Чарыш-Тулата, Алтай, 10-13 мая 2024

May 14, 2024 15:21

Ещё немного (или много, как получится) лытдыбра про наши походы и поездки. На вторых майских праздниках (на первых был налёт на Маслянино) скатались на Алтай; но не в тот, туристический, а в другой, более этнографический. ;) