"Пливе кача" (Апачев) и "Не для меня" (Шаман и Пелагея) - украинское vs русского. ч. 1. Форма

Mar 30, 2024 14:35

  • Так разозливший меня номер в Новогоднем Огоньке на Первом на  похоронный гимн бандеровцев «Пливе кача» в перепевке Акима Апачева, как ни странно, поспособствовал кристаллизации и упорядочивании некоторых мыслей на тему активного и даже агрессивного проникновения в культурное пространство России элементов из соседней недостраны.

Появившиеся в довольно широком культурном поле в 2022 году два очень разных исполнителя - Ярослав Дронов (Шаман) и Аким Апачев воплощают для меня две не просто  разные стили, качество и жанры в музыке. Они являются типичными выразителями культурного, мировоззренческого и цивилизационного кода родной для каждого страны, пусть это несколько пафосно звучит применительно к такому сниженному жанру как поп-музыка или  рэп.



Уроженец Мариуполя для меня воплощает полнейшее и кристаллизованное в своей отвратности украинство, для меня он эталонный хохол, кем бы он ни был по национальности, по крови на самом деле, хоть жидонегрокитаец в десятом колене. Ну а какой цивилизационный код демонстрирует автор песни «Я русский», думаю, объяснять излишне.

Этот пост не о конкретных личностях как таковых, не об их творческом пути, биографиях и репертуаре, он о том, носителем какого культурного кода, какого отношения к жизни, к смерти, к творчеству, работе является каждый из них. О том, чем отличаются русский и украинский взгляд на жизнь и на смерть, как эту разницу можно понять и осознать в музыкальных номерах, вышедших на ТВ под новый год. Однако поскольку личные качества, имидж, детали биографии и поведение каждого каждого исполнителя - это тоже отражение культурного окружения, пространства родной страны, об этом стоит упомянуть хотя бы коротко.

Ярослав Дронов (Шаман): профессиональный певец, обладает великолепным голосом, безупречной вокальной техникой, широким диапазоном; получил музыкальное образование (даже не одно); умет играть на нескольких музыкальных инструментах (фортепиано и гитара как минимум); имеет многолетний опыт выступлений, принимал участие и занимал призовые места в многочисленных конкурсах. Обретению славы и признания предшествовали упорный труд и долгие годы безвестности. Является автором и аранжировщиком своих песен. Вежлив и тактичен,  в конфликты и скандалы не вступает. Православный, женат, есть дочь.

Аким Апачев:  практически не обладает ни музыкальным голосом, ни слухом;  музыкального образования нет; гитарой владеет посредственно; опыт выступлений - недолгий и крайне сомнительный. Биография туманна и темна: был то военкором, то волонтером, то рэпером, нынче подался в культуртрегеры, рисуя херы и матерные надписи на заборах и предлагая создать проскрипционные списки «недостаточно (по мнению прибывшей с новых территорий творческой братии) патриотичных исполнителей. Вылез на публику исключительно за счет отирания и ошивания около печально известной ЧВК в качестве придворного воспевателя их «подвигов». Известен хайпом, скандальным поведением и хамскими выпадами в адрес известных людей. Религиозные убеждения неизвестны, о семье и детях ничего не известно.

Эту цивилизационную разницу между русским и украинским способом существования, проживания, восприятия и освоения окружающего мира постановщики номеров и показали ярко, наглядно и выпукло в новогоднем огоньке, причем, похоже, режиссеры программы отнюдь не испытывали к недорэперу никаких симпатий. А для вдумчивого зрителя эти выступления были крайне познавательными и интересными именно в культурологическом смысле. Причем, как бы сам безголосый Апачев ни радовался засвечиванию своего интерфейса на Первом канале, номер с «Пливе кача» стал живописной иллюстрацией отталкивающего безобразия украинства. И если это было сделано действительно сознательно, то эту часть снимал отнюдь не друг и не поклонник украинского рэпера.

Смысл и глубинное наполнение музыкального номера помогают раскрывать разные аудиовизуальные приемы и способы, такие как:

  1. Оформление сцены, ее цветовая палитра

В «Пливе кача» используются в основном цвета холодного спектра: синий, белый, мертвенно-зеленый. Фоном идет клип, снятый в индустриальном пейзаже, на фоне разрушенной «Азовстали» (к его съемкам, как я с большим удивлением узнала, приложили лапки товарищи из «RT», руководитель которой Марго Симоньян активно проталкивает в общественное пространство своего «южнорусского» протеже).

