"Пливе кача" (Апачев) и "Не для меня" (Шаман и Пелагея) - украинское vs русского. ч. 2. Смыслы

Mar 30, 2024 14:37


Теперь рассмотрим смысловую часть композиций.

Начало тут: https://yadvigamuhomor.livejournal.com/8941.html



Для начала «Пливе кача»:



Почти сразу после появления клипа «Пливе кача» вышла интереснейшая статья Евгении Амосовой «Спрячем демонов, чтобы достать в нужный момент?» https://rossaprimavera.ru/article/ac1a4ab6?ysclid=lxh59gutle909823587

Автор статьи делает очень глубокий культурологический, религиоведческий разбор песни, пытаясь донести до очарованных этим поделием людей мысль, что не все здесь прекрасно и замечательно. Принимая доводы о скрытых смыслах, мифологических и исторических источниках образов, не соглашусь лишь в одном: вряд ли рэпер вкладывал всю эту конспирологию и оккультные смыслы сознательно и нарочно, создавая некий скрытый посыл для избранных, посвященных с какой-то тайной и далекой идущей целью.

Мне кажется, Апачев для этого слишком недалек и невежественен. НО как плоть от плоти именно украинской (а ни в коем случае не русской!) культурной среды, он является ярчайшим и эталонным ее выразителем. И все те образы и метафоры, использованные им в этой песне, там появились потому, что миазмы и яд украинства были впитаны Апачевым настолько всецело и пОлно, что выплескиваются в его творчестве бессознательно, как что-то органично и неотъемлемо присущее.



Отличительной культурно-психологической особенностью идеологии украинства является сочетание двух моментов:

Первое - культ смерти - НЕКРОКУЛЬТ, следствием которого стала соответствующая тематика. В плане смыслов это все, что связано с разрушением, деградацией, тлением, страданиями, низким: кладбища, могилы, похороны, поминки, убийства, расчленения, трупы, скелеты, гниющая плоть, странные заупокойные обычаи и обряды (поездки на кладбище на Пасху, например). Здесь коренится и шокирующее нас отношение к мертвым, отталкивающая привычка использовать некротематику в самых неуместных случаях, симпатия, почти очарованность хтоническими мотивами и существами (нечистью, нежитью, демонами, вурдалаками, зомби и т. п.). Именно с некрокультом связаны садизм, ничем не объяснимая жестокость, кровожадность на грани с каннибализмом и, как ни странно, но психические и сексуальные девиации.

Вот воплощения культа смерти в жизни: сам гимн Украины начинается с таких строчек: «Ще не вмерла» (еще не умерла Украина), задавая «позитивный» настрой всему государствостроению этого политического образования. Кроме этого: культ Голодомора, гробы героев Небесной сотни на Майдане, буханья на колени перед проезжающими катафалками, тортики в виде «русских младенцев», меню, куда рестораторы включали такие блюда, как «Компот из глаз москалей» или «Жаркое из колорадов». Из самого свежего - в какой-то киевской рыгаловке включили фри-сет «Крокус-сити» с жареной картошкой и печеной курицей (воистину, когда начинаешь думать, что каклищи достигли дна, снизу обязательно постучат их бандеровские собратья).

В изобразительном искусстве, в музыке, кино, пропаганде наблюдается активное использование разной мертвечины, изувеченных тел, в общем, то, что связано с разложением, обращенное к низу, даже не столько к земле, сколько к подземному, к аду. Вот наглядный образчик некрокульта в агитации - ролик, где некая баба в красно-черном венке (символ Украины, надо полагать) перерезает серпом горло якобы маскалю.



Вот она, красотка-упыриха Укроинушка

Это считается социальной рекламой, призванной вдохновлять и мотивировать электорат, и мне тогда еще подумалось - а ведь украинцы  свою страну действительно видят вот такой уродливой нежитью, с бледной упыриной мордой, с трупными пятнами и кровоподтеками по всей тушке, в саване, с мерзким наслаждением перерезающей горло беззащитному человеку. И этому своему портрету (весьма честному) они не ужасаются, напротив, они от него в восторге, считают прекрасным и воодушевляющим. Насколько нужно иметь поврежденную мораль, больную психику и интеллект ниже сортирной плесени, причем на уровне целой нации, чтобы этим наслаждаться и гордиться?

