этот дом ничего сказать не могу. Имеется табличка, что данный памятник истории охраняется государством, но, как видим, охраняется он не очень добросовестно.
13.
Раз уж с легенд про Степана Разина начал, то ими и закончу. По легенде он скрывался и разбойничал в окрестностях села Большая Рязань. Проехав несколько километров, мы спустились к Волге, и уже там обнаружили невысокий, подпертый балкой вход в пещеру Степана Разина. Местные жители находили в этой пещере старинное холодное оружие и другие предметы отдаленных эпох и передавали из уст в уста легенду о том, как в XVII веке Разин укрывался со своими людьми:
«Пещера и вход в нее были такими, что раньше в нее въезжали, сидя на конях. А вход в пещеру, прикрытый лесом был со стороны Самарской Луки. Поэтому отряд появлялся как бы из-под земли и исчезал внезапно. Двести-триста лет назад Волга была многоводнее и заходила в прибрежные овраги. Отсюда люди Степана Разина совершали внезапные набеги на купцов, когда они проплывали мимо Жигулей. Но если судну удавалось уйти от преследователей, то казаки по реке Усе сокращали себе путь, и опережали купцов, встречая их вторично на южной стороне Самарской луки. Вот почему Разин даже хотел пробить сквозной подземный проход от пещеры к Молодецкому кургану, чтобы соединить северный берег Самарской Луки с южным».
14.