В кадре клипа разруха: разбитые цеха, брошенная техника, покореженная арматура, ржавые балки, битое стекло, раскрошенные кирпичи и бетон. По руинам бесцельно, как неупокоенный дух, бродит некая девица. В начале клипа она обмотана в триколор, затем появляется в кадре уже без него (то есть по ходу дела российский флаг девица то ли куда выбросила, то ли потеряла, то ли его отняли, то ли  пропила еще что). Фоном здесь грязь, разрушение, хаос, тлен, заброшенность, смерть, уродство. Преобладают ломаные линии, хаотичное разнонаправленное освещение, нет ощущения целостности и гармонии.



У дуэта Пелагеи и Шамана - в оформлении преобладает теплая палитра: оранжевые, желтые, красные цвета, оттенки золотого. Декорациями - космос, темный потолок как звездное небо, на нем солнце, луна, звезды в лубочном стиле; несколько вращающихся колес, а это очень богатый на смыслы образ - это символ вечного движения, непрерывного цикла жизни, развития. Также  круг это завершенность, совершенство, целостность, Вселенское пространство, макрокосмос, земной шар, полнота бытия. Свет падает ровно, почти строго сверху вниз (символ света с неба как физического явления, и с Неба, как явления духовного), лучи направлены на певцов. Ощущение гармонии, покоя, плавности, направленного движения. Несмотря на то, что сама песня говорит о достаточно печальном, о предчувствии скорой гибели, оформление номера пронизано символикой жизни.



2. Женский образ в дуэте

Апачев в студии выступал один, живой партнерши у рэпера на сцене не было, некая Дарья Фрей присутствовала только виртуально, на боковом экране, то есть в цифровом виде (интересно, а почему?). Внешне она напоминает либо гоголевскую Панночку либо утопленницу, тоже из малороссийского фольклора, богатого на леденящую душу нежить: ведьм, виев, упырей, русалок-мавок, разную мертвечину. У нее длинные темные распущенные волосы (она простоволоса), в белом простецком сиротском платьице, больше похожем на ночнушку или саван, грубых ботах, бледная, с кольцом в губе.

С вокалом у нее получше, чем у Акима (поскольку хуже того спеть вообще сложно, лучше будет любое исполнения, хотя бы процентов на 70 совпадающее с нотами), но голос невзрачный, блеклый. Чувствуется, что девушка непрофессиональная вокалистка (примерно так же споет половина народу из любительских певческих кружков при рядовом сельском Доме культуры, а если добавить тюнинг и цифровую обработку - так, пожалуй, и лучше).



С Ярославом Дроновым в паре на сцене выступает реальная исполнительница, (да еще какая!) - Пелагея. Стройная красавица, с прихотливо собранными в аккуратную прическу светлыми волосами, одета в красивейшее стилизованное народное платье, - на вид просто княгиня или боярыня. Цвета одежды - красный и насыщенно зеленый, символизирующие полноту жизни, изобилия, цветения и плодородия. Голову украшает небольшая диадема или маленький кокошник (венец).

То есть вид у нее с одной стороны - достаточно богатый, даже роскошный, но в то же время сдержанный и скромный. И, разумеется, Пелагея обладает глубоким, сильным, ярким голосом. И как гармонично и великолепно сплетаются в песне два, на мой взгляд, лучших на сегодняшний день эстрадных голоса страны - альт Пелагеи и тенор Ярослава Дронова. Всю песню они стоят рядом, обращены друг к другу, в финале даже касаются руками, слегка приобнимаются. Происходит живое взаимодействие по ходу песни, символически иллюстрируя  проводы на войну женщинами своих близких, любимых, родных.



Почему так важна именно женская половина в дуэте, почему я на этом останавливаюсь? Потому что на глубинном уровне коллективного бессознательного - это сильнейший и важнейший для нации образ Родины. Вот такие интересные получились воплощения Матушки-России и Укроины-мати, да?

Красивая, статная, спокойная, сильная, нежная, любящая, уверенная в себе, с чувством собственного достоинства, щедро одаренная талантом, в богатых одеждах, увенчанная короной, с православным крестом - это женский образ России. И маленькая, но забавная деталюшечка, просто совпадение, разумеется, но очень в тему: она старше. И стоит она рука об руку с мужчиной, в окружении  жизни, космоса, вечной и непреходящей красоты и гармонии.



И образ Украины - то ли утопленницы, то ли ведьмы, то ли бродяжки-нищенки, то ли привидения, в белых погребальных одеяниях и грубых неженских ботах, бледная, с каким-то полубезумным, почти наркоманским, взглядом. Мало того, бродит она там, где «демонив хоронят», то есть по КЛАДБИЩУ. И окружают ее (что крайне символично!) руины и обломки завода (наследие СССР), не ею построенного, но ею уничтоженного. И вообще во плоти ее здесь нет, она - морок, цифровой фантом, при этом голосящий похоронный бандеровско-майдановский гимн с вкраплениями какого-то оккультизма, если даже не сатанизма.



