Вернулся из очередной
экспедиции в Забайкалье; ездим туда уже который год за всякой стариной, материальной и не материальной; и в ходе поездки родилась идея написать эту статью. Пояснить, зачем мы всем этим занимаемся. 11 лет назад писал
статью на аналогичную тему, в которой описывал ответы на вопросы, зачем копаться в старине. Но чем старше становлюсь, тем более радикализируюсь; и теперь вижу смыслов в подобной деятельности намного больше и злободневнее, чем тогда. Многим они не понравятся; ну, это как обычно.
Для начала повторю тезисы из предыдущей версии статьи: основная задача - сбор этнографического материала; о том, как что было в прошлом. Современникам это не нужно; всё, что было вчера, уже неважно; что говорить о жизни до Первого Айфона. Но этнография дополняет историческую науку знаниями о прошлом, что, как уже можно догадаться, помогает нам разобраться в настоящем и выбрать более подходящее будущее. Вот это уже куда ближе к тем смыслам, о которых сегодня пойдёт речь.
Часто в своих статьях говорю, что мы живём в мире победившей
анти-культуры; то есть современная "культура" прямо противоположна тому опыту, что Человечество вырабатывало всю свою историю. Культуру тут надо понимать в широком смысле,
не только как искусство, но и вообще всю социальную сферу - от отношений эМ-Жо до производственной культуры, рабочих отношений. В 2013-м ещё казалось, что тут ещё можно что-то сделать, как-то отрулить от накрывающего мир безумия; но увы.
Подходим к сути статьи. Обывателю кажется, что происходящее вокруг - нормально; но современный мир весь такой; в его анти-культуре главное - казаться, а не быть. Вот почему пакет молока или пачка пельменей - 800 грамм? В том же 2013-м это показалось бы дикостью, но - уже нормально. Это называется
шринкфляция; и нас окружает больше количество этих *фляций, которых мы не замечаем; что уже не позволяет говорить о том, что с этим можно жить дальше. Собственно, это и происходит - так жить нельзя, происходит демонтаж современной системы. И никаких позитивных прогнозов на этот счёт у меня для вас нет; поэтому статья - пессимистическая. Но это если рассматривать привычную нам реальность как нормальную; что, очевидно, не так; а тут уже возможны варианты.
Описанную выше проблему обзываю
виртуализацией сознания и экономики; когда сугубо виртуальные вещи - от
ничего не стоящих денег до компуктерных и телефонных игр - важнее объективной реальности. Многие
путают виртуальность с виртуальной реальностью; но это не так; в виртуальность мы можем погружаться, например, при просмотре театрального спектакля. То есть никаких компуктеров и этого вашего цифрового сотонизма, а все сидят и сопереживают не-существующим людям и событиям. Из этого же следует, что виртуальность - это не аналог термина "плохо"; но игры в виртуальность зашли у современников слишком далеко. И
маятник уже начинает своё движение в правильную сторону; вот только многим это не понравится.
Ещё в 2012-м писал
статью о жизни не по средствам; обновлял её
в 2016-м и
2017-м. Вся современная "экономика" живёт так, как будто будущего не существует (впрочем, как и прошлого); главное - потреблять здесь и сейчас. В основном это касается наших западенских вероятных партнёров, но ведь анти-культура заставляет обывателя мечтать о жизни "как там"; так что обыватель и в РФ, и в Уганде хочет жить так же, как показывают в условном тиливизире. Понятное дело, обыватель - последний, которого надо обвинять в сложившейся картине мира; и тем не менее, это не снимает с него ответственности.
Это можно наблюдать по чему угодно; да хоть по мусорной проблеме. Никто же не парится, куда деваются тонны мусора, которые мы ежедневно отправляем на помойку; и ладно бы там были биоразлагаемые отходы, но ведь изрядную часть составляет пластик, с которым современными методами поделать ничего нельзя. По сути мы живём на широкую ногу, буквально гадя на будущее собственных детей, которым и придётся разбирать наши авгиевы конюшни. Да, можно включать
осознанное потребление, но поднимите руки, кто так делает? Проще хапануть с полки, что удобнее прямщаз, а про будущее - это к Пушкину А.С.
Причём как раз мусорную проблему решить (по крайней мере, остановить расползание) можно даже в современной системе, просто запретив пластиковую и прочую не-разлагаемую упаковку; вот уж с запретами у нас всё в порядке. Вернуть единообразие и многоразовость тары, как при клятых борщевиках - и всё, и лет через пять все уже забудут, что можно было как-то по-другому. Но проблема-то не в мусоре, а будущем как таковом.
Его нет.
Для зануд - да, как раз законы объективной реальности говорят нам, что нет ничего более определённого, чем наступление этого самого будущего; неважно, что будет с вами, нами и кем угодно, но завтра наступит, даже если Земля налетит на небесную ось. Но вся мировая "экономика" и "культура" ведёт себя так, как будто завтра будет то же, что и сегодня (о чём по сцылке выше говорил известный "интеллектуал" Макар); то есть игнорирует будущее как таковое.
Почему я имею право так говорить; да потому, что более 40 лет занимаюсь
традиционной культурой, и она практически никому из современников не нужна и не интересна. Никого не интересует прошлое как таковое, и тем более опыт предыдудщих поколений (что собственно и есть традиционная культура, а не то, что вы подумали); и это всё - своего рода общественная техника безопасности. Да, традиционная культура - само-поддерживающийся комплекс поддержания общественной ТБ. В ней прошлое важно так же, как и будущее, а настоящего практически нет,
есть только миг между прошлым и будущим.