И второй момент, который в немалой степени повлиял на появление первого - нетрадиционная религиозная ориентация. Источником гнили, скверны и духовного повреждения, разумеется, стало Униатство. Именно в этой точке предательства Православия и случился породивший уродливого кадавра под названием «украинская нация» нравственный слом, своеобразное грехопадение. Вероотступничество наложилось на природную моральную гибкость хуторян, живших то под одними хозяевами, то под другими и привыкшими предавать кого угодно и когда угодно по корыстным соображениям, на пассионарность (проще сказать - отбитость, расторможенность), правовой нигилизм, уважение к «козацькой вольнице» (по-нашему склонность к анархии, неприятие такого важнейшего для русского человека института как государство с его жесткой структурой и сводом правил и законов). Все это породило странные и извращенные религиозные воззрения так называемых «южнорусских».

Впоследствии, уже в постсоветские годы это же вызвало лавинообразный рост числа псевдохристианских, эзотерических, нью-эйджевских и прочих культов и сект. Как ядовитые поганки на радиоактивной помойке повылазили все эти Дэви Мария Христос, Белые братья, Школы Асауляк и секточки и шабаши десятков, сотен прочих ересиархов и гур. К сожалению, в свое время эта гниль расползлась оттуда и на территорию России. Вообще религиозные представления соседей сложно как-то классифицировать - это гремучая ядовитая смесь язычества всевозможных толков от славянского до скандинавского, народных суеверий, некрокульта, псевдохристианских харизматических течений, нью-эйджа, гностических учений, каббалы, мистицизма, оккультизма, эзотерики, сатанизма и прочей гадости. Хотя формально (внешне) официальной религией является вроде как христианство (греко-католическое либо якобы православное, правда, тоже с гнильцой, ушедшее в раскол).

Теперь именно с этой точки зрения и посмотрим на «духоподъемную, патриотическую песню» украинского рэпера. Сразу же обращает внимание обилие лексики, обращенной к той самой некротеме и теме разрушения, в тексте она выделена болдом.

То есть мы видим здесь кровь, могилы, похороненные демоны, опять кровь, призраки, чумной доктор, пожары, отчаяние, для разнообразия ляхи (да, паны и хозяева это святое для хохла), москали, расстрелы, допросы, плен, похороны, странные заупокойные хороводы, пылающие хаты с непонятной роженицей. В этом смысле «Пливе кача» написана в традиционном для украинской культуры стиле - все максимально приземлено, смерть здесь самоценна и всемогуща в мире, разрушение пронизывает все планы бытия. Никакой сакральности, максимальная местно-селюковская локализация, только «здесь и сейчас»,  никаких высших смыслов, никакой жизни вечной.

Интересно, что лирический герой песни не называет себя русским, он «москаль». В этой связи возникает вопрос: если разговор ведется от имени «москаля», с чего вдруг москаль (ну то есть русский) говорит на украинском языке, почему он не может с ним расстаться и «також забирает с собой»? Русский, для которого родной язык мова - это нонсенс. На мове говорят украинцы. А если он на ней не разговаривает, как вообще-то любой москаль-русский, почему он ее это языковое недоразумение, кривой гибрид малороссийского диалекта, польского, турецкого языков и идиша считает великой ценностью? Ведь сам Апачев проговаривается, что 90% воюющих украинцев русскоязычные (думается, что на самом деле процент, говорящих и понимающих русский язык близок к 100). В таком случае совершенно непонятна логика лирического героя песни, ведь именно в отстаивании своих прав на язык, на национальную идентичность, на право существовать как часть русского народа и России и был смысл «Русской весны», разве нет?

Объясняется глубокий смысл забирания мовы примерно так: «Аким Апачев объясняет, что написал эту песню на украинском языке, потому что "мы его забираем себе в качестве трофея" у нацистов, использующих "мову" для продвижения своей идеологии». Однако трофеем является нечто ценное, полезное и дорогое. В качестве трофея не забирают содержимое выгребной ямы, скотомогильника, помойки или свалки. Ни для чего и никогда не может пригодиться мова человеку, владеющему русским языком.