3. Аранжировка и хореография

Апачев «творит» в жанре рэп, потому с мелодией и вокалом тут все плохо. То есть их нет вообще (а еще ходят слухи, что сама мелодия «спернутая» у каких-то америкосовсих рэперов, но это неточно, не буду огульно обвинять человека без доказательств). Невнятное бормотание, речитатив, а не пение, убого и нелепо. Кваканье жабы или хрипы забитой канализации примерно столь же гармоничны и красивы. В повторяющемся куплете, где звучит женский вокал, с мелодией чуть-чуть лучше, но аранжировка скудная, невзрачная, вообще исполнение безжизненное во всех смыслах. Музыкальное сопровождение - фанера.

Иллюминация и цветомузыка - страшный сон эпилептика. Беспорядочно и раздражающе сверкающие всполохи, столбы огня и дыма (да-да, я понимаю, что они символизируют войну, взрывы и выстрелы, но глазам от этого не легче). Движения «певца» дерганые, словно его закоротило, беспорядочные хаотичные взмахи руками, ногами как на сеансе какой-нибудь харизматичной секты, (коими Укроинушка с 90-х годов просто кишит) ну или будто товарищу срочно необходим экзорцист.

В нижеприведенном ролике звук неродной, монтаж сделали умельцы из энторнэтов, «поклонники» Акима, но оригинальное исполнение не сильно лучше. (Ролик я потырила в ТГ-канале Юлек-бутылек https://t.me/butiljok, автора не знаю, но если он объявится, с удовольствием укажу).

Пелагея и Ярослав - спокойное, почти статичное исполнение. Движения плавные, даже скупые, но выразительные и уместные, каждая поза, каждый жест несут определенную смысловую нагрузку. Мелодия, исполнение, вокал - не нужно повторяться, они совершенны. Аранжировка очень красивая, роскошное многоголосие, использованы аккордеон, гитара, мужской бэк-вокал. На сцене вместе с двумя вокалистами - коллектив музыкантов.



4. И еще важнейшее отличие - язык.

Апачев - мова, которую в России не понимают процентов, наверное 90 народа, тем более в рэп-варианте.

Пелагея и Шаман -  наш великий, красивейший, певучий русский язык.

Итак, подытоживая, какие же ключевые смыслы и символы мы видим во внешней, формальной, аудиовизуальной составляющей двух композиций:

Русской: символика жизни, космоса, любви, движения, вечного; тепло, богатство, гармония, завершенность, красота; живое исполнение, живое общение мужчины и женщины, плавность, спокойствие; мир как Вселенная, мир как покой; великолепный вокал, приятная мелодия, красивая аранжировка, коллектив, русский язык; масштаб пространства - огромный, глобальный, всемирный, космос и как духовное, и как материальное понятие.

Украинской: символика смерти, холод, болезненность, тлен, разрушение, хаос, война, темнота, деградация, запустение, несовершенство, уродство, бедность; цифровой симулякр вместо живой девушки; фонограмма, рваный дерганый ритм, какофония, атональные мотивы, отсутствие мелодии, отсутствие вокала, раздражающий видеоряд,  одиночество, мова; масштаб пространства - узколокальный, максимально конкретный, привязанный к определенной точке, сама локация - кладбище+разрушенный завод.

Кроме того, в конце своего выступления, гражданин Апачев произнес такую фразу «...Победа будет за нами... Все будет, как мы любим». Это аллюзия на выражение печально известного и ныне покойного Владлена Татарского (крайне интересный и неоднозначный персонаж, типичный укроинець, но как раз из когорты «пророссийских», судимый за грабеж, между прочим). А весь перл, так нежно любимый некоторыми выходцами из новых регионов, звучит так: «Всех победим, всех убьем, всех, кого надо, ограбим. Все будет, как мы любим». До такого, как говорится, мог додуматься только какол-пидераст  человек с уровнем социализации уголовника-гопника и с нравственными идеалами бычьего цепня или помойной крысы.

Да, русские воюют лучше всех на планете, русские уничтожают своих врагов и защищают Родину лучше всех в мире. Но это не значит, что русским нравится воевать. И тем более, ни один нормальный русский не скажет, что он любит «убивать и ограблять». Это слова типичного украинца.

Сильнейший контраст в аудиовизуальном оформлении двух выступлений налицо. Самые же глубокие и интересные отличия - конечно, в плане смыслов, идей. Об этом - в следующей части по ссылке: https://yadvigamuhomor.livejournal.com/9156.html

известняки, общество, тайный смысл, пришибленные терпсихорой, Культура и культурка, музыка

Previous post Next post
Up