Про Систему и Антисистему

Mar 21, 2013 18:52

Очередная политическая статья, что для командировочного режима не типично.

Начну, как обычно, издалека. Нахожусь сейчас в "космическом" городе Королёв, который совсем рядом с Москвой - электричка до Ярославского вокзала бежит всего 30 минут. И вот по всему городу я наблюдаю примерно вот такую картину:



При том, что в городе проживает меньше 200 тыщ жителей, и самые крупные предприятия могут обеспечить не больше нескольких тыщ рабочих мест - как вы думаете, куда поедут обитатели всех этих многоэтажек?

Уже писал ранее пост про вред централизации страны - но мы видим, что никому и дела нет. Тысячи и миллионы новых хомяков на битых вёдрах продолжают сползаться к центру столицы нашей Родины, и никто не пытается переломить ситуацию.

Хотя вру, кое-кто пытается. Во вторник ездил в некий бизнес-центр RigaLand (да-да, прямо так, фашистскими буквами - в шаге от Москвы) - похоже, до крупного бизнеса уже начинает доходить, что строить офисы в Москве уже никаких денег не хватит, и он выносит вполне престижные бизнес-центры за какой-то там километр какого-то-там шоссе. Но всё равно этого мало - потому что всё равно раб-сила продолжает проживать в Мск, загружать местные дороги, итд итп; почему не вынести бизнес куда-нибудь в Рязань или Калугу - всего в паре-тройке часов езды... но нет, будем хреначить всё под Москвой.

В понедельник в  разговоре со специалистом ЦНИИМаш (главным НИИ космической отрасли, на территории которого находятся ЦУП и центр управления ГЛОНАСС) он сказал такую фразу - "нам безусловно выгоднее работать с Новосибирском, чем с Москвой - несмотря на расстояния". И я его прекрасно понимаю - денег просим меньше, а работаем не хуже, чем москвичи; ещё и понтов меньше.

Потихоньку-полегоньку подбираемся к теме статьи, хотя ещё не приехали. На примере централизации страны хочу показать, как работает Антисистема. Что это такое - сейчас поясню.

На мой взгляд, Система - это некий такой порядок, мироустройство, при котором общество и экономика последовательно развиваются - с переменной скоростью, возможно, не так быстро, как хотелось бы, но тем не менее - развиваются в целом и по всем направлениям. Примером Системы может быть СССР и его общество и экономика. Есть Хаос, который просто ничем не управляется, и не ставит перед собой никаких целей. За такими примерами ходить не надо - это обычная животная жизнь, где каждый сам за себя; примером подобного Хаоса может служить время Ельцина, или - в меньшей степени - современная Украина. А есть ещё одно понятие, которое лично я придумал только сегодня - хотя если кто-то придумал до меня, то легко отдам пальму первенства :) - это Антисистема, то есть это как бы Система, но с другими целями - не развитие, а что-то другое. Полу-система, полу-хаос. Примерами Антисистемы может быть современная Россия, ЕС, современные США, и многое другое.

И при чём тут Москва и централизация, спросите вы? А вот при чём.

В Москве, по разного рода прикидкам, живёт порядка 15 миллионов человек. Это много, это реально просто дофига... но ведь кроме Москвы ещё есть и остальная Россия, которая примерно в 10 раз больше... но Антисистеме на неё пофиг, у неё другие цели - получать прибыль здесь и сейчас; максимум с лагом в 1-2 года, не больше. А вот это меняет дело, показывая, что кроме основного и практически единственного крупного по мировым меркам рынка - Москвы - вся остальная Россия для Антисистемы не представляет никакого интереса.

В любом учебнике по рыночной экономике для определения рынка используется его размер - в головах. То есть чем больше человек на рынке, тем он лучше и красивее. Мне пофиг на рынок, на рыночную экономику и на либералов вообще, но ведь даже из ихних собственных поганых определений видно, что для расширения рынка он должен расти вширь - в отсутствии каких-либо преград, конечно. Покажите мне преграды для расширения рынка куда-нибудь в Калугу или Ярославль... ведь нет же? Но Антисистема не занята подобными мелочами - она занята "деланием бабла" - вместо поступательного развития она всего лишь плодит новых хомяков в Москве, что грозит во-первых, социальными проблемами в этой самой Москве, и кадровыми - за её пределами.

