Тема не нова, но я решил перевести и выставить здесь посвященную UNRWA главу из вышедшей недавно книги Шаббтая Шавита "Глава Моссада". На самом деле Шавит посвятил данной структуре целый раздел своей книги, пафосно озаглавив его "UNRWA - я обвиняю!", и этот раздел состоит из нескольких глав; здесь переведена только заключительная глава, в которой подводится общий итог тому, что более подробно изложено автором в основном тексте. Если кому-то нужно подробностей, обращайтесь к оригиналу.
* * *
Того, кто придумал учредить для опеки палестинских беженцев отдельное агентство UNRWA и подчинить его Генеральной Ассамблее ООН, официально установив при этом для палестинцев совершенно особое определение, не применяемое ни к одной другой группе беженцев, следует считать гением. Был ли это один человек или творческий коллектив, найденная им идея оказалась исключительно плодотворной.
Именно гением нужно было быть в 1949 году, чтобы, предвидя отдаленное будущее, создать политическую архитектуру, которая увековечит конфликт между двумя народами. Читателю этой книги нетрудно понять, что, по мнению ее автора, арабы воспринимают свой конфликт с Израилем как антагонистическую игру с нулевой суммой (zero-sum game). Прежде всего, они определели свое поражение в Войне за независимость Израиля как катастрофу, используя термин нáкба, вызывающий прямую ассоциацию со словом шоá, которым мы именуем Катастрофу европейского еврейства, и тем самым попытались создать идейную симметрию между двумя народами, еврейским и палестинским. И поскольку Катастрофа европейского еврейства воспринималась международным сообществом как одна из причин создания еврейского государства, внедрение термина накба было нацелено на то, чтобы сделать столь же убедительным требование о создании палестинского государства. Далее, оба народа претендуют на одну и ту же территорию, и поскольку в первом раунде борьбы за нее палестинцы потерпели поражение, требовалось создать инструмент, с помощью которого они смогут вести свою "освободительную войну" до победного конца, понимаемого как уничтожение Израиля и создание на его месте палестинского государства. Таким инструментом и стало созданное по инициативе арабских стран агентство UNRWA, вместе с совершенно особым определением палестинских беженцев. Позже, начиная с шестидесятых годов прошлого века, с развитием у палестинцев собственного национального сознания, этот заранее заготовленный инструментарий был взят на вооружение различными палестинскими организациями и, в первую очередь, ООП.
Концепция длительной, многоэтапной войны, ведущейся с разной интенсивностью до достижения окончательной победы, глубоко укоренена в исламе. Главным в такой войне является наличие мечты (здесь можно обратить внимание на идеал исламского халифата), осуществление которой может потребовать многих раундов борьбы, успешных и безуспешных, если последние позволяют уцелеть, чтобы со временем снова взяться за оружие. Уцелевший сохраняет мечту и надежду добиться успеха в следующем раунде, и так - до победного конца.
Палестинское беженство находится в фундаментальном противоречии с принятым для всех других групп принципом социальной реабилитации беженцев в местах их нового проживания. Более того, у палестинцев, что также вполне уникально, статус беженцев передается потомкам, включая усыновленных в законном порядке детей, в силу чего изначальная группа палестинских беженцев, составлявшая около 700 тысяч человек, разбухла к настоящему времени до 5 миллионов с лишним, из которых как минимум 4,5 миллиона человек даже не родились на территории, ставшей в конце сороковых годов прошлого века зоной военного конфликта.
Идея вечного палестинского беженства изначально содержала в себе принцип, именуемый "правом на возвращение" и ставший впоследствии неустранимым препятствием к мирному разрешению конфликта. При каждой попытке политических переговоров палестинцы выдвигают в качестве своего предварительного условия признание Израилем "права на возвращение", подразумевая при этом, что оно распространяется на всех беженцев 1948 года и их потомков: всем им должно быть гарантировано право "вернуться" в Израиль. В то же время израильский подход долгое время строился на принципе переговоров без предварительных условий и общем указании на то, что Израиль "будет готов внести свой вклад" в решение проблемы беженцев в рамках всеобъемлющего мирного урегулирования. Позже премьер-министр Нетаниягу выдвинул с израильской стороны собственное предварительное условие, состоящее в том, что палестинцы должны признать за Израилем право на существование в качестве национального государства еврейского народа. Такое признание явилось бы для палестинцев отказом де-факто от "права на возвращение" в используемой ими трактовке.
