Сарагоса: площадь дель Пилар

Oct 06, 2016 21:57

Как только я оказалась в Арагоне, начала его познавать и даже некоторым образом "прочесывать", так почти сразу и ощутила, что в душе я maña, арагонка. Поэтому немало пишу о разных его уголках. А о столице как-то пока не сложилось. Основная проблема в том, что за все эти годы в семейном архиве скопилось множество фотографий, и разобраться с ними не так-то просто. И всё же давно пора показать мой любимый испанский город. Не потому что он самый красивый - в Испании почти все города потрясающе красивы, а потому что этот город стал для моей семьи практически родным. И поэтому рассказ затянется на несколько частей: ведь здесь каждый камень хранит много интересной информации, легенд и даже чудес. С чего бы начать? Близится самый главный арагонский и прежде всего сарагосский праздник - в честь святой патронессы города, Девы Марии дель Пилар. Его центром станет одноименная площадь, вот и начну с нее. Это самая большая пешеходная площадь в Евросоюзе, и вторая по величине во всей Европе. А где первая, угадаете? Красная площадь в Москве.




Сарагоса - столица автономного сообщества Арагон, и патриотизм его жителей так силен, что нельзя было не перенять его частицу. Когда-то мы уже видели этот город проездом из Мадрида в Барселону: в 2003-м у нас была пересадка на старом, довольно запущенном автовокзале. Каково же было наше изумление, когда спустя всего пять лет мы прибыли в совершенно другой город. Дело в том, что летом 2008-го года Сарагоса принимала международную выставку EXPO. Темой ее была вода. Город невероятно преобразился. Построили новые мосты, канатную дорогу через Эбро, современные здания, создали интересную зону EXPO и отгрохали совершенно невероятный гигантский железнодорожный вокзал, совмещенный с междугородней автостанцией. В сентябре, когда мы туда прибыли, EXPO только что закончила свою работу, но эхо столь значительного события еще долго сопровождало жизнь как всего города, так и нашу. По территории EXPO мы еще побродим более детально, а пока вот символ выставки: капелька воды по имени Флюви.


Фото: Fernando

Каждый приезжающий в Сарагосу турист первым делом идет на центральную Plaza del Pilar, к знаменитой одноименной базилике, символу города и даже предмету религиозного паломничества.




С базиликой связана легенда: она возведена на берегу Эбро, на месте, где в 39 году н. э. Святая Дева явилась, стоя на столбе, апостолу Иакову. Эта колонна (по-испански она и будет "пилар"), сделанная из яшмы и скрытая под бронзовой облицовкой, по сей день находится внутри храма, и ее небольшая часть открыта верующим для лобызания, следы которого являют очень заметное углубление в камне. В этом месте Деву просят о всяких благах, которые она, как считается, исполняет.


Конечно, такое масштабное строение появилось здесь не сразу: сначала на его месте была часовня, затем собор часто перестраивали в разных архитектурных стилях в соответствии с каждой эпохой. Однако этот храм считается первым посвященным Деве Марии в истории христианства. То строение, которое нынче занимает значительную часть площади, построено в стиле барокко в 17-18 веках, но свой законченный облик со всеми башнями приобрело лишь к середине 20-го века.


Все своды собора расписаны фресками, несколько из них работы самого Гойи, великого уроженца Сарагосы (не города, но провинции, маленького городка Фуэндетодос, расположенного в 44 километрах от столицы).

В одной из башен собора находится лифт, который доставляет желающих на смотровую площадку. Оттуда открываются чудесные виды на город, на Эбро и на купола храма.




Есть и еще немало любопытного в храме. Дева Мария дель Пилар явила еще одно чудо: во время Гражданской войны в собор попали три авиабомбы, и ни одна из них не взорвалась. Две бомбы по сей день находятся внутри храма.


По правде говоря, любому чуду есть научное объяснение, и порой очень простое. Так и в случае с этими бомбами, сброшенными республиканской авиацией в 1936 году. Для того, чтобы сработал взрыватель в каждой из 50-килограммовых бомб, их надо было сбросить с высоты более 200 метров, однако пилот летел ниже, на высоте 150 метров. Для республиканцев очень важно было уничтожить или сильно повредить храм как символ всей католической религии Испании, однако у пилота, возможно, просто не поднялась рука на святыню.

