Название города удивительно и своеобразно. Внезапному появлению в истории (но не в реальной жизни) Москва обязана записи в летописи о пирушке заезжих князей.
Вот несколько версий. На самом деле их гораздо больше.
В основном дальше констатации "факта", что город Москва позаимствовал свое название у реки, дело не идет.
Странный гидроним. Странные дешифровки.
До сих пор пытаются переводить название реки мокрыми словами типа «мутная вода». Или такой вариант «топкая, болотистая, мокрая». В итоге перевода выходит - «Муть-река» или «Болото-река».
Ну почему нашим предкам отказывают в способности мыслить здраво? При этом дешифровщики не утруждают себя простым и логичным вопросом: «К названию реки добавлено слово «река»: Москва-река, на Москве-реке, почему»?
Если «ква» или «ва» это на финно-угорском наречии вода, то у нас скорее не чушня типа «Вода-река», а Царевна-лягушка ставшая Царь-Девицей.
Говорим, что сначала имя получила река, но почему все-таки в придачу со словом «-река»? Назвав малыша «Лена» мы же не используем как имя форму «Лена-ребёнок». Всем известны великие реки Лена, Волга, но прибавления к ним слова «река» вовсе не требуется.
В московском регионе больше нет рек, названия которых образованы словом тандемом. Гидроним явно индивидуален. Поищем эту индивидуальность, определившись с начальными условиями поиска.
Термин «Москва» изначально не был гидронимом, и лишь пояснительное добавление Москва-река придало этому термину статус названия реки. В тоже время построенный на ее берегах город Москва пояснительным словечком «...град» не обзавелся. В этом ещё С. Павлов увидел симптом именной независимости города от названия реки. Видимо, у города оказалось больше прав наследовать термин Москва.
Будь иначе, нам довелось бы называть Москву-реку просто Москвой, как в случае с Волгой и Леной, например, а свою столицу - Москвоградом или вообще другим словом. Однако у нас именно Москва-река, а тысячелетняя Волга так и осталась в веках Волгой. И нечего, все без пояснений знают, что это река.
Версия первая
Автор - Жемайтис Ольгерд Феликсович, работал в Музее Московского Кремля, подполковник в отставке, является автором ряда статей в различных московских журналах и газетах, сотрудничает с Союзом Славянских журналистов.
Благодаря пристрастию О. Ф. Жемайтиса к чтению исторических книг из числа находящихся в Музее Кремля мы и познакомимся с интересной версией, изложенной в книге «Тайны Храма Христа».
«… Вятичи навели через реку самый первый мост. Он был очень простой - наплавной из связанных деревянных плотов. А чтобы его не сносило течением, плоты прикрепляли к забитым сваям на берегах реки. Мост сооружали так, чтобы в середине можно было на время отвязать один или два плота для прохода судов.
По реке плыли купцы. За развод моста, т.е. за снятие зацепы, хозяева моста брали плату - мыт. Потому и живут в Москве, по сей день: Мытная улица, улица Зацепа…
В первой половине названия города присутствует слово «мост», во второй «ква», что у племён, проживавших здесь до вятичей, означало «река» или «вода». И тогда в целом получается «Москва».
Здесь мы наблюдаем обычную для русского языка вещь, выпадающую согласную, аналогично выпадающей «т» в слове «лестница», а в слове «перСТчатка» выпадают уже «с» и «т».
Источник:
http://forums.vif2.ru/archive/index.php/t-1454.htmlПорассуждаем.
Интересная цепочка складывается из «мостовых» слов. Мостки это мостки, мост-ква это значит мостки на воде. А поскольку слово уже «использовано» для обозначения самого моста, то появление на реке нескольких переправ иначе мостков породили название города с многочисленными мостками - город МосТков. Просто много было этих мостков, ими и место прозвали. А «Т» со временем выпало для удобства произношения.
Для именования реки через которую навели наплавные мосты использовано слово приставка «…-река». В смысле река возле города, где полно мостков. В самом деле, не называть же реку мостом.
Зачем множество мостов?
