Не очень краткий отчёт об экспедиции в Забайкалье-2024 (обновляемый пост)

Aug 27, 2024 15:59

<< К сводной странице экспедиции <<<

После очередной, уже практически традиционной экспедиции в Забайкалье пришла пора писать такие же традиционные отчёты. Начинаю с самого большого, общего отчёта, который ещё потом будет пополняться ссылками на фото и видео, по мере их обработки.

Наши поездки наследуют экспедициям ФА НГУ 1980-х годов под руководством моих родителей, О.И. и А.Я. Выхристюков; по их следам мы начали ездить ансамблем в самостоятельные экспедиции с 2011-го года. Ранние экспедиции были в основном фольклорными, условно говоря "за песнями"; теперь мы пытаемся зайти чуть ширше, и собираем данные о костюме; а точнее, на местном диалекте - наряде. Ибо сами стараемся шить реплики старинных нарядов как можно более точно; результаты предыдущих изысканий можно увидеть в отдельном видео.

В поездки 2021-го и 2022-го годов ездили на маленьком авто Марьяны, Honda S-MX, в которой было тесно втроём и вчетвером даже при использовании "домовинки", багажника на крыше. Как раз после предыдущей поездки решил купить более подходящую машинку; для чего получил права; и вот мы уже можем ехать на большом и страшном минивэне. И состав искпедиции нежданно-негаданно увеличился с трёх до восьми человек; а всего в экспедиции поучаствовало 9 (!) человек.

Отправились в путь 8 августа 2024-го; сбор в 6 утра; пока "играли в тетрис" с укладыванием вещей в багажник, старт затянулся до 7 с лишним часов. Выехали впятером; Маша с детьми присоедится к нам позже. Про дорогу много говорить не буду, она всё та же, что и в прошлые разы; первый перегон традиционно до Красноярска, мотеля "Регион-24"; второй - до посёлка Залари; на третий день наконец-то доехали до Байкала.



На Байкале по пути "туда"

Больше про дорогу - тут

Третий день закончили в Улан-Удэ, у ансамбля "ЖИвица", как и в 2021-м году. В этот раз записать их не успели; но пообщались всё равно душевно.



Наталья Кочеткова сама шьёт наряды и куклы, так что кое-чего обсудили вполне предметно.

11-го августа пообщались с Виктором Филипповичем Ивановым, уроженцем с. Хасурта Хоринского района Бурятии, который несколько лет уже живёт в Улан-Удэ; впервые попали в его новый дом. Поговорили о генеалогии, старинных фотографиях; ну и, конечно, провели археологические раскопки сундуков с семейской стариной. Оттуда уже есть видео; но насколько его пропустит цензура, это вопрос.



Раскопки сундуков со стариной

На фото видно работу Маши Владыкиной, дочери нашей Ксюши; она художница, и всю поездку делала зарисовки; так что вскоре, возможно, покажем её работы отдельно.



Во дворе у В.Ф. Иванова

Затем посетили местный дацан, и ринулись дальше, в сторону Куналея. По пути остановились у горки "Спящий лев", на которой сфотались вчетвером; Марьяна где-то заблудилась по дороге.



На "Спящем льве" у Тарбагатая

Доехали до Большого Куналея и разместились в местном ДК; там за прошедшие пару лет провели масштабную реконструкцию и теперь он со всеми удобствами. Даже вайфай есть; так что в кои-то веки в Куналее удалось быть на связи.

Больше про этот день - тут



Для этнографической экспедиции как-то многовато наших собственных фоточек; но мы исправимся в специализированных отчётах и особенно видео ;)



Прямо в ДК хранится запас старины, на которую напала наша Ксюша и давай сымать мерки. Пока что верхней одёжи у нас нет, только думаем над пошивом; но подготовиться к процессу не мешает.

Сходили, пообщались со старожилами села; как тут принято, в формате застолья.

image You can watch this video on www.livejournal.com





С Ольгой Александровной Рыморевой, дочерью А.И. Рыжакова из знаменитого семейского квартета, хранительницей его музея; и Оксаной Лаппо, руководительницей Большекуналейского семейского хора.

Покопались в музейных сундуках, послушали рассказы Ольги Александровны, позадавали вопрос по нарядам, и не только.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Отдельно про этот день - тут

У Ксюши по неведомым причинам слетела вся память в телефоне; пришлось несколько раз гонять в райцентр Тарбагатай, чинить его. Но кроме технических поездок, случилась и одна информационная - съездили в гости к бабушке Зинаиде, уроженке Большого Куналея, которая давно живёт в Тарбагатае. Записали у неё немало рассказов, и совместно попели песни.



У зимовья Зинаиды Ивановны Ерофеевой

Отсюда тоже будет видео, но попозже.

Заехали за село, залезли на горочку; но наших фоточек и так полно; почему бы не показать фоточку нашего автобусика в полях Тарбагатая.




После Тарбагатая заехали в Десятниково, ещё одно село, признанное в своё время самой красивой деревней России. По нему совсем недавно, в начале августа, прошло большое наводнение; мы заехали посмотреть, как там дела; вообще-то были планы пообщаться насчёт местного наряда, но в свете произошедшего пришлось их отменить. В итоге просто прогулялись по улицам:



Десятниково, верхняя часть села, почти не пострадавшая от паводка

Но самое главное открытие и событие этого дня - безусловно, поездка в село Калиновка, что в соседнем Мухоршибирском районе; дорога до него не очень, поэтому туда заезжают редкие птицы. Мы накануне в процессе общения со старейшинами Куналея узнали, что в прошлом между калиновскими и куналейскими была большая дружба, и поехали туда почти что наобум, имея контакты только бабушки Нины, которая не очень-то и горела желанием видеть посторонних. Но в итоге получилось хорошо.



По дороге в Калиновку



Дом сына бабушки Нины, в котором она сейчас живёт

В Калиновке мы вырвали из лап телевизионщиков из Улан-Удэ бабушку Нину, и она собрала своих подружек - Степаниду, Розу и Валентину; посидели у бабушки Вали вчетвером. Про эти сборы можно отдельный пост писать, но когда-нибудь потом. ;)))



Бабушки в Калиновке весьма колоритные, не пренебрегают крепкими словечками. Так что видео будет 18+. ;)))
На фото слева направо:
Кушнарёва Нина Тимофеевна (1946 г.р.)
Кушнарёва Степанида Петровна (1940 г.р)
Петрова Роза Аркадьевна
Иванова Валентина Елуповна


Совместное фото в первый день в Калиновке

image You can watch this video on www.livejournal.com



Про первый день в Калиновке, и не только - тут

На следующий день, 14 августа, каких-либо планов у нас не было; и как раз куналейцы, у которых мы всё ещё жили, куда-то усвистали по своим делам; так что мы, недолго думая, снова поехали в Калиновку. Были некоторые сомнения, что мы тут уже немного поднадоели, но оказалось, что нас ждут; и мы даже не успели порыться в сундуках бабушки Нины, как нас буквально вызвали в дом к бабе Розе. Присутствовали всё те же, плюс муж бабушки Розы; ещё одну подружку они пытались вызвать, но та приболела:



Второй день в Калиновке



В основном все бабушки - местные; только Роза родом из села Алтачей; в её наряд мы нарядили Олесю и немного пофотали.



Наряд с. Алтачей, Бичурский район, Бурятия


Прощаемся; бабушку Степаниду уже отвезли до дома

Здесь у них прямо хороший ансамбль получился; голоса хорошие, слышат друг друга; и про старину всякое могут рассказать и показать. Тут можно ещё было копать, но нам пора уже было выдвигаться дальше.



Прощаемся с бабушкой Ниной, главной заводилой калиновских

Второй выезд в Калиновку

За куналейский этап экспедиции выражаем благодарность Оксане Лаппо, руководительнице местного хора, которая свела нас и с местными старожилами, и в Тарбагатай и Калиновку мы попали также по её рекомендациям.