Что прямо противоположно современной анти-культуре, которая основана на достижении результата здесь и сейчас, на всех уровнях - от Самого до обывательского болотца. Бери от жизни всё, живи здесь и сейчас; все эти постоянные
рейтингования всего и вся - это по сути обмен будущего на настоящее. А ведь будущему может стать обидно. :)
Понятно, что традиционную культуру нельзя вот так просто взять и применить к существующим реалиям; в конце концов, она в большинстве своём - про крестьянский быт, а большинство народу давно живёт в городах, и куда им этот севооборот?.. Но недаром я говорил выше про движение маятника в правильную сторону - а кто сказал, что это правильно и нормально?.. Да, у меня для вас снова плохие новости. Но ничего, когда-нибудь будут и хорошие.
Да, прогресс техники шагнул вперёд, и теперь вместо 80% населения на земле достаточно работать 4-5% общего числа граждан; но это именно что теперь. Это с учётом, что работают все эти гигантские агрокомплексы, использующие схемы автоматизации и роботизации... А вы уверены, что завтра будет так же? Я же говорил, что будущее может и обидеться.
Мы все сейчас наблюдаем бум электромобилестроения, когда авто-производители, как умалишённые, наперегонки отказываются от старых добрых дизелей и меняют их на
бесколлекторные моторы; и всё выглядит как мега-прогресс - теперь никаких выхлопов, тяга шикарная; а то, что зимой от них толку нет, да и зарядка долгая - это всё временные проблемы - когда-нибудь что-нибудь придумают. Знакомый базар, почти как про мусор. Проблем тут целый ворох - от того, что общая эффективность личного электротранспорта с учётом производства и утилизации много ниже, чем у ДВС, до того, что мы все зависим от того, что Китай поставляет всему миру дешёвые литиевые батареи и редкоземельные моторчики. Если вдруг завтра грянут громы, то весь этот бум "электричек" останется в истории как временное помешательство; причём эти громы неоднократно проходили мимо буквально на тоненького.
И подобных примеров можно привести сколько угодно; можно привести в пример хотя бы отечественную программу импортозамещения, о которой
говорилось с 2014-го года, но когда внезапно громыхнуло, внезапненько так оказалось, что не сделано практически ничего. Уже очевидно было, что завтра будет только хуже, но готовиться - нее, это для трусов, мы будем жить здесь и сейчас. И ведь тут речь про стратегические вопросы; что же говорить про хаос "рынка".
Да, пока ещё можно взять и купить готовую продукцию в Китае; а если вдруг это не получится? Кто будет поставлять сельхоз-технику, транспорт, удобрения, тех же дронов - Пушкин А.С.? Он занят, про будущее думает, больше некому. И вот как-то придётся учиться обходиться без этого; сталбыть агрокомплексы придётся разбирать и возвращаться к опыту колхозов.
Пессимизм, скажете вы. Оптимизм, отвечу я. Мы все живём, как будто будущего нет, и завтра будет то же самое сегодня; но ведь это же неправда. Мы все живём в долларовой системе взаиморассчётов, несмотря на все попытки де-долларизации; всё равно пока что
ямайскую систему никто не отменял. Даже при расчётах в юанях мы всё равно пересчитываем кросс-курс в долларах; то есть мы пользуемся системой мировой эксплуатации, построенную клятыми пиндосами. Которые заставляют страны третьего мира поставлять ресурсы почти забесплатно, и затем перерабатывать их на фабриках-потогонках в том же Китае и прочих азиатских странах, чтобы мы могли жрать в три горла. И да, этот праздник жизни уже заканчивается.
Где же тут оптимизм, если праздник заканчивается?.. Да в том, что в социальных сферах буквально всё, что мы делаем (мы все, вне зависимости от страны и сферы деятельности), мы делаем неправильно (с точки зрения культуры здорового человека). Поднимите руки, кто в системе культуры занимается культурой; в системе образования - образованием, и т.д. Даже в такой сфере, как ремонт авто, можно сделать правильно, а можно, чтобы "было красиво" - угадайте результат. Да, так работает виртуализация, о которой говорил выше - она заменяет любую деятельность на симулякр, судорожные движения без смысла и цели; и ведь все уверены, что это нормально, и только это и нормально.
Вот тут и появляется оптимизм, что чем раньше весь этот морок развеется и громы наконец грянут, тем больше шансов у нас на какое-то подобие Светлого Будущего, когда завтра будет лучше, чем вчера. Не просто один день, а вообще, как процесс. Что можно будет назвать прогрессом, в отличие от того позорища, который мы подразумеваем под этим словом сейчас.
Прогрессом общества, а не только железяк.
Обывателю может показаться, что это вообще никакой не оптимизм; придётся слишком от многого отказаться; возможно, снова переехать в деревню или маленький городок, а то и ехать строить какую-нибудь
Трансполярную магистраль, вместо уютной работы в охране. Но, напоминаю, именно нонешнее положение не-нормально, хотя вам может показаться наоборот. И для того, чтобы снова поставить ситуацию с головы на ноги, придётся отвыкать от многого, к чему привыкли за годы безбашенного потребления.
Вот тут и пригодится опыт, накопленный предками. Да, к сохе, возможно, мы и не откатимся, хотя всё зависит от интенсивности громыхания будущих разборок. Может быть, придётся осваивать и валяние валенок и даже ткачество на станке; и да, оптимизм тут в том, что есть у кого этому поучиться. ;))
А вот если думать, что культура - это про песенки и танцы, можно внезапно оказаться у разбитого корыта с чувством глубокого непонимания, как же так, ведь только что всё было нормально. Вот в этом и есть основная ошибка, что "всё было нормально". С точки зрения Будущего мы все сейчас - паразиты, и пора бы уже эволюционировать куда-то в сторону бОльшего прямохождения.
>>> Продолжение >>>