И, раз уж речь зашла о чудесах, стоит упомянуть еще об одном, которое тоже приписывают Деве Марии дель Пилар. Так называемое "чудо о хромом" произошло с простым крестьянином по имени Мигель Хуан Пельисер Бласко. Он родился в поселке Каланда арагонской провинции Теруэль в марте 1617 года. В 36 или 37-м году он покинул отчий дом и уехал к дяде в Кастельон. В конце июля 37-го года с ним случилась неприятность: он упал с мула, на котором ехал, везя за собой тяжело груженую повозку, и колесо проехало по его правой ноге, из-за чего у него случился сложный перелом большой берцовой кости. 3-го августа он был помещен в больницу в Валенсии, но через пять дней затосковал по родине и двинулся в Арагон. Через два месяца пути, в начале октября он прибыл в Сарагосу, где сначала посетил храм Девы Марии дель Пилар, а затем был принят в больницу Нуэстра Сеньора дель Грасиа, где ему ампутировали ногу на четыре пальца ниже колена. Весной 38-го его выписали и сделали ему деревянный протез и костыль. Несчастный был вынужден жить на подаяния, которые он собирал у ворот храма Девы Марии дель Пилар. Заодно он слушал там мессы и пытался облегчить боль, смазывая культю маслом из лампад. Так он провел два года, после чего решил вернуться в отчий дом в Каланду.

29-го марта 40-го года ему пришлось спать на соломенном матрасе в спальне родителей, так как в его комнате квартировал солдат на постое. В 10 вечера он лег спать, а между половиной одиннадцатого и одиннадцатью ночи в спальню вошли его родители и при свете лампады увидели под отцовским плащом, которым он был укрыт, очертания обеих ног. Так оно и оказалось: у Мигеля выросла здоровая нога, на которой виднелись следы шрамов от ампутации.

2-го апреля об этом событии был составлен нотариальный акт, который по сей день хранится в мэрии Сарагосы. Показания для нотариального акта дали 5 врачей и санитаров, включая хирурга, который ампутировал Мигелю ногу, 5 родственников и соседей, 4 представителя местных властей, 4 церковных иерарха и еще 6 других свидетелей. Сарагосский епископат провозгласил это чудом 27 апреля 1641 года. О чуде было доложено королю Фелипе IV, и осенью Мигель направляется в Мадрид для представления Его Величеству. На встрече король даже снизошел до того, что облобызал ногу крестьянина. Затем Мигель вернулся в Каланду и 12 сентября 1647 года умер, о чем есть соответствующая запись, хотя причина смерти не очень ясна. Впоследствии в его доме был возведен храм в честь Девы Марии дель Пилар, которой приписывалось это чудо, а в комнате, где оно произошло, устроена капелла.

Словом, вот такая история, полностью зафиксированная документально. И мне, как человеку не религиозному, не очень понятно, как к этому относиться. С одной стороны, интересная легенда и сказка, но с другой - там и правда все события строго записывались, и все записи хранятся по сей день. Опять же, если Дева Мария настолько заботилась об этом человеке, что вернула ему ногу, то ради чего? Ведь с нашей приземленной точки зрения жизнь его была довольно бесперспективна, учитывая, что он умер в возрасте 30 лет. С интересом послушаю ваши мнения по этому поводу (как, впрочем, и по любым другим).

Но вернемся к нашей центральной площади. Не случайно в народе ее называют еще и площадью Кафедральных соборов. Обычно собор такого ранга - единственный в городе. Но только не здесь. С 1676-го года базилика делит этот титул, как и архиепископский престол, с соседним, так называемым старым кафедральным собором: Ла Сео, или Собором Сан-Сальвадор (в честь Христа Спасителя). Собор построен в 12 веке в романском стиле поверх мавританской мечети, и с тех пор, как это часто бывает, в разные годы и эпохи подвергался всевозможным реконструкциям и расширению. Поэтому башня его выполнена в стиле барокко, в то время как некоторые капеллы и фасады относятся к ренессансу.


Вот такая красивая арка, Arco del Deán, соединяет собор с дворцом главы епископского совета.


Но самая его жемчужина, несомненное украшение не только соседней с Пилар площади де ла Сео, но и всего города - стена в стиле мудехар. Напомню: этот стиль зародился в средневековой Испании периода Реконкисты, и сочетает в себе христианские и мусульманские архитектурные традиции. Даже после официального изгнания мавров из Испании, здесь оставались искусные ремесленники, земледельцы и строители, некоторые из числа обращенных в христианство, и они создали этот прекрасный сплав двух культур. Основные его признаки - кирпичный орнамент, керамические или стеклянные инкрустации, как видно на этой стене, а также очень выразительный ряд других элементов конструкции и отделки.




Кроме интересного внутреннего убранства, в соборе хранится великолепная коллекция гобеленов.

Еще на площади дель Пилар находятся здание биржи в стиле Ренессанс, где теперь работает выставочный зал, и здание мэрии (ayuntamiento) - очень важное место в жизни любого испанского города или поселка. Перед этими зданиями - огромный фонтан Гойи с памятником великому арагонцу и скульптурами, словно сошедшими с его полотен. Во время больших праздников поверх фонтана устанавливают сцену, и огромная часть города приходит сюда слушать живую музыку и просто повеселиться.