15-го августа с утра мы покинули Куналей и двинулись дальше на юго-восток, в бывшую Читинскую область, нонче Забайкальский край. В Петровске-Забайкальском встретили нашу Машу с семейством - старшим сыном Сашей (25 лет) и младшей Натусей (5 лет). И немедленно понеслись на Чикой. Но проскочили мимо и поехали в горы, на речку Югал, чтобы закрыть позапрошлогодний гештальт; тогда тоже решили отдохнуть в горах, да не доехали.

В прошлый раз нам посоветовали Югал как хорошее место отдыха, но мы что-то это место не оценили и поехали дальше. В 2013-м и 2014-м году ездили по этой дороге в село Менза; дорога тогда была ужасная, а тут дорожники провели какие-то работы, и всё стало вполне проезжабельно. Ну, мы и понеслись подальше в горы; где-то там были хорошие места. Но "хорошая дорога" - это понятие относительное; там, где можно проехать в принципе, не всегда удаётся ехать быстро; и в итоге ехали мы ехали, чёрти куда заехали, и всё равно до Мензы ещё оставалось как минимум столько же. Из хороших мест нашли только горочку с видом на перевалы, где также останавливались в прошлые разы. Но пофотаться и встать лагерем - две большие разницы; встать тут негде.



Горочка по дороге в Мензу



В бадане, с видом на горки

Остановились у речки Еловка, немного не доехав до реки Буркал; но этого мы не знали. Поставили лагерь и заночевали прямо на обочине дороги; всё равно там никто не ездит; за почти сутки, проведённым там, мимо проехало штук пять "буханок" и столько же лесовозов.



Ночёвка в лесу. У художницы Маши появился конкурент!

Наутро побродили по окрестным горкам; вид на лагерь сверху (откуда он был ещё виден):




С этой горки мы увидели реку Буркал, до которой можно было дойти пешком; немного не доехали до нормального места для отдыха. Но и так неплохо провели время. Немного позависав, поехали обратно, в сторону Чикоя, на фестиваль "Семейская круговая":



Банда перед выездом с Еловки

Путь отсюда до Чикоя занял примерно 4 часа, с остановками снова на том же месте с видом на перевалы, а также на Югале; весь путь до Югала проехали на понижайке, там попроще, хотя немного надо попривыкать к переключению передач.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Более подробно - тут

И вот мы снова на фестиваля "Семейская круговая", где мы участвовали в 2014-м году, и взяли гран-при в 2022-м.



Фестивальная сцена ждёт своих жертв


Встреча с урлукскими - Марией и Александром Николаевичем, главой поселения.
На Марии - запон с перьями, как на утерянном запоне ФА НГУ



Встреча с Александром Сидоровичем Утенковым, предводителем фольклорных коллективов в селе Бичура, что в Бурятии

Выступили вне конкурса на открытии фестиваля, и тут же ушли в окрестные леса на фотосессию:









Хасуртайцы и их янтари

Конкурсная программа продолжалась шесть часов. По фестивалю есть определённые вопросы, обсудим их отдельно.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Больше про первый фестивальный день - тут.

На второй фестивальный день впервые мероприятие перенесли на улицу Кедровая в Красном Чикое; совсем рядом с лагерем, можно и пешочком дойти. Мы впервые выгуляли урлукские костюмы:



В урлукском с урлукской Марией

Ноги в кадр не влезли, но и хорошо - тут нужны ичиги, а у нас их пока нет. Только у меня - современный вариант, да и то с оборками из Куналея.



С кочонскими

На этом мероприятии много чего поснимал; отдельно хотелось бы отметить, как урлукская Мария встретилась с подругой из Альбитуя и они на ходу начали вспоминать старинные песни; в основном, конечно, поздние, но тем не менее.