По сути, "рыночная экономика" России топчется на пятачке 10% населения страны - ибо все бабки находятся в Москве. И я здесь не буду даже говорить, что это плохо, что это людоедство, что это по сути предательство а-ля Аватар - но ведь это просто нелогично с той же самой рыночной точки зрения! Не могут 15 миллионов хомяков потреблять за все остальные 130 миллионов, у них просто попа же треснет! Если ты политический деятель, то разверни рынки наружу, центробежной силой - политическими ли методами, экономическими, репрессивными - пофиг какими, лишь бы был системный подход к решению проблемы - и скоро это воздастся сторицей даже тем дебилам, которые будут вижжать, что хулиганы зрения лишают.

Я постоянно использую аналогию с маленькими детьми. Если у детей спросить, что лучше - делать уроки и есть манную кашу, или всё же прыгать на диване и есть конфеты - 146% выберет диван и конфеты, но будет ли это правильно и системно?.. Ведь в случае "демократического" выбора дети вырастут беззубыми дегенератами, но почему-то такой тоталитаризм родителей, которые угнетают собственное потомство, никто не осуждает. Зато экономикой рулить - ни-ни, как же так, будет нам кто-то указывать! В итоге Москва уже раскалилась добела от наплыва бабла и хомяков, а целые регионы России безлюдеют и страдают от недо-финансирования. Хотя перенеси штаб-квартиру Газпрома на Чукотку - и какая там жизнь начнётся! Транснефть - в Якутск (а лучше -в Мирный), РосНефть - на Сахалин, НорНикель - в Норильск, где собственно он и должен находиться - а там, глядишь, и жизнь наладится. Места я выбрал наобум; конечно, Газпрому всё же в Тюмени место, но Чукотка кошернее.

На мой взгляд, Антисистема - она не только от отсутствия мозгов - хотя и от этого тоже, ведь если видишь будущее на пару шагов вперёд, такой хрени делать не будешь, как сейчас по всему миру творится... Она ещё и банально от лени и нежелания напрягаться. Зачем что-то там организовывать и планировать наперёд - само поди срастётся. А вот как-то никак не срастается.

Вот взять транспортную систему. Систему, самому аж смешно, ага. Кто у нас транспортом как системой занимался, интересно, в последнее время? Кто решает проблему пробок системно? Да никто. И пробки у нас по всей стране - и во Владике, и в Хабаровске, и по всей Сибири, про Москву и говорить нечего. Пробки у нас от чего? От плохой работы транспорта. Транспортную систему как убили в советское время, так нигде и не восстановили толком. У нас в Новосибе вообще автобусов почти нет, большая часть общественного транспорта - маршрутки. Стоит ли говорить, что в этих условиях транспортный коллапс неизбежен, как мировая революция. Стоят все - и маршрутки, и хомяки на вёдрах, и пешеходы, пропуская этих самых хомяков - плохо всем. Но делать всё равно никто ничего не будет, потому что - Антисистема. Нет бы вломить налог на автотранспорт, а на полученные деньги накупить новых автобусов, троллейбусов и трамваев - и всем станет лучше. Но что вы, это же получится Система - разве за этим прежнюю страну разваливали, чтобы лучше жить? Не, мы дальше будем мучиться.

Прыгнем ещё в другую сторону - летел из Мурманска в Мск по соседству с дядечкой, который оказался военным пилотом - толком я не понял, на чём он летал, скорее всего - на транспортных самолётах МинОбороны. Много интересного он рассказал про то, как было и как стало, в том числе - про то, как рушили систему подготовки пилотов. Это при кровавых большевиках, при Системе, надо было 5 лет отучиться и бог знает сколько часов налетать "на правой чашке" (2-м пилотом), чтобы сесть за штурвал - теперь достаточно ускоренных курсов и вперёд. Антисистему волнует только прибыль, а безопасность и вообще квалификация - дело десятое.