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR) было создано в декабре 1950 года, ровно через год после создания специально для палестинцев агентства UNRWA. Оба агентства принадлежат к структуре ООН, в связи с чем возникает естественный вопрос: почему UNRWA продолжила свое существование после учреждения UNHCR? Ответ на этот вопрос лежит в политической плоскости: арабские страны, опиравшиеся на поддержку других мусульманских стран и т.н. неприсоединившихся государств, настояли на сохранении UNRWA в качестве отдельной структуры, гарантирующей дальнейшее предъявление требований в связи с "правом на возвращение". Единственным государством, которое могло воспрепятствовать этому своим вмешательством и влиянием, были в то время Соединенные Штаты. Почему США не сделали этого?
Следует понимать, что уже и само голосование США за резолюцию ООН о создании еврейского государства явилось в ноябре 1947 года своего рода чудом. Добиться такого решения Белого дома удалось в самый последний момент благодаря влиянию, оказанному на президента Трумэна его еврейским другом, и принятое тогда Белым домом решение прямо противоречило позиции госдепартамента, лично госсекретаря Маршалла и многих других влиятельных лиц в администрации США, полагавших, что еврейское государство на Ближнем Востоке окажется нежизнеспособным. Когда на повестке дня ООН оказалось предложение о создании UNRWA, американцы не видели причин выступить против него и, напротив, имели причины его поддержать; к числу таковых относились растущая зависимость США от саудовской нефти и политический союз с Великобританией, которая, исходя из своих империалистических интересов, оказывала поддержку арабам в их борьбе против Государства Израиль.
Справедливости ради также отметим, что мы нигде не находим свидетельств тому, что само израильское правительство пыталось повлиять на администрацию США с тем, чтобы Белый дом воспрепятствовал созданию UNRWA и/или введению особого статуса для палестинских беженцев. Подобной израильской инициативы попросту не было, поскольку Израиль находил удобным для себя решение, которым на содержание палестинских беженцев выделялись огромные международные средства - без того, чтобы сам он оказался вынужден нести связанные с этим расходы.
Выше было показано, что международное вмешательство с целью решения проблемы палестинских беженцев стало осуществляться уже в 1948 году, в разгар сражений Войны за независимость Израиля. С американской стороны такое вмешательство осуществлялось госдепартаментом и личным представителем президента Трумэна в Согласительной комиссии ООН для Палестины (UNCCP); этим представителем был Марк Этридж, состоявший в прямом контакте с Трумэном, поддерживавший план Бернадотта и стабильно демонстрировавший глубоко враждебное отношение к Израилю. В силу вышесказанного США одними из первых поддержали проект резолюции ООН № 194, принятой 11 декабря 1948 года и закрепившей международное признание "права на возвращение" для палестинских беженцев. Данная резолюция стала гвоздем без шляпки, намертво вбитым в политический конструкт арабо-израильского конфликта и обеспечивающим его непреходящий характер.
Первая уступка в связи с предъявлявшимся требованием о возвращении беженцев была вынужденно сделана Израилем в марте 1949 года под сильнейшим давлением Этриджа, нового госсекретаря США Дина Ачесона и лично президента Трумэна, но эта уступка, предполагавшая готовность Израиля принять на своей территории определенное число палестинских беженцев, так и осталась декларативной, поскольку США настаивали на том, чтобы в Израиль вернулось не менее четверти беженцев, с чем израильское правительство никак не могло согласиться. В мае 1949 года возмущенный израильским отказом Трумэн направил Бен-Гуриону исключительно резкое послание, в котором, в частности, говорилось, что "правительство США не находит нынешнюю позицию израильского правительства отвечающей тем принципам, на которых основывалось решение США в поддержку создания Государства Израиль". Далее в послании указывалось, что позиция Израиля подвергает опасности мирное урегулирование ближневосточного конфликта и ведет к срыву Лозаннской конференции, созванной по инициативе UNCCP.
Семь лет спустя, в 1956 году, США опасались, что военная коалиция Великобритании, Франции и Израиля приведет к вмешательству СССР в военные действия на стороне Египта, следствием чего могла стать ядерная война США с Советским Союзом. Этим опасением была продиктована бескомпромиссная позиция президента Эйзенхауэра, потребовавшего от Бен-Гуриона, чтобы Израиль вывел свои войска со всей занятой ими территории египетского Синая и сектора Газы, "до последнего сантиметра". События, сопутствовавшие операции "Кадеш", окончательно убедили Бен-Гуриона в том, что Великобритания и Франция являются в лучшем случае второстепенными державами, позиция которых не имеет реального веса, когда ей противоречит твердая позиция США. Абба Эвен, израильский посол в Вашингтоне и при ООН, получил указание тщательно отслеживать позицию США и формирующие ее факторы, оказавшись при этом в прямом подчинении премьер-министра Бен-Гуриона.