Председатель жюри Игорь Горев инспектирует коллектив из Альбитуя, у которых мы были в гостях в 2021-м году.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Потом были ещё разные фестивальные мероприятия, которые мы пропустили; хорошо, что душевно пообщались с коллективом из Иркутска "Ареди", и снова посидели с читинцами, бывшими "Родителями", а ныне "Артель". Иркутян записал на видео на улице Кедровой; и про читинцев кое-что будет.



Посиделки с иркутским "Ареди"



Вечерние посиделки с читинской "Артелью"; зарисовки Марии Владыкиной, больше - тут.



С читинцами из "Артели" и не только

Про второй фестивальный день - тут

Затем мы попрощались с Олесей, которая уехала домой в Нск, на сессию; и искпедиция временно сжалась до семи человек. Но ненадолго; ещё до фестиваля договорились с Гришей Демьяненко, из Петровска-Забайкальского, что покатаемся с ним по Красночикойскому району; так что буквально через пару часов экспедиция снова приобрела штатный размер в восемь человек.

Переехали на базу в Архангельское - Кочон; с Карымкой (как в 2021-м и 2022-м) немного не получилось; но и так оказалось неплохо. Буквально сразу после "заселения" в ДК Кочона обрядились в урлукские костюмы и помчались в Урлук на дикую охоту - впервые за поездку вообще без каких-либо контактов, половить на живца. ;)

Урлук - 90 километров по горам, через девять перевалов. На последнем антифриз нагрелся до 90 градусов; решили дать ему немного остыть; почти так же, как и в прошлую поездку 2022-го года.






Добрались

Дикая охота с ходу дала плоды - в первом же магазине (аптеке), куда мы зашли, продавщица нам вынесла... сарафан, который сама пошила по старинному образцу. Впоследствии выяснилось, что она ещё и родственница кого-то из исполнителей пластинки " Песни села Урлук".




Доехали до одной из старейших бабушек в этом краю (улица Подгорная) и наша машинка поломалась; перестали переключаться передачи. Пока кое-кто пытался разобраться с машинкой, остальные продолжили шерстить местность и кое-чего интересного накопали, о чём позже расскажем.



Под яблонькой в Урлуке; в неопределённости, куда метаться

Своими силами разобраться с машинкой не удалось; пришлось звонить главе поселения Александру Николаевичу (на фестивальном фото выше он есть); через него договорились с местным мастером Евгением, который уже ранее чинил нам машинку в прошлый раз; он прихал, покопался под машинкой, настроил передачи, но при этом машинка перестала заводиться. С этим на месте уже разобраться не удалось; пришлось просить Александра Николаевича помочь с ночлегом. На тросу доехали до церковного подворья (что и в прошлый раз), там заночевали.



Церковное подворье, зарисовка Маши Владыкиной

Про первый день в Урлуке

Наутро мужская часть искпедиции повезла машинку лечиться в райцентр; а остальные продолжили сканировать местность.



Кину-брошу мiр, пойду в монастырь - диффчонки собрались идти в Урлукский монастырь, отмаливать нашу поломку



А мы тем временем полетели из Урлука в Чикой

Ситуация с машинкой оказалась парадоксальной и даже немного анекдотичной; никакой связи между ремонтом коробки и запуском двигателя не просматривалась. Однако она таки была; в процессе ковыряния и запуска двигателя в попытках сдвинуться с места кто-то выронил из ключа чип от сигналки, и без него стал срабатывать иммобилайзер, не дающий запускать мотор. С помощью чикойского спеца мы это выяснили, нашли чип, вставили взад, завелись и поехали обратно в Урлук, за оставшейся частью экспедиции. Которая уже успела сходить в монастырь и познакомиться с роднёй бабушки Анастасии Андреевой, старейшей исполнительницы пластинки "Песни села Урлук".



Сарафан бабушки Насти Андреевой пострадал в ходе стирки; раньше он был более ярким.



С внучкой бабушки Насти, Фёдоровой Светланой Дмитриевной

Наконец-то вернулись в Архангельское; снова, как и в прошлый раз, незапланированно провели в Урлуке призовой день; правда, успели куда больше.

