Провокационный заголовочек. ;))) Кто читает меня в ЖЖ, тот может подумать, что речь пойдёт про очередное философствование на тему прав и свобод; но нет, сегодня - время лытдыбра о том, как я сдавал на права, то есть водительское удостоверение. ;) Продолжение статьи
про Старекс.
Мысли о том, зачем мне всё это надо, пришли в голову на 49-м году жизни; всё описано
в статье на Драйве. Вкратце - в последнее время регулярно мотаемся по Сибири, в том числе и на большие расстояния (
в Забайкалье, например), и всё время приходится перемещаться на махоньких машинках, что уже изрядно забодало. Чтобы не зависеть от обстоятельств, решил купить большую и страшную машинку, для перевозки орды народу. Для этого предварительно надо бы получить права; это в общем-то не обязательно, но мы же говорим про независимость от обстоятельств?..
В январе 2022-го задумался над вопросом, записался в ближайшую школу -
Автолидер; мимо неё каждый день прохожу по пути с работы и на работу (я ж безлошадный, и везде хожу пешком). 25 января впервые пошёл на занятия; но, увы, ненадолго. Потому что при поступлении в автошколу нужно предъявить мед. справку о прохождении т.н. "водительской комиссии"; обычно это чистая формальность, но в моём случае она затянулась на несколько месяцев.
Мед. комиссия сейчас разделена на две программы - произвольную, которую можно проходить в любом месте, и обязательную - нарколога и психиатра, которую нужно проходить по месту жительства в специальном отделении государственной поликлиники. И это ЖЖЖ неспроста; если произвольную программу особо не смотрят - окулист там, терапевт и прочие спецы на тебя толком и не глядят, какой уж тут осмотр; в случае обязательной программы тебя "пробивают по базам", насколько это применимо к старым медицинским картам.
Нарколога я прошёл, не приходя в сознание; а вот психиатры нашли в моей старой мед. карте какой-то дедский диагноз, который мне последний раз ставили в 1985-м году; с тех пор ни разу не проявлялось, я уже и забыл, что когда-то чем-то подобным страдал. Но вот такой вот дедский диагноз неожиданно стал проблемой при получении мед. справки - дескать, ты латентный эпилептик, тебя за руль нельзя. Ага, в людей стрелять можно (это я про своё армейское прошлое), а за руль почему-то нет...
И тут начался медицинский футбол - из больнички меня отправили на поиски специалиста - эпилептолога, чтобы "снял" мне диагноз; а где его искать, это редкая специальность... Интернет в помощь, полез искать, нашёл специалиста где-то на другом конце города, поехал туда - меня пнули обратно в поликлинику, за выписками из карты. И там ещё надо же по времени записываться, иногда за 2-3 недели... В общем, на этот футбольный матч ушло у меня... 3 месяца; справку получил только в апреле, и с мая - снова пошёл в первый раз в первый класс учиться.
И тут снова начались протормозы... В начале мая снова пошёл на теорию, а практика у меня началась в середине-конце июня. Занятия по вождению шли с большими перерывами, по разным причинам; но в основном не по моей вине. ;) Хотя в августе я на две недели уехал в
экспедицию в Забайкалье, после чего моё вождение почему-то остановилось на два месяца, в процессе чего я сдавал "теорию". Внутренний экзамен в нашей автошколе сдавать сложнее, чем итоговый в ГИБДД, так что я там пару раз завалился, и всё же в конце сентября "теорию" таки сдал в ГАИ, с первого раза и без ошибок.
В некоторых автошколах, смотрю, практические экзамены ставят на следующий день после "теории", но у нас так не получается. ;)) У меня ещё было недокатана чуть ли не половина занятий; чем я ударно и занялся; весь октябрь не вылазил из-за руля. И в ноябре всё-таки добил курс вождения и пошёл на сдачу практического экзамена.
Тут меня подвела неопытность в процессе сдачи экзаменов в нашей конкретной автошколе - она накидывает ученикам варианты приёма экзаменов, без учёта машинок, на которых мы учились. И я записался на сдачу на такой день, в который моего "Соляриса" не было, а был Рено Сандеро. Пришлось брать урок "подкатки" на этой машинке. В принципе машинка мне понравилась, с точки зрения ходовых какчеств - для экзамена не так важно удобство салона и максимальная скорость; а вот возможность тронуться со второй передачи - таки да.