Но это объяснение, думается, лукавое и демонстрирует лишь повод. Причина же становится понятной, если допустить, что мова - это всего лишь эвфемизм, завуалированное название не просто украинского языка, а более широко - самого УКРАИНСТВА в целом. Именно мова дает некое обоснование и моральное право хохлу, ставшему российским гражданином, в составе новой родины опять строить Украину (Новороссию, Малороссию, Лучшероссию и т. п.), получая блага и субсидии от России, но с прежними порядками, вольницей, бардаком и махновщиной. Этому и призвана послужить убогая мова - обоснованию особого положения и особых прав новых сограждан как  иной, НЕрусской национальности по сравнению с другими российскими регионами. И потому «москаль» в этой песне - это вовсе не русский, не человек, для которого Россия высшая ценность и самоцель. Нет, это хохол, но, как модно говорить в среде некоторых бывших (и настоящих) граждан Украины - хохол «пророссийский».

И второй и очень важный момент, о котором говорит также и Евгения Амосова: строчка «Богоматерь рождает (рожает) младенца» и похожая «Богоматерь со свечкой дождалась сына в отчаянии». В исходной народной песне этих слов нет, то есть эти строчки (и смыслы) вставлены уже самим Апачевым. На мове она звучит как «Богоматір родить немовлято».

Вообще для русского уха украинский язык не просто некрасив и неблагозвучен, гораздо хуже - он НЕЛЕП. Наш слух воспринимает его именно как искалеченный южный говор русского языка, который мы вроде худо-бедно понимаем, но что-то в нем присутствует неправильное, как фальшивые ноты в мелодии. Смысл знакомых слов плывет, искажается, иногда меняется частично или полностью, но всегда украинская речь для русскоязычного человека звучит по-селюковски, на ней совершенно невозможно передать серьезную, глубокую мысль, что-то сакральное и важное. Мова - это всегда профанное, приземленное и убогое, как бормотание накидавшегося в дрова дворового алкаша.

Не зря же в интернетах в разделе «Юмор» есть масса роликов, нарезанных из суперсерьезного, мелодраматичного и слезовыжимательного киноцикла про вампиров «Сумерки» с переводом на украинский. Ведь невозможно без смеха смотреть на трогательные или трагические моменты в жизни героев,  обсуждающих вопросы жизни и смерти, любви и предательства, но - на мове! Даже присказка такая была, что «Шрек» на украинском в два раза смешнее. И таки да, это действительно так.

Поэтому и слово «немовлято» в этой строчке вызывает неприятные и странные ассоциации - ведь младенец по-русски это просто ребенок, маленький, очень молодой человек, то есть речь идет здесь лишь о возрасте (младенец и молодость - этимологически однокоренные, только в одном вариант церковнославянский на -ла, а в другом - древнерусское полногласие на -оло). А вот немовлято - это что-то, что не умеет говорить безотносительно возраста. Почему не умеет:  - оно немое, больное, оно недостаточно развитое, чтобы овладеть речью, умственно неполноценное? Или оно не говорит именно на НАШЕМ языке, то есть оно иностранец? (Слово немец, например, изначально указывало не на национальность, а называло так чужеземца, не владеющего нашим языком, т. е. немого). А, может, потому что оно, это немовлято - НЕ совсем или СОВСЕМ НЕ человек?

И второе - о какой такой Богоматіри идет речь в этом куплете? Сразу же можно сказать совершенно определенно - это не Богородица христиан, не Дева Мария, которую славят как «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Мать Спасителя была вознесена на Небо после Своего Успения и, разумеется, речь (даже сама мысль) о каких-либо родах в данный момент для любого христианина чудовищна и кощунственна.

То есть рождает в полыхающей хате посредь степи некоего «немовлято» кто-то совершенно другой. Это женщина, никакого отношения к христианской Богородице, не имеющая, но которую за Нее автор почему-то пытается выдать. Вариантов, кто это может быть, масса, начиная от Кибелы (о которой говорит Амосова) до блудницы, от которой предсказано рождение Антихриста, от самки шакала (из «Экзорциста») до матери демона из «Ребенка Розмари». И производит на свет это существо (возможно, даже и не человек) бога, но именно с маленькой буквы - языческого божка, Антихриста, нифилима, сатира, Минотавра иль еще какую неведомую зверушку, гибрида земной женщины и одного из лавкрафтовских порождений тьмы, демона или духа. А, может, все проще - и это образ той самой упырихи-Украины, которая сейчас, в пламени, дыму и крови невинных исторгает из себя хтонического уродца, которым и является само украинство?

