Удивительно, но ещё всего лишь несколько лет назад это место входило в рейтинги самых красивых заброшенных мест мира. Возможно, и по сей день занимает там какую-то позицию, хотя, похоже, из небытия его всё-таки скоро вернут. Это станционный посёлок Канфранк (Canfranc) возле самой границы Испании с Францией в Пиренейских горах. В этих местах с древних времен, а особенно со Средневековья, существовало постоянное сообщение между французской и испанской территориями через высокий перевал Сомпорт, у подножия которого и стоит Канфранк. И именно здесь в начале 20 века открыли международное железнодорожное сообщение через (а точнее сквозь) Пиренеи между двумя странами-соседями, по соглашению их правительств. На самом деле, существует два населенных пункта в с одним названием Канфранк неподалеку друг от друга: собственно поселок и пристанционная часть. Вот на станцию-то мы и приехали однажды, оказавшись на высоте 1194 метра над уровнем моря и в 178 километрах от Сарагосы.
История станции восходит к 1853 году, когда впервые было озвучено намерение провести железную дорогу во Францию, однако лишь спустя три десятилетия дело дошло до проекта и начала строительства. В 1915-м году железнодорожный туннель уже был готов пропускать поезда, но работы пришлось приостановить из-за Первой мировой войны.
На торжественное открытие международного вокзала 18 июля 1928 года прибыли собственной персоной король Испании Альфонсо XIII и французский президент Гастон Думерг. Здание поражало воображение тогда, и поражает его по сей день, так что не случайно оно провозглашено объектом культурного интереса. Созданное в стиле французской дворцовой архитектуры 19 века, оно кажется бесконечным в длину, уходя куда-то за горизонт (241 метр, как-никак), а 150 его входных дверей выглядят нескончаемой вереницей.
Не случайно здание считалось вторым по величине вокзалом в Европе первой трети 20 века. Стекло и металл, камень и бетон гармонично соединились в едином порыве. А создаваемую этими материалами игру света и цвета прекрасно дополняют кровельные покрытия из черных сланцев: этот слоистый природный материал очень популярен в Испании. Такого типа крыши можно увидеть на самых разных постройках в высокогорных районах страны. Словом, инженер из Аликанте Фернандо Рамирес Дампьерре, а после его смерти Доминго Ормаэче, создали впечатляющее модернистское строение по последнему слову промышленной архитектуры эпохи.
А если вам вдруг кажется, что это здание напоминает музей Орсе в Париже, то это так и есть, и не случайно. Даже судьбы их в чём-то схожи. Музей Орсе располагается в бывшем здании одноимённого железнодорожного вокзала и примыкающего к нему отеля. Вокзал был открыт 28 мая 1900 года и стал первым в мире электрифицированным вокзалом. Однако к 1939 году движение поездов с этого вокзала практически прекратилось.
Однако величие и процветание роскошного здания длилось недолго. С началом Гражданской войны в 1936-м железнодорожное сообщение практически парализовано, а въезд в туннель со стороны Испании перекрыт. Затем станция захвачена нацистами в 1940. Если до этих пор администрация станции была наполовину испанская, наполовину французская, и сам вокзал также был разделён на две части, то с этого момента французскую часть заняли немцы.
Французы, которых было там немало на момент начала Второй мировой, частично бежали в Алжир через Испанию, некоторые остались на правах изгнанников в Канфранке, другие подались в партизаны-маки. Станция стала стратегической точкой, через которую проходили шпионы французского Сопротивления, евреи, бегущие от преследования СС и тонны нацистского золота, переправляемого из Швейцарии в Испанию и Португалию этим путём. Документы с деталями этих перевозок случайно найдены на путях в 2000 году.
Лишь в феврале 1948 движение через туннель было снова открыто. Однако 27-го марта 1970-го года французский товарный поезд потерпел крушение на мосту за туннелем, с французской стороны. Мост был разрушен, и восстанавливать его не стали. Международное железнодорожное сообщение прекратилось, путешественники стали использовать автомобильный транспорт через перевал, а позднее и через открытый в 2003 году туннель Сомпорт - самый длинный в Испании, длиной почти 8 километров, въезд в который находится неподалёку от станции. Железная дорога теперь работает по маршруту Сарагоса - Канфранк. И большой красивый вокзал для этого ни к чему, достаточно скромного станционного домика.
Однако уже многие годы Испания и Франция ведут переговоры о восстановлении движения, и даже близки к тому, чтобы начать реставрировать пути. Постоянно мешает то кризис, то отсутствие финансирования и особой заинтересованности сторон.
Параллельно идёт речь о самом здании вокзала, не пропадать же такому добру. Его передали правительству Арагона (вернее, продали по символической цене), его фасад очистили от зарослей, начали работы по санитарной обработке внутренних помещений, укреплению железобетонных конструкций. Сейчас реставрация идёт полным ходом как внутри, так и снаружи. Иногда туда водят экскурсии.
Каждый год 18 июля в посёлке устраивают историческую реконструкцию торжественного открытия вокзала, красиво, празднично, в соответствующих эпохе костюмах. И теперь у этого места снова есть будущее. В его стенах планируют возвести отель-люкс на 100 номеров, там же разместится железнодорожный музей. За экспонатами даже ходить далеко не надо.
Ещё здесь планируют открыть центр для приёма паломников Пути святого Иакова: французский путь пролегает как раз по этим местам. Снаружи возведут большую площадь с новыми жилищами и торговыми комплексами. Места для этого предостаточно.
Но самое главное - наконец-то всерьёз собираются возобновить движение поездов сквозь туннель, чтобы снова соединить Испанию и Францию по обе стороны Пиренеев.
А теперь о том, как можно проехать в этом поезде от Сарагосы до Канфранка в режиме реального времени и практически не выходя из дома. В последние несколько лет широкое распространение в мире получило так называемое медленное телевидение - SlowTV. Собственно, это просто запись путешествия на поезде или другом транспорте по определённому маршруту, снятого из кабины машиниста (обычно).
Считается, что созерцание проплывающих «за окном», точнее на экране, красивых пейзажей способствует отдыху и релаксации. Кому как, а я «проехала» эти три с половиной часа на поезде, глядя на всё это как если бы это был остросюжетный фильм. На самом деле, просто по пути много знакомых и почти родных мест. Но в любом случае, этот вид досуга мне представляется весьма интересным, и теперь это у нас такая же обязательная часть программы в новогоднюю ночь (момент, когда не надо никуда спешить), как какая-нибудь «Ирония судьбы» под оливье, и при этом, на наш вкус, уж точно приятнее новогодних развлекательных шоу на центральных каналах.
Click to view