Стоит ещё сказать, что маршрут, где мы "сдаёмся", находится даже не совсем в городе, а
в промзоне наукограда Кольцово, так что условия сдачи у нас, можно сказать, тепличные; проще только совсем уж в деревне. И то не всё так просто, как хотелось бы. ;)
На первой сдаче экзамена "внезапно" выяснилось, что мы будем выполнять манёвр "обгон или опережение", который мы ни разу не оговаривали с инструкторами. Я незадолго до этого нашёл канал автоинструктора
Сергея Моряхина, где он вполне толково и спокойно объясняет дорожные ситуации; в том числе и обгон. Но машинка незнакомая, и даже с "кикдауном" до 2-й передачи я успел на обгоне превысить скорость; давай, до свидания. Какие тут обгоны, с нашим контингентом на букву "У"?..
И пошло-поехало. Учился я на одной машинке, а сдаваться пришлось на другой; в принципе, мне про это говорили с первого занятия; хотя и тут и там - вроде бы один и тот же "Солярис", но у них - разные мощности, разные сцепления, и, что важно для автодрома - разные зеркала. В "экзаменационной" машинке я ни черта не видел в зеркалах; что всю зиму давало о себе знать. Да, и инструктора тоже пришлось сменить; учился я у Жени, сдавался с Володей. За что им обоим спасибо.
На второй (формально) сдаче у нас сломалась машинка, и я весь процесс наблюдал, но сам в нём не поучаствовал, и хорошо - из девяти сдающих не сдали все девять. Это потому, что внезапно выпал снег, а учились-то мы по лету...
Ближе всего к успеху я был на третьем (реально) экзамене, когда уже проехал "город" и оставался автодром (сейчас экзамен совмещён - сдаём одновременно и то и другое); и при выезде с последнего "городского" упражнения за сугробами не заметил маленькую беленькую машинку; вмешательство инспектора, и снова давай, до свидания.
Потом я планово
загремел в больничку; да, пошёл уже 2023-й год, а воз и ныне там. Перерывы между экзаменами ещё увеличились; а опыта вождения больше не стало, так что дальше было только хуже. После четвёртой попытки просрочилась теория, а после пятой - мед. справка; пришлось повторно проходить и то, и другое. Хорошо ещё, что психиатр оказался тот же самый, и не стал цепляться, как год назад, а просто переписал решение из предыдущей справки. С "теорией" тоже вышло удачно - внутренний экзамен теперь мы сдавали не на бумажках, как в 2022-м, а просто
на сайте pdd24, так гораздо удобнее и менее трудозатратно для школы. ;)
На 6-ю сдачу я уже шёл с твёрдным намерением сдаться; где там на нашем маршруте можно завалиться? Я ж его наизусть знаю. Вот эта уверенность как раз и подвела - начались ремонты дороги, и героические ремонтники вкорячили временный знак "максимум 40 км/ч", а хитрый инспектор дал задачу дать гари до максимума. Ну, я и дал. ;))) Тут же всегда было можно 60, а знак-то и не заметил.
И после этого раза у меня наконец-то созрела идея купить машинку вперёд прав. Чтобы уже начать практически кататься и не так бояться руля и педалей. Этот процесс описан в
бортжурнале на сайте Drive; почему, как и за что.
Между 6-й и 7-й сдачей у меня оказалось 1.5 месяца (обычный срок для нашей автошколы), в которые у меня уложились поиск машины, перегон её из Красноярска (за 800 км; with a little help of my friends, конечно), и постановка её на учёт. И даже несколько попыток ремонта. ;)
Где-то в Красноярском крае
Имхо именно это наличие машинки (даже просто само по себе) дало определённую уверенность и сняло нервозность, присутствовавшие на предыдущих сдачах - для меня сдача экзамена раньше была только началом пути к собственному авто, а тут уже всё сделано, и по сути она мало что меняла, в глобальном смысле; как уже писал выше, основная задача была в получении доступа к большому авто. А уж личные на нём покатушки - дело тоже нужное, но в общем-то второстепенное.
Так что на 7-й раз я уже шёл за правами, можно сказать, без вариантов. ;))) На самом деле, завалиться может кто угодно; например, за мной сдавалась девочка, которая уже вовсю катается без прав на машине мужа; и она развернулась через двойную сплошную. Хорошо, что нам достался лучший инспектор из возможных, и он вместо "давай, до свидания" ограничился двумя штрафными баллами; так что она в итоге тоже сдала. Почему "тоже", надеюсь, понятно.
Заветный жетончик для получения прав, сиречь ВУ. Моя экзаменационная машинка - впереди, беленькая; я - в "машине подвоза".
Теперь впереди - получение собственно ВУ, а также ремонты машинки и подготовка её к дальним перегонам; будем из неё делать звезду Ютуба, в хорошем смысле. ;)))
А на весь процесс у меня ушло без недели полтора года. :)))
>>> Продолжение - о формализме на примере экзамена по ПДД >>>