Про второй день в Урлуке

21 августа - самый плотный и при этом заключительный день экспедиции. Начали его с похода к Анне Тихоновне Титовой, старейшине и бывшей руководительнице местной этнографической группы; несмотря на возраст далеко за 80, она всё ещё выступает, и вообще держится молодцом.



Анна Тихоновна Титова показывает детали кички

От Анны Тихоновны поехали к другой нашей знакомой в этом же селе (всё ещё в Архангельском/Кочоне), Родионовой Надежде Николаевне; у меня на канале есть ролик с её участием про изготовление местной трёхрогой кички.



У Н.Н. Родионовой в усадьбе

Наснимали там массу всякого; даже покопались в сундуке с приданным невесты. Проблема тут такая же, как и везде - никто не перенимает старинные знания, кроме редких залётных энтузиастов это никому не надо. А посмотреть и послушать есть что.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Затем заехали в Карымку, соседнее село, где базировались в 2021-м и 2022-м году, к Наталье Ивановне Хлебниковой, нынешнему руководителю этнографической группы с. Архангельское. Сейчас она не смогла нас принять по семейным обстоятельствам; но поздоровкаться-то можно.



"Люди ходят, счастье носят" - девиз нашей искпедиции; подслушано несколько лет назад именно тут.

Из Карымки по грунтовке метнулись в Барахоево, к мастерице по чиркам; познакомились ещё в 2021-м году, а заехать удалось только сейчас:



Нина Быкова - мастерица на все руки; участвует в ансамбле с. Коротково, а также в местной вокальной группе.

image You can watch this video on www.livejournal.com



По совету Гриши заехали в Малоархангельское, к Вере Архиповне Васильевой, с которой пообщались и попели песни:



С Верой Архиповной и её дочерью в Малоархангельском

Когда уже почти затемно вернулись в Кочон, всё тот же Гриша предложил заехать к его родственнице, Михайловой Матрёне Петровне; а чего бы и не заехать, после такого дня-то. ;)



У Михайловой Матрёны Петровны в Архангельском

Про последний экспедиционный день

На этом культурная программа экспедиции практически завершилась. Заночевали в ДК и с утра уже выдвинулись в обратный путь; правда, Гриша и Маша с детьми остались ещё на денёк в Архангельском; возможно, у них будет что дополнить.



Прощание с Кочоном



Снова заехали в Улан-Удэ, к Виктору Филипповичу, за старинностями



На обратном пути всё-таки реализовали мечту заночевать на Байкале; правда, приехали уже в сумерках, и остановились в первом попавшемся месте. Ещё и попали под утро под дождь; но ничего, зато сэкономили на ночлеге. ;)))

Ещё одна ночёвка - в Тайшете, и вот мы уже в шаге от дома. Но нет, это было бы слишком просто. Заехали в гости к Юрию Михайловичу и Татьяне Михайловым в Мариинск, как и в прошлый раз:



Михалыч


У семьи Михайловых в Мариинске

Хотели записать их дуэт, как в 2017-м, но в этот раз не получилось, по разным причинам.

Последний перегон - и вот мы уже дома; искпедиция-2024 завершена.






Вернулись; на фоне машинки Марьяны, которая возила нас в поездки 2021-го и 2022-го годов.

Про дорогу домой

Материала ещё разгребать и разгребать; отчёт ещё будет пополняться и изменяться; возможно, будем делать мероприятие с рассказом о поездке, но потом.

Список участников экспедиции:

Выхристюк Тарас
Дедерер Марианна
Владыкина Ксения
Владыкина Мария
Морозова Олеся (до 22.8)
Черкашина Мария (с 15.8)
Черняк Александр (с 15.8)
Черняк Натуся (с 15.8)
Демьяненко Григорий (с 19.8)

<<< К сводной странице экспедиции <<<

Забайкалье, фоторепортаж, экспедиция, "Полынь", поездки, культура, видео, фестивали, фольклор, коллективы

Previous post Next post
Up