Повторюсь, не думаю, что рэпер сознательно сочинил такую ересь с целью продвижения каких-то тайных оккультных знаний для посвященных. Не думаю также, что Апачев сознательный язычник, гностик или уж тем более сатанист либо адепт какого-то иного культа. Просто как порождение украинства он является стихийным выразителем религиозного бессознательного хохлов, чудовищного винегрета и мешанины верований, что сложилась вна Украине на данный момент. В любом случае, образ роженицы, изторгающей какого-то божка в пылающей степи  - совершенно НЕ- и даже АНТИхристианский, ничего светлого и благого не несущий.

В отзывах на статью Амосовой ярые поклонники - защитники песни начали высмеивать этот довод, мол, что ж тут какую-то бесовщину приплели к такой красивой и невинной строчке, ну, подумаешь, написал человек что-то ради красного словца и для рифмы. Самое-то главное - он против нацистов, против бандеровцев, против всего плохого за все хорошее, вон даже огромными буквами на заборе «Х..й вам, хохлам» написал.  Но дело в том, что по-настоящему верующий человек, православный, да пусть даже католик или протестант (хотя эти вообще отбитые еретики с нашей точки зрения) - но даже ради рифмы и красивой строчки ТАКИМИ вещами играться никогда не будет, ТАКОЕ ему просто в голову не придет. Такое мог написать либо сектант либо абсолютно безграмотный, дремучий до бессознательности в вопросах веры, человек либо украинец.

Теперь перейдем к русской песне «Не для меня» в том же новогоднем концерте. Ярослав Дронов (Шаман), вспыхнувшая в 22 году на эстрадном небосклоне России сверхновая, не является ее автором, но она удивительно хорошо «легла» на его голос. Как народные песни, так и авторские, но уже таковыми ставшими (тот же «Конь», «С чего начинается Родина», например) этому исполнителю даются на удивление хорошо. И не только потому, что он по образованию «народник», а потому что он абсолютно созвучен духу, душе своей страны и большинству людей, здесь живущих. Именно потому, что он находился и находится в абсолютной гармонии, резонансе со своей Родиной, его успех стал столь стремительным и оглушительным. Ведь в очень важный, переломный исторический момент он нашел те слова и мелодии, которые задели струны в миллионах сердец, нашли отклик в миллионах душ.

Его песни просты и красивы, с их смыслом может согласиться, наверное, каждый русский, россиянин (хорошо, пусть не каждый, но очень-очень многие). Главной же темой в творчестве является любовь - к Богу, жизни, женщине, России, счастливому будущему, близким и родным, истине, уважение нашей истории, предков, народа, сопереживание и боль за страдания и несправедливость - то есть простые и правильные вещи, которые после царящих десятилетиями пошлости, мерзости, извращенной морали и вывернутых нравственных ценностей в нашей культурке стали просто глотком свежего воздуха.
Ведь уже почти вечной и незыблемой казалась «власть тьмы» на нашей эстраде, казалось, никогда культурный Олимп не покинут вусмерть опостылевшие «звезды» и «звездульки», клещами и пиявками впившиеся в теплые и денежные места. Казалось, что уже навсегда здесь будет царить чужая, нерусская орда, презирающая и ненавидящая Россию, которая воспринимая ее лишь как удобную кормовую базу, гребла бабло не просто лопатами, а экскаваторами. Причем благодаря отнюдь не таланту и долгим годам самоотверженного труда, а благодаря блату, бардаку и беспределу лихих 90-х, правильному происхождению и мохнатым лапкам в эстрадной ОПГ.

