«Как-то раз весной в начале мая.
Грохот, скрежет, пыль и благодать
Ехали по улицам трамваи,
Ехали куда-то умирать».
Федор Чистяков, группа «Ноль».
Петербуржцы исторически расположены к трамваям. Хотя настоящий электрический тут впервые поехал достаточно поздно, лишь в 1907 году. Все дело в том, что с 1860 года транспортные нужды столичных жителей вполне удовлетворяла конка (1860-1917 гг.) и «паровик» (паровой трамвай по окраинам, 1886-1922 гг.). Так что новому и прогрессивному виду транспорта пришлось участвовать в достаточно суровой конкуренции.
Но в 1917 году конка закрылась (как написано в Вики «из-за недостатка фуража для лошадей»). А «паровик» оказался избыточен - ведь по сути это был маленький пассажирский поезд с паровозом.
1. Так что город с уже новым именем Ленинград рос, развивался и его трамвайная система тоже. К концу советской власти сеть выросла до самой крупной в мире, чем петербуржцы гордятся до сих пор. Но много воды в Неве утекло, мировое лидерство утрачено, вот только трамвай (а не метрополитен) по-прежнему является основным городским транспортом и очень любим петербуржцами.
Полноценный обзор системы я не осилю и немного расскажу только о типах встречавшихся вагонов. До сих пор подавляющее большинство среди них составляют изделия ПТМЗ (собственного трамвайно-механического завода, признанного банкротом в 2013 году).
Так что подвижной состав в Санкт-Петербурге совершенно не похож на другие города России, а большинство типов вагонов вообще встречаются только здесь.
2. Итак, ЛМ-68М4 (или 71-301). Такие выпускались с 1974 по 1988 год, но с тех пор вагон приобрел новый обвес и салон.
3. Внутри. Особую конфетку все равно не сделаешь, но хоть частично низкопольный. 4 вагона, только в Питере, переделывал Октябрьский электровагоноремонтный завод.
4. Попадается и модификация ЛМ-68М3. Вагоны произвольно могут сцепляться и расцепляться, вот тут, в частности, вариант СМЕ.
14 вагонов переделано, все для Питера.
5. Но попадаются и еще более удивительные штуки. Например, вот такие ЛМ-68М2, которые модернизировались какими-то своими трамвайными мастерскими Санкт-Петербурга (21 вагон).
6. Вышли пречудесные ретровагончики. Салон только удобнее не стал.
7. Тянет на городскую достопримечательность. Таких тоже нет больше ни у кого в мире.
«Чистых» ЛМ-68 не сохранилось, и это объяснимо. Вагоны совсем другой эпохи и время их прошло.
8. А вот легендарные ЛВС-86К (и их модификации) до сих пор составляют основу парка города на Неве и несут на себе основную тяжесть пассажирских перевозок.
9. Встречаются повсеместно.
10. Чувствуют себя прекрасно, если так вообще можно сказать об этих изделиях.
11. 391 вагон (включая подмодели ЛВС-97), почти половина городских трамваев - это ОНИ.
12. Механизм открывания дверей вынесен прямо в салон.
13. В «гармошку» так и вовсе можно экскурсии водить.
Во всех вагонах присутствует кондуктор (хотя универсальная транспортная карта «Подорожник» уже есть у большинства жителей и мы тоже ее ради экономии приобрели).
14. Обратите внимание также и на два синих квадратика на электронном информационном табло спереди. Исторически в Питере применялась цветовая индикация маршрутов, иначе говоря каждому соответствовало сочетание двух цветов. У маршрута №6 - два синих квадратика.
15. У маршрута №3 - желтый и синий.
16. Маршрут №40 - оба зеленые. Подробнее все рассмотрено
вот тут.
17. Кстати, Питер не единственный город где так сделано, подобное я встречал и в Перми например. А у нас в Москве так не принято.
18. Возможно вы обратили внимание, что на последних фото уральский вагон. Действительно, это тип 71-623 Усть-Катавского трамвайно-ракетного завода (21 единица, примерно столько же в Волгограде). На фоне красивейшей исторической мечети.
19. Тут есть и подобные трехсекционники (71-631, всего 43 штуки, еще в Даугавпилсе и Самаре).
Но сейчас городские власти явно хотят вновь обеспечивать себя новыми трамваями сами. Из Твери в Санкт-Петербург переводят выпуск «Витязей» (71-931 и 971-31М). Нам в этот раз они не попались, хотя в городе 13 вагонов в эксплуатации.
20. Тверские мощности позволяли и позволяют гнать для Москвы 120 вагонов в год и если администрация найдет деньги на контракт, то город новыми трамваями завалят быстро. Главное, чтоб путевое хозяйство справилось. А с этим определенные проблемы есть.
21. Но вернемся к собственным, санкт-петербургским вагонам. Вторым по распространенности на сети являются ЛМ-99 (точнее три их модификации - ЛМ-99АВН, ЛМ-99К и ЛМ-99АВ, 181 единица).
22. Выглядят получше своих московских собратьев (а вот наши краснопресненцы от этого типа явно стараются избавиться).
23. На почетном третьем месте ЛМ-2008 и ЛВС-2005 (всего 58 вагонов), очень похожие типы. Один короткий, а другой длинный, с гармошкой. Вот это ЛВС-2005.
24. И это он. Маршрут №25 до сих пор по Лиговскому проспекту подходит почти к Московскому вокзалу.
Вообще, в Питере не любят убирать рельсы с улиц, даже если они давно не используются. Вот на Литейном проспекте сколько уж трамвая нет, а рельсы все лежат (хотя может быть они ночью вагоны перегоняют по ним?).
25. Да, а зеленый он потому, как карту «Подорожник» (типа нашей «Тройки») рекламирует. В ином случае проезд у кондуктора 40 рублей стоит (а у нас у водителя и 55).
Остальные типы вагонов представлены гомеопатически, хотя есть и Альстомы и белорусские Штадлеры и даже три каких-то 71-931 «Богатырь» (это что-то типа «Витязя», но не трехсекционного, а двух).
26. Ради атмосферы прилагаю и остановочную табличку. На всех людных станциях, впрочем, уже стоят электронные табло (которые, как это везде принято, иногда не работают).
27. Главное впечатление же такое: спешите покататься на раритетных ЛВС-86, ведь скоро они совсем исчезнут и будете вы как дураки в трехсекционках кататься, а они и так везде есть.
Музыкальным сопровождением поста можно выбрать детскую, но очень прилипчивую песню «Палата №6» «Трамвай №3».
Click to view
Ранее в серии:
Санкт-Петербург. Май 2018. Часть I. На «Сапсане». Санкт-Петербург. Май 2018. Часть II. На Невском проспекте. Санкт-Петербург. Май 2018. Часть III. Накануне 9 мая. Санкт-Петербург. Май 2018. Часть IV. Это Питер, детка! Про другие системы в этом журнале:
Калининградский трамвай
Калининград 2015. Самый старый трамвай. Ростовский трамвай
Трамваи Ростова-на-Дону. Тульский трамвай
Трамваи Ростова-на-Дону. Евпаторийский трамвай
2012 г. Трамвай в Евпатории. 2014 г. Снова о Евпаторийском трамвае. Опять о Евпаторийском трамвае. Фото из 1988 г. Харьковский трамвай
Трамваи Харькова. Стамбульский трамвай
Скоростной трамвай Стамбула Т1.