При строительстве первого Храма Христа Спасителя были найдены серебряные монеты. Некоторые оказались с датировкой. Одна чеканки 862 года из города Мерв в Средней Азии, другая была датирована 866 годом из города Арменга в Армении. Иноземным купцам наш город был известен задолго до прихода Юрия Долгорукого. Скорее всего, на месте будущего Храма в языческие времена было торжище, для которого переправа была отнюдь не лишней.
Когда стали строить рядом с Московым на Красном холме новую Москву уже на Боровицком холме, то и получили такое знакомое сегодня - «Москва-река».
И город и река получили свои имена от мостовой переправы как летописный князь Кий свое прозвище от шестов и свай «киёв» на днепровском
киев-перевозе.
Художник А. Васнецов написал картину с наплавным мостом возле Московского Кремля:
Московский Кремль при Иване III.
Подтверждает наличие многих мостов через Москву реку в черте города и Контарини посол Венеции: «Город Москва стоит на небольшом холме; ее замок и весь остальной город - деревянные. Река, называемая Москва, проходит через середину города и имеет много мостов. Город окружен лесами». Посол был в России проездом с августа 1476 года по январь 1477. года.
А в начале был Москов. Не забудем, что именно это название звучит в летописи первым.
Смотри «
Москва и Moscow».
Много ответов на исторические загадки хранится в запасниках Музея-заповедника «Московский Кремль». Может когда и поделится с широкой публикой.
Версия вторая.
Автор - Сергей Иванович Павлов (30 июня 1935, Бердянск), советский писатель-фантаст, классик современной научной фантастики. Член Союза писателей СССР. Им был изобретён и предложен лингвистам метод реконструкции археоморф, позволяющий выявить изначальный смысл древних названий и имен, а также современных слов и понятий.
Наработки в этой области Сергей Павлов начал с публикации своей книги «Москва и железная «мощь» Святослава. О происхождении названия Москва» (1999).
У Вятичей преобладает тип - открытые селища без оборонительных укреплений. Народ живет в условиях мирного времени многие века, и вдруг.
С. Павлов считает, что здесь всплывает история прохождения армии Святослава через вятичей в походе на Хазарию, и прохождение это было как раз в интересующем нас районе.
Проход армии Святослава по версии С. Павлова оставил и геральдический след. Наблюдая парад русских войск, вятичи испытали беспредельное удивление и трепет от вида военной силы в блестящих доспехах. Было чему удивиться. Живя в глухих лесах, вятичи не знали войны уже не один век. Всё происходящее сильно напоминало древнее славянское предание о Победе громовержца Перуна.
Память потомков вятичей изобразила на Московском гербе самого князя Святослава Игоревича, поражающего Чудо-Юдо змея Хазарию.
Позднее появились трактовки, нарекающие всадника именами святого грека, русских князей и даже царем Иваном, но только не язычником Святославом, продлившим историческую жизнь Руси.
Итак, зародилось крамольное подозрение: термин «Москва» изначально не был гидронимом, и лишь пояснительное название Москва-река придало этому термину статус гидронима.
Москва - так коренное население предпочло назвать небольшую крепость с гарнизоном на Боровицком холме, где первоначально ещё до Юрия Долгорукого размещался погост для сбора и хранения дани. Затем с укрепления название перешло на реку и город.
После дешифровки слова «Москва» своим методом археоморф Павлов определил значение слова как состоящее из нескольких первичных форм: «Люди внутри железа воинского» иначе «Мощь». Такое громыхающее железом слово, конечно, требует себе приставку «-река» в случае его применения для речного названия. Получили Мощь-река, а на древнем языке Москва-река.
Гидроним «Москва-река», по поводу происхождения которого было сломано столько копий, родился сравнительно недавно - на рубеже первого и второго тысячелетий. В первом тысячелетии река носила другое имя, сомневаться в этом не приходится. К сожалению, время не сохранило для нас былой (реликтовый) гидроним. Краса-девица вышла замуж и сменила свою девичью фамилию, которая видимо, утрачена для истории навсегда.
Источник:
http://www.wmos.ru/blog/govorim/761.phpВерсия третья А. Асова.