И разумеется, эта полумафиозная кодла со счетами-виллами, женами-любовницами-детьми в штатах-израилях-испаниях, Россию своей настоящей Родиной никогда не считала, а в сложнейший момент ее ожидаемо предала. Тем удивительнее было, что человек из, казалось бы, той же самой тусы, вращавшийся в этой же шоубизовской клоаке, талантливый и молодой, - открыто и прямо свою страну поддержал, не предал, громко сказав «Я русский», а значит, я до конца со своей Родиной. Это произвело просто оглушающее впечатление и не только потому что это было неожиданно, а потому что это было абсолютно правильно для любого нормального россиянина. Поэтому я считаю вполне оправданным утверждать, что Шаман - Ярослав Дронов является типичным выразителем именно русского культурного кода и русской цивилизационной модели вообще.

Теперь же вчитаемся в строки песни «Не для тебя»:

Не для меня придет весна,
Не для меня Дон разольется.
Там сердце девичье забьется
С восторгом чувств - не для меня.

Не для меня цветут сады,
В долине роща расцветает,
Там соловей весну встречает,
Он будет петь не для меня.

Не для меня журчат ручьи
Текут алмазными струями,
Там дева с черными бровями,
Она растет не для меня.

(тут еще один куплет про розы, в оригинале, но его не пели)

Не для меня придет Пасха,
За стол родня вся соберется
Вино по рюмочкам польется-
В пасхальный день не для меня

А для меня кусок свинца,
Он в тело белое вопьется
И слезы горькие прольются
Такая жизнь, брат, ждет меня.

Здесь совершенно иная (по сравнению с «Пливе кача») лексика: придет весна, Дон разольется, сердце девичье забьется с восторгом чувств, цветут сады, роща расцветает, соловей, весна, петь, журчат ручьи, алмазными струями, дева... растет, придет Пасха, родня, вино, пасхальный день, такая жизнь... ждет меня.

По смыслу это песня о приближающейся гибели мужчины, уходящего на войну, о предчувствии им своей трагической судьбы. Он понимает, что ему не суждено увидеть приход весны и праздника, быть вместе со ждущей его любимой. Семья солдата будет встречать Пасху, когда его уже не будет в живых. Очень печальный смысл, ведь формально эта песня тоже о войне и гибели, причем, в расцвете жизни, в молодом возрасте. Тематически и «Плине кача» и «Не для меня» очень близки. Но насколько же они отличаются по духу, по смыслу!

В русской песне, авторской на самом деле, но сейчас воспринимающейся уже как народная казачья, текстовая ткань буквально пронизана символикой жизни, ее здесь настолько настолько изобильно и богато - здесь и поющие соловьи, и журчащие после зимнего сна воды реки, цветущие сады, любовь к девушке, близость родных, праздничное застолье с вином. И главное - в ней есть важнейшая и бесценнейшая радость жизни - приход Пасхи, Воскресение! Даже глядя в глаза приближающейся смерти, русский солдат поет не о ней, не о могилах и кладбищах, он говорит о жизни: «Такая жизнь, брат, ждет меня!» Парадоксальная, казалось бы, фраза. Но совершенно понятная и единственно возможная в пространстве русского восприятия мира (того самого русского космоса, о котором, кстати, все время трындит Апачев, абсолютно не понимая, что же это такое на самом деле). Ведь умирая, мы, православные, воскресаем для жизни вечной, поэтому над нашими умами и душами смерть не имеет такой чудовищной и безграничной власти, как над умами жовто-блакытных соседей. Для русского человека смерть - это не окончательный приговор, не ужасающий финал, не всемогущая хозяйка мира сего - это лишь порог, за которым нас ждет Вечность.

И как прочувствованно, с каким глубоким пониманием спел эти строки Ярослав Дронов.

Кардинальное отличие русского культурно-исторического кода от украинского - именно в масштабах. Россия огромна не только пространственно, хотя и это в значительной степени формирует наше восприятие бытия (география - это характер, говорил, кажется, Л. Гумилев). Россия такие же колоссальные размеры имеет и во времени - наши жизни тысячами нитей связаны с миллионами наших предков, живших и умиравших ради России, начиная от времен татаро-монгол, и всех последующих войн и сражений - с крестоносцами, шведами, турками, французами, немцами, да всех не перечесть, и до сегодняшних боев, которые ведут уже наши современники. И также миллионы нитей связывают нас с будущими поколениями страны, которые так же, как и мы сегодня, вглядываясь в лица героев прошедших времен, с уважением и благодарностью, пронесут сквозь века и тысячелетия свою любовь к Родине.

