Продолжение. Начало см. в
часть I и
часть II.
Пороги преткновения на пути «Из варяг в греки».
Гийом Боплан в своей книге «Описание Украины» ("Описание окраин Королевства Польши, простирающихся от пределов Московии, вплоть до границ Трансильвании") в середине XVII века пишет: «Плодородие почвы доставляет жителям хлеб в таком изобилии, что нередко они не знают, что с ним делать, тем более, что у них нет судоходных рек, впадающих в море, за исключением Днепра, который в 50 милях ниже Киева прегражден тринадцатью порогами, последний из которых отстоит от первого на добрых семь миль, что составляет день пути. Это преграда препятствует им сплавлять свой хлеб в Константинополь».[2]
Преграда эта просуществовала до строительства плотины Днепрогэса в XX веке, что подняло уровень Днепра и затопило пороги. Описание порогов до строительства плотины можно увидеть на многочисленных фотографиях в сети Интернет. Вот посмотрите и почитайте аргументированный рассказ человека о тех порогах
http://kazachka07.livejournal.com/43898.html.
Вывод очевидный - торговый путь через те камни на реке и через буераки по берегам - фантазия летописцев.
Однако предположим, что в те века находились каскадёры, готовые рискнут своей жизнью и финансовым благополучием. Международный торговый путь должен приносить прибыль. А что могла предложить тогда Скандинавия ромеям и Руси? Разве что воинов-варягов. Вот их следы на Руси вполне отчетливы.
Интересна в связи с этим информация W. Кrause [25] о камнях на острове Готланд в Пильгорде. На одном камне надпись, датируемая концом X века: «Эти ярко окрашенные камни воздвигли Хегбьярн и его братья Родвисл, Эйстейн и Эдмунд в память о Равне к югу от Руфстайна. Они достигли Айфура…». Айфур - это четвертый порог Днепра из 13-ти. Из надписи можно сделать вывод, что братья благополучно вернулись домой и посчитали сам факт достижения хотя бы четвертого порога достойным воздвижения памятных камней.
Такая радость от лицезрения четвертого днепровского порога. О каком регулярном торговом пути для груженых судов тут можно говорить вообще.
Тем же X веком датируются самые ранние находки скандинавских мечей в районе днепровских порогов. [13] Оружие воины не бросали никогда. Видимо, не всем братьям суждено было вернуться домой.
Невероятное, но очевидное - Древний Великий Новгород, как и Древний Киев - исторические фантомы на выдуманном торговом пути «Из варяг в греки».
А, зачем вообще изобрели этот путь «Из варяг в греки»? А чтобы по дорожке созданной в монашеской келье «направить по Днепру» сначала апостола Андрея Первозванного, чтобы хоть на бумаге, но утвердить первенство Византии в распространении христианства на земле будущей Руси, а спустя века по тому же пути провести из Новгорода в Киев варягов и красиво начать царственную родословную.
Вот и считайте, когда редакторы ПВЛ проторили тот путь на самом деле. Реально это случилось, когда на Руси появились цари и им понадобились родословные. Очевидная поздняя редакция-добавление.
Да и с апостолом Андреем не все ясно. Если поверить, что апостол побывал на Волхове, то почему после этого на Руси столько веков процветало арианство? См. главу
Удивительное Владимирово крещение или здесь
http://yar46.livejournal.com/33122.html.
Откуда название Киев.
Поищем смысловое значение слова «Киев». Для начала предлагаю детскую игру «поищем на карте». Смысл игры - поиск на карте объекта с заданным названием. Частенько этим занимался с друзьями в школе прямо на уроках на задней парте.
Топоним «киев» обнаруживается у множества поселений и городов на территориях проживания славян. Даже реки попадаются с похожим названием. Серьезные ученые обнаружили таких объектов несколько десятков.
Виктор Янович называет следующие топонимы [26]:
«Село Киево имеется в земле Хелмской,
в Средском уезде их - два,
в Иновроцлавском уезде, кроме Киево, имеется также населенный пункт Киевица и село Киевская Воля.
На территории Пенчковского уезда имеются села Кияны и Кии.
Села с названием Киев есть в Ново-Радомском уезде и в Силезии.
В Мазовше есть село Киевицы.
Села Кияны имеются в Западной Волыни и в южных районах Литвы.
Села с названием Киевец - в уездах Слуцком и Бяльском.
Город Киев есть в Моравии,
село Киев - в Венгрии.
Село Кий есть в сербской Лужице,
поселок Киево - в крае Косово.
С.М. Трубачев подобных поселений насчитал более шестидесяти.
Распространенность топонима по Европе говорит о том что, все это многообразие один князь основать не мог и тем более не мог дать всем свое имя. Скорее слово «киев» отражало какую-то специфическую особенность поселений. Что-то вроде профессии наших ямщиков или венецианских гондольеров.
Переправа, переправа.
Известен способ переправы через реку на лодках и плотах, когда вместо весел используют шест, которым отталкиваются от дна. На Украине занятие таким перевозом являлось промыслом и называлось «киюванням». В старину такой шест именовался кием.
Словарь Даля ранних изданий сообщает, что «кий» - на старинных юго-западных русских наречиях означает, - палка, трость, посох. В Киеве на Подоле есть река Киянка. Её берега укрепляли от размыва забивкой свай (киёв).
