Четвёртого, в среду, ездила в Расеборг сдавать свои знания и умения на суд умным людям. Снова очень хочу в студенты, только на этот раз с апгрейдом, в Финляндию.
Под прицелом - Novia University of Applied Sciences, бакалавриат по англоязычной программе
Sustainable Coastal Management (Bachelor of Natural Resources). По-русски это... эм-м... менеджмент в сфере прибрежной экологии, как-то так (fed quod potui, да).
Обучение там бесплатное. Впрочем, в Финляндии всё высшее образование бесплатное, даже для иностранцев - только поступай! Это большая редкость в мире - надо брать, я считаю.
Уже на этапе предварительного общения и подачи документов университет показался классным. Всё очень квалифицированно, информативно, доброжелательно и быстро. И сайт у них достойный. Но про это всё лучше не здесь (UPD: вот
тут написано подробнее). А здесь будет только про экзамены.
Формально их три: письменный тест по
подготовительному материалу (на оценку), мотивационное письмо (на оценку) и английский язык письменный и устный (на зачёт).
Фактически же экзамен один: задания по всем частям экзамена включены в один экзаменационный бланк, а устный английский ... не проверяли. Не стану же я считать адекватной проверкой диалог в стиле: "Ваш паспорт или ID-карточку, будьте добры!" - "Минуточку! Пожалуйста." - "Спасибо". Ну, или своё заветное: "Извините, у меня не очень хорошее зрение. Скажите, нам нужно будет читать что-нибудь с доски? Хорошо, можно я выберу место поближе?" Много думала.
Решила, что причина - регулярный недобор: народ не рвётся защищать моря и океаны - университету не до жиру. На протяжении 4 лет на Sustainable Coastal Management нет серьёзного конкурса: каждый год учебные места заполняются до конца только после объявления дополнительного набора и второй волны экзаменов. С другой стороны, оценить владение грамматикой и академическо-профессиональной лексикой вполне можно и по письменным заданиям.
Всего в бланке было пять заданий. На мой взгляд, несложных:
1. Описать график, иллюстрирующий количество и объём утечек нефти в ЕС в разные годы.
2. Суметь прочитать схему (круговые диаграммы на карте Европы) и ответить на вопросы (что-то типа, в каком море Европы объём промысловой рыбы определён наименее точно?).
3. Соотнести различные экологические организации и их миссию. Проще говоря, сказать, кто за что отвечает в экологической политике Европы, и соединить чёрточкой организацию и сферу её ответственности.
4. Написать эссе в 300 слов по одной из предложенных тем. Из трёх тем помню только две: "Наиболее существенная проблема европейской акватории" (её я и взяла) и что-то типа "Факторы и последствия климатических изменений". Причём к теме про климат прилагался полный текст соответствующей главы из подготовительных материалов (видимо, у тех, кто выбрал тему про климат, проверялись навыки реферирования).
5. Написать мотивационное письмо. Самая лёгкая часть, я считаю: по-любому, ответственные абитуриенты текст про мотивацию продумывают и выстраивают заранее. На экзамене остаётся лишь записать.
Занятная вещь (нигде такого раньше не видела) - здесь к результатам экзамена приплюсовывают дополнительные баллы, если у абитуриента есть подтверждённый документально опыт работы. Поскольку специальность предназначена для людей уже с некоторым стажем в плане учёбы и, желательно, работы, работавшие абитуриенты получают преимущество.
Всего 12 человек, кстати, было на экзамене: в основном африканцы плюс индиец, албанец и колумбийка (подумать только, из-за океана даже летят!), ну и русские - я и, думаю, ещё одна белая девушка (я не успела с ней познакомиться, но она чуть не опоздала и была такая хмурая: наверное, русская).
Ну, и всё. Три часа на весь забег. Я управилась за два и ушла в ночь :) Ждать пятницу 13-го. И результатов.
UPD. Поступила! :) Из 12 человек приняли десятерых.