1. Не претендуя на всеобъемлющий отчет все же хочу рассказать немного о трамвае в Ростове.
Ныне в городе всего лишь четыре маршрута (№1, 4, 7 и 10), но история системы длинна и богата. Электрический трамвай с 1902 г., а конка существовала так и вообще с 1887 г.
Ширина колеи для России уникальная - это не узкая колея (1000 мм, как у трамваев в Пятигорске, Калининграде, Евпатории и Молочном), и не классическая русская (1520 мм, как во всех остальных городах).
Это европейские (Стефенсовские) 1435 мм.
2. (ехидно) Это наверно потому, что кое-где путь не меняли со дня открытия трамвая (а то и конки).
Кроме того, с конца 1902 г. по 1928 г. трамвай был междугородним, ведь Ростов и Нахичевань были отдельными городами.
3. Но вагоны, неожиданно, почти все новые (КТМ-619КУ).
4. Проезд стоит 15 рублей водителю или 14 карточкой. Оплата происходит по столичному образцу - вход через переднюю дверь и расплата там же. Кондукторов нет.
5. Попадается и почтенное старье. КТМ-605У (или просто КТМ-5).
6. Или даже Татры T6B5SU.
7. Состояние так себе.
8. Вагон №073 на четвертом маршруте.
9. Конечная остановка «Двадцать шестая линия».
10. Салон самый обыкновенный.
11. Маршрутная доска может быть рукописная, с неожиданным и неуместным ятем.
12. Вагоновожатый обедает прямо на рабочем месте.
13. Посадка пассажиров.
14. 110 лет Ростовскому трамваю праздновали два года назад, но вывески остались. А во флагодержателе как бы не флажок Новороссии?
15. Есть у меня подозрение, что недолго трамваям в Ростове существовать осталось. Маршрутная сеть съеживается, из 330 вагонов (в лучшие годы) ныне осталось 52, состояние пути хромает...
16. Возможно когда-нибудь этот пост станет историческим.
Но воронежской судьбы для Ростовского электротранспорта я не хочу.
Еще посты про Ростов-на-Дону.
1. Парамоновские склады. 2. Уличные штучки. 3. Люди (и не только) на улицах. 4. Детская железная дорога.