Днепр большая река и перевоз представлял собой понтонный мост.
Подобные сооружения были известны с глубокой древности. Геродот сообщает, что при походе в Скифию персидский царь Дарий для переправы своей армии через Босфор и Дунай приказал ставить борт к борту корабли, поверх которых укладывался деревянный настил. Его преемник Ксеркс, который предпринял поход на Грецию, при сооружении подобной переправы через Босфор приказал для удержания кораблей от сноса течением свить канат, и протянуть его через пролив. В музее Московского Кремля сохранились документы о первых инженерных переправах через Москву-реку. Переправы состояли из наплавных связанных деревянных плотов. А чтобы такой мост не сносило течением, плоты скрепляли между собой, а крайние прикрепляли к забитым сваям на берегах реки. Для пропуска судов предусматривалась разводная часть моста».
http://forums.vif2.ru/archive/index.php/t-1454.htmlНаш киев-перевоз состоял из ряда лодок, накрытых деревянным настилом. Днепр не так глубок, как Босфор и имеет песчаное дно. Здесь простым и надежным способом удержания лодок-понтонов от сноса течением было - забить ряд свай-киёв непосредственно в речное дно и уже к сваям привязывать лодки.
То, что такой перевоз существовал в конце XVII столетия, подтверждается картой, выполненной в 1695 г. Её авторство приписывается стольнику Ивану Ушакову. На карте схематически изображен именно понтонный мост, удерживаемый киями. [26]
Переправа состояла из двух частей. Одна соединяла левый берег Днепра с Рыбальским островом (сегодня это полуостров), другая часть моста соединяла остров с правым берегом. У правого берега Днепра имелась разводная секция. Для пропуска судов она подтягивалась вверх, к свае.
Версия о происхождении названия города Киева от «киева перевоза» существовала испокон веков и даже не отрицается ПВЛ. Летописец только оспаривает социальный статут и не признает Кия-перевозчика, величая его князем. Но тут уж сказал «А» говори и «Б».
Перевоз представлял собой довольно сложное инженерное сооружение. Для его обслуживания, демонтажа на зиму и монтажа весной, необходимо иметь бригаду мастеров. Да и собранную за переправу плату кто-то должен был учитывать и беречь. Разумеется, начальник такого объекта был уважаемым человеком, но вот быть князем это вряд ли. Разве княжеское дело сидеть на перевозе и мыт собирать с каждого воза. А получить прозвище Кий по названию детали переправы - запросто. Только опять князю такое не пристало. Его круг забот был много шире, и суд и доблестные военные сражения, иной книгами увлекался и тем стал Мудрым, кто-то стал Окаянным, кто-то Тёмным и даже Красным. А вот якорем переправы князя только обидеть можно, но не прозвать.
Интересная ситуация. Именами киевских властителей Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира названо незначительное число поселений, а скольких детей получили их имена. Только с Кием ситуация обратная. Топонимов множество, а «Кий» как имя не числится ни в христианских, ни в славянских «святцах».
Укрепление берега реки Свирь деревянными киями-сваями. Фото автора 2011 г.
Как видите в реальной жизни никаких князей, а в летописях их везде подозрительно трое. На троих княжили и в Новгороде (Рюрик с братьями Синеусом и Трувором) и в Киеве (Кий Щек и Хорив), и даже втроем Чех, Лех, и Рус создали три славянских народа. А почему только три? Генетика насчитала на востоке Европы целых девять славянских родов, живших на территории будущей Руси 3700 лет назад. Почитайте А. Клёсова.
http://www.lebed.com/2009/art5471.htmУж, не от летописей ли началась мужская традиция проводить время втроем.
Мы ознакомились с информацией красивой и увлекательной. Вот только как быть с выполнением Указа президента Российской Федерации от 15 мая 2009 года «О Комиссии при президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России».
А если не в ущерб, а в связи со вновь открывшимися историческими обстоятельствами? Ведь очевидно, что историю нашу прямо-таки необходимо переписывать.
Для начала предлагаю оставить в покое ПВЛ. Былины, сказки, сказания сохраним потомкам на одной книжной полке. В самом деле, скажите, кто учит в Европе свою историю по «Трём мушкетёрам», или по «Приключениям Шерлока Холмса»? Однако зачитываемся и смотрим фильмы, но никто эти шедевры историей не считает, а почему для ПВЛ исключение?Источники:
2. А. Кунгуров, Киевской Руси не было, Эксмо, Алгоритм, Москва, 2011,
http://lib.rus.ec/b/203507/read13. В. Егоров, У истоков Руси, Москва, Алгоритм, Эксмо, 2010,
http://lib.rus.ec/b/213410/read25. Кrause W. En vikinafärd genom Dnjepr-forsarna. Efter runinskriften på Pilgårdsstenen. - Gotländskt arkiv, 1953,s. 7-13
26. Виктор Янович, Великая Скифия. История докиевской Руси, Изд. Москва, "Алгоритм", 2008 г.
http://lib.rus.ec/b/212915/read,
«О происхождении Киева и его названия», доклад на Первом международном конгрессе
«Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура»
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург,
Назад в Список записей по теме Предыдущее Следующее