Авторы:
1. Новгородские Волхвы XI века;
2. Александр Игоревич Асов (1964), писатель, журналист, историк. Родился в семье учителей. Был директором краеведческого музея. Окончил Московский государственный университет и аспирантуру (1987), философ, эколог и геохронолог. Член Союза писателей России, член Союза журналистов Москвы, автор книг по древней славянской истории и культуре. Известен в первую очередь как комментатор, публикатор и переводчик ряда древних славянских текстов, академической наукой признаваемых поддельными.
Рассматривая известный в истории княжеский пикник Юрия Долгорукого, А.И. Асов обратил внимание, что на 1147 год пришлось 550-летие исхода князя Моска с Дуная.
Из Велесовой Книги в переводе А. Асова мы узнаем, что и сам город (будущую нашу столицу Москву) основал тот князь Моск после его исхода с берегов Дуная.
«Итак, мы стеклись к Моску, и построили град Москов. И были там очаги. И там пил Моск сурину. И так явился град сей от него...», Книга Велеса, Лют II, 7., перевод А. Асова [1]. Исход Моска с Дуная произошел в 597 году н.э.
По данной версии имя города связывается с именем князя Моска из рода Святояров на Дунае. По-гречески имя звучит как Мусокий. Об этом князе нам рассказывают византийские «Истории», записанные современником событий Феофилактом Симокаттой.
Никакой «мутной глины» в имени Моск искать не нужно. Это древнее имя славянских князей. Моск это мозг и ничего кроме мудрости.
Книга Велеса официальной наукой безоглядно объявлена фальшивкой, а потому источником вроде как считаться не может. Не нам тягаться со специалистами-лингвистами, не признающими Книгу, но. Автор Книги сообщает интересную информацию, подтверждаемую и другими источниками. Фили - кельтское слово, сегодня это район в Москве. А у Мусокия были союзники кельты - филиды. В Подмосковье протекает река Истра - память переселенцев кельтов об их родине. Истр - древнее название Дуная. Да и само имя князя Мусокия реально, оно упоминается в хрониках Византии.
Просто слово.
Современная академическая наука многое не желает признавать, из того, что расходится с устоявшимся «общепринятым мнением». Ну и пусть их не признают. По мне так считать Москву Мощью, княжеским именем или выводить из речной переправы очевиднее «мутной грязи» такой аморфной и без какой-либо исторической информации.
Однако существуют и Москва, и река Истра, и станция метро «Фили». А когда-то в деревушке Фили решилась судьба Москвы и всей России в войне с Наполеоном. Всё это реально и информативно, в отличие от «гнилого болота с квакушками», в котором топят нашу историю.
Источники:
1. А.И. Асов «Свято-Русские Веды. Книга Велеса» с пояснениями и примечаниями, 2008г.
2. М.Н. Тихомиров, Древняя Москва XII - XV вв.
http://www.russiancity.ru/books/b70.htm#c1a3. Академик Г. Мокеев, Явуза на Болваньи и Лыщиков за Яузой,
http://www.voskres.ru/architecture/mokeev5.htm4. БГ-Знание РУ, А.И. Башилов, Юрий Долгорукий
http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=6155. А.Е. Любарев, О роли Ю. Долгорукого и А. Боголюбского в основании Москвы
http://www.unilib.neva.ru/dl/327/Theme_3/Vozvishenije/Lubarev.htm6. Православно-информационное агентство, Ю. Воробьевский, В. Ларионов, Зов князя Юрия ,
http://rd.rusk.ru/98/rd4/h4_5.htmПроходит время.Эта запись попадается на глаза разным людям. Кто-то прочтет и крутит ленту новостей далее. А кто-то остановится и поделится неожиданной информацией. Вот как в этом случае.
31 октября 2011 года, понедельник, 17:34
aksayondon пишет:
«Со старославянского Мо - звезда, Сква - цепь, сковывать.
Давно, еще в социализме слышал такую версию. Сакральное Звезда Сковывающая. До сих пор удерживает такую территорию».
Звезда связующая. За этими словами многое. Можно представить корабль, связывающий миры. Или это некая сущность и сила, к которой обращаются при обрядах на капищах. А ведь такой центр и находился в древности на Красном холме.
Назад в Список записей по теме