В 1967 году, с окончанием Шестидневной войны, у Израиля появилась возможность предпринять самостоятельные шаги с целью того или иного решения проблемы беженцев, но, как уже отмечалось выше, министр обороны Моше Даян, определявший после войны израильскую политику на занятых ЦАХАЛом территориях, считал необходимым сосредоточиться на удержании этих территорий под властью Израиля и не видел пользы в шагах, способных поставить под угрозу решение этой задачи. Так или иначе, Израиль оставил проблему палестинских беженцев в руках UNRWA.
В конце 2005 года Израиль, подчинившись давлению США, согласился на проведение всеобщих выборов на территориях, хотя экспертные оценки указывали на то, что их результатом станет беспрецедентное усиление ХАМАСа. Выборы, состоявшиеся в январе 2006 года, полностью подтвердили этот прогноз. Вскоре после этого, в июне 2007 года, ХАМАС полностью подчинил своему контролю сектор Газы, осуществив планомерную ликвидацию активистов ФАТХа в данном районе. ХАМАС также поставил перед собой задачу подчинить себе аппарат UNRWA, и уже в том же году по результатам выборов, проведенных организацией работников UNRWA, в ее совет, состоящий из 27 членов, были избраны 25 представителей ХАМАСа.
UNRWA имеет 30 тысяч сотрудников на территориях, треть из которых занята в секторе Газы. Годовой бюджет этого агентства составляет 1,25 млрд долларов, и Соединенными Штатами выплачивается пятая часть этой суммы, 250 млн долларов в год. Думаю, что не навлеку на себя обвинение в клевете, заявив, что правительство США, утвердившее жесткое законодательство в отношении спонсоров терроризма, само оказывается таковым, продолжая предоставлять финансовую помощь структуре, которая давно уже превратилась в инструмент террористов. С момента создания UNRWA и до настоящего времени Соединенными Штатами было перечислено этой организации 16,5 млрд долларов, и если бы администрация США обратилась с запросом к израильскому правительству, последнее могло бы незамедлительно предоставить американцам самые полные и неопровержимые юридические доказательства того, что UNRWA является в настоящее время структурой, полностью управляемой ХАМАСом.
Но даже оставив в стороне проблему террора, трудно предположить, что президент Дональд Трамп сохранит равнодушное отношение к ежегодной растрате 250 млн долларов из бюджета США на цели, никоим образом не способствующие решению проблемы, но, напротив, увековечивающие эту проблему и раздувающие ее из года в год.
Многие у нас полагают, что палестинцы усвоили более трезвое отношение к этой проблеме и что они удовлетворятся в конце концов "возвращением" в Израиль символического числа беженцев, тогда как остальным будет предложена денежная компенсация. Лично я глубоко сомневаюсь в этой оценке, причем именно из-за того, что в отношении палестинских беженцев принято совершенно особое определение, увеличившее их число с 700 тысяч в 1948 году до 5 миллионов с лишним к настоящему времени и сформировавшее этос "права на возвращение". Также и собственное руководство палестинцев делало на протяжении последних семидесяти лет все от него зависящее для сохранения палестинского беженства, т.е., попросту говоря, заставляло миллионы людей жертвовать своим будущим, чувством человеческого достоинства и достатком в угоду политической химере. Это руководство издавна следует принципу "все или ничего", и нет оснований считать, что оно по собственной воле откажется от него в дальнейшем. Созданная им система образования сакрализирует беженство и воспитывает поколение за поколением в духе непримиримой ненависти к Израилю, прекрасно осознавая при этом, что объективно нет ни малейшего шанса договориться с Израилем о приеме на его территории всех этих миллионов "беженцев".
Но нет никакой необходимости ждать от палестинского руководства маловероятного отказа от лживого тезиса, который насаждается им на протяжении многих десятилетий. На мой взгляд, израильское правительство должно обратиться к США, главному спонсору UNRWA, с настойчивым предложением пересмотреть американскую позицию в отношении этой структуры, увековечивающей проблему палестинских беженцев и полностью управляемой в настоящее время ХАМАСом - организацией, которая и по американским меркам признана террористической. Смена власти в США открыла возможность для кардинального изменения американского подхода к данной проблеме. Президент Трамп демонстрирует значительную нетерпимость к террору, и если израильское правительство представит ему данные, частично приведенные в этом разделе, вполне вероятно, что он согласится с предложением передать UNHCR те функции, которые осуществляются в настоящее время UNRWA, с распространением на палестинских беженцев тех критериев и задач, которые применяются ко всем остальным группам беженцев в современном мире (одна только гражданская война в Сирии привела к появлению многих миллионов беженцев, оказавшихся под опекой UNHCR). Главной заинтересованной стороной в дальнейшем существовании UNRWA теперь является ХАМАС, и у Израиля, США и других стран Запада не должно быть причин подыгрывать этой террористической организации, обеспечивая дальнейшее существование UNRWA.