Мы живы в Вечности, у Отца Небесного, и мы все живы в памяти народа, пока живет сама Россия. Как евреи в свое время создали себе храм не в пространстве, а во времени, сделав сакральным пространством день недели - субботу, так русские создали и хранят Россию не только географически, но и во времени - мы воспринимаем ее своей и существующей как тысячу лет назад, так и видим ее живущей и через тысячу лет после нас. Это и есть тот самый русский космос.

И в этом кардинальное отличие русского взгляда и на жизнь, и на смерть, от украинского, жизненным принципом которого является «хата с краю» и «хоть бы у соседа корова сдохла», потолком мечтаний - «садок вишневый коло хаты»,  временнЫм пространством - здесь и сейчас, а жизненным - границы собственного хутора, максимум - расстояние до польской границы.

И вот можно было бы уже и закруглиться, но в процессе написания поста в телеге у автора бессмертного хита «Лето и арбалеты» нашлось вот такое невыразимо прекрасное:



Это анонс клипа и песни на стихотворение «Живым».

«Живым»

Мы все мертвы, и крови больше нет
И плоти нет, и боли нет, и стонов.
По взорванной порубанной земле
Шагают легионы скелетонов.
Мы всех убьем! Мы окровим Олим!
Падут к утру гиганты и атланты.
Горят Афины, Троя, Спарта, Рим.
Да, Смерть! Да, Пустота! Да, Некроманты!
Я - нежить, гниль, что слышно за версту.
На стяге - красной жижей пентаграмма.
Читаю Некрономикон Христу
И пью вино из головы Адама.
Покойники на мертвых пустырях
В одном строю натянуты, как стропы.
И я стою, и на моих костях
Стоит Донецк - сияющий Некрополь.
Нам кость за кость, нам только прах за прах,
Но где-то посреди великой битвы
Я слышу зов: вверху, на небесах
Поют живые нам свои молитвы…

Ведь это эталонная иллюстрация к сказанному выше, квинтэссенция некрокульта. Даже жаль, что в новогоднем огоньке не использовали песню на эти строчки (да, оказывается, существует таковая, и даже клип на этот опус). Тогда бы точно полстраны от «восторга» и изумления первого января лежало в полукоматозном состоянии. А само стихотворение меня, честно сказать,  удивило. Нет, не тематикой, она как раз-таки в обычном русле для данного исполнителя, меня удивил уровень поэзии. Да, это именно стихи, что бы ни говорили недоброжелатели, не гениальные, но написанные твердой рукой крепкого профессионала-середнячка, не хватающего звезд с неба, но и не уровня «левый ботинок - правый ботинок» или «кеды - полукеды». Здесь есть и хороший ритм, и образы, и неплохой слог, будто и не автор переделки «Пливе кача» это сочинил. Но вот содержание, но комментс, как говорится. Здесь просто каждая строчка - дистиллят культа смерти плюс обильные аллюзии на греческо-римское язычество, идеальный экспонат в палату мер и весов с табличкой «украинское искусство».

Печально, что подобная хтонь из подыхающей и разлагающейся Украины стремится под видом «новой культуры» занять место под солнцем уже у нас. И такое чувство, что у тех, кто вот ЭТО тащит, стоит конкретная цель по заполнению культурного пространства нужными тушками, а то не дай Бог, после десятилетий засилья либероидной мафии окрепнет и расцветет настоящая русская, живая культура. Вот ЭТО сотоварищи (а их изрядное количество в этой ложнорусской музыкально-литературно-поэтической пи..добратии) собирается заменить сдернувших в Израили и Штаты испуганных патриотов, релокантов в Грузии, Чехии и Прибалтики, а также оставшуюся замшелую хазарско-советскую эстрадно-культурную мафию. И у меня в этой связи возникает вопрос (разумеется, риторический) - а они точно лучше?

известняки, общество, тайный смысл, пришибленные терпсихорой, Культура и культурка, музыка

Previous post Next post
Up