К слову сказать, часто летаю по России в последнее время, и поймал себя на мысли, что нынешние заграничные самолётики от старых советских "тушек", "яков" и "илов" ничем не отличаются. Вот в буквальном смысле - ни-чем. Что в начале 80-х у меня было в самолёте столько-то места, кнопка вызова стюардессы, лампочка и вентилятор, что в нынешнем "современном" Боинге или Арбузе. Не прибавилось ни-че-го. Хотя нас убеждали, что наши ржавые самолёты полный отстой, вот то ли дело "заграница" - но почему-то личный опыт говорит об обратном. Более того - Тушки ещё и летали быстрее, это при наших расстояниях вполне себе аргумент. Но нет - зачем содержать Систему авиапрома и соответствующую инфраструктуру, мы лучше всё на Западе купим. Стало ли лучше? Ответ - нет. Стало ли хуже? Естественно - столько народу без работы осталось, караул. Антисистема-с.

Кстати, мало кто из хомяков, глядя на переполненные аэропорты, представляет себе, что нынешняя российская авиация по сравнению с советским периодом существенно деградировала. Современная продвинутая - вся такая на Боенгах - российская авиация перевозит... вдвое меньше пассажиров, чем советский Аэрофлот. Это и немудрено, если учесть, что аэропорты в ближних к Москве городах позакрыты, хотя раньше в одной Рязани было два аэропорта - теперь ни одного... Раньше рейсы летали по всей стране, а теперь - только в  Москву и из Москвы... ну, ещё в Турцию и Таиланд, конечно... но раньше-то ещё и региональная авиация летала, по областям, в райцентры... да чего там, всё ж понятно. Нет Системы - есть гниение и разрушение.

Система - на то и Система, чтобы думать обо всём одновременно и о каждом в частности. Антисистеме дела нет ни до чего, она обслуживает интересы капитала и занимается извлечением сиюминутной прибыли.

Почему я говорю, что Антисистема - это не только нынешняя Россия, но и ЕС и США? Да всё потому же - нынешняя РФ по сути является калькой с западных образцов, не столько запущенной и не столько продвинутой, но тем не менее базовые принципы у нашей экономики и общества одни и те же. И там и там никто не думает о светлом будущем, все бабки куют, пока горячо. В итоге лучше не становится, всё погружается всё дальше и дальше в кризис - но все делают вид, что всё нормально, и продолжают гнуть линию Анти-системы. Даже Хаос в этом плане и то лучше - если бы не весьма жёсткие законы Антисистемы, то всё давно бы уже взорвалось, Европа перерезала бы друг друга и успокоилась бы давно - но нет, всё тянут и тянут резину. А тут такой случай, что тянуть нельзя, надо решиться и рубануть - ведь налицо финансовая пирамида, которую надо рушить с самого рождения, и каждый следующий её шаг только ухудшает положение.

США играют с миром в лохотрон со своим долларом, который по сути ничего не стоит; Европа занимается экономической экспансией - расширяет свои рынки на территории сопредельных стран, разоряет их, и движется дальше - но ведь из тех же самых либеральных учебников следует, что если рынок разоряется, то страдает и импортёр тоже. Какой смысл расширяться, чтобы пожрать всё сразу?.. это не Система, это саранча какая-то. Фактически экономическая мощь Германии и остальных центровых стран ЕС держатся на контролируемых ими рынках, которые они же сами и уничтожают. Стоит Онищенко найти в "Мерседесах" какую-нибудь добавку... ну вы поняли.

Системного подхода нет в современном мире - практически ни у кого из крупных игроков. Мысль уходит из политики и экономики под натиском золотого тельца. Давно пора восстанавливать Систему - на базе давно существовавших кирпичиков, ну и инноваций с модернизациями тоже добавить не помешает. Только в хорошем смысле, а не как у нашего премьера обычно получается.

размышления, политика

Previous post Next post
Up