С севера площадь обрамляет огромная композиция с фонтаном Fuente de la Hispanidad, символизирующим сообщество народов, которые объединяет испанский язык. Форма верхней части фонтана изображает карту Латинской Америки, изрезанный желобок как бы очерчивает полуостров Юкатан и Центральную Америку, затем вода падает в водоем, повторяющий очертания Южной Америки и Огненной Земли.






Прямо за фонтаном к площади дель Пилар примыкает собор св.Иоанна, с колокольней, которую мы прозвали "наша Пизанская башня". Наверное, понятно почему.


Со стороны набережной знаменитые Сарагосские львы - еще один символ города - встречают вас при входе на древний Каменный мост через Эбро.


Сам мост, из-за находящегося под ним ближе к противоположному берегу Омута Святого Лазаря, тоже стал частью легенд и даже невероятно загадочных событий.


Как-то раз некий погонщик мулов свалился с моста в реку, и бездонная скважина поглотила и его самого, и несчастных животных, и всю поклажу, с которой они брели в город. Другая история гласит об уже менее древнем событии - гибели двух влюбленных. Родители молодых были категорически против их брачного союза, и горемычная парочка, взойдя на мост и связав свои запястья арагонским клетчатым платком cachirulo (чтобы не быть разлученными после смерти) сиганула в омут. Тела никогда не были найдены. Этот омут вообще никогда ничего не отдавал назад: ни повозок, ни человеческих или звериных тел, ни автомобилей... Печальная слава этого местечка неизменно привлекала сюда всех, решившихся свести счеты с жизнью.

И вот в декабре 1971 года произошло еще одно печальное событие. В ночь на 19 декабря междугородний автобус упал с моста в реку. Надо сказать, что вообще в Эбро глубина совсем небольшая. Автобусу, в общем-то, посчастливилось промахнуться мимо омута, и после падения большая его часть оставалась над водой. В результате аварии один человек погиб, 33 ранены (не очень тяжко) и... 9 пропали без вести. Вероятно, сказалась близость омута, который правильнее даже назвать колодцем или пропастью, ибо он представляет собой глубокую подводную скважину. Хотя, надо заметить, что течение в Эбро весьма сильное, особенно в периоды многоводья. Но тела пропавших так и не были найдены. Уцелевших пассажиров благополучно переправили на сушу.

Через пару дней подготовились к извлечению автобуса из русла реки. Подкатили кран, зацепили, подняли в воздух. И тут - обрываются тросы, удерживающие автобус, громадина падает вниз... "И сия пучина поглотила ея"... Автобус затонул, попав в роковой провал, не оставив следов. Водолазы обшаривали русло реки, и даже некоторые смельчаки спускались в колодец. Один из них достиг глубины 16 метров, но ничего не обнаружил, кроме многочисленных водоворотов, каменных глыб и уходящего в жуткую неизвестность туннеля.

Несколько лет спустя, 19 октября 1975 года, в последний день традиционных праздников в честь Девы Марии дель Пилар, еще одна группа водолазов из пожарно-водолазной службы Сарагосы спустила в колодец на глубину 18 метров свинцовую статую Девы Марии весом 150 килограммов. Они пристроили ее между 2-х вертикальных каменных глыб. Возможно, рассчитывали, что ее куда-то вынесет. Но образ Пречистой Девы канул в неизвестность точно так же, как и всё, что попадало в колодец до нее.

Каким-то таинственным образом автобус подняли из реки спустя 10 лет после аварии. На сегодняшний день, автобус стал единственным, что омут Святого Лазаря вернул назад. Справедливости ради, добавлю, что история сильно обросла зловещими слухами. Некоторые полагают, что это разлом земной коры, другие склонны считать, что этот провал ведет в подземную реку, а третьи - уверяют, что это "Глаз моря", который от этого места образует проток в туннеле чуть ли не параллельно курсу реки и идет прямо до Тортосы, где Эбро впадает в Средиземное море, и тоже выходит прямо в море. Есть и такие, кто готов считать всё это просто красивой и пугающей городской легендой. Сарагосские водолазы, напротив, не считают это место проклятым и регулярно, под испуганными взглядами старожилов, проводят там свои учения.

В Сарагосе есть еще немало красивого и интересного, но об этом позже. Близится праздник, один из самых масштабных и красивых в Испании. Вернусь вскоре, чтобы рассказать о нем.

ужасы, Испания, Легенды, Архитектура, Путешествия, Пилар, Сарагоса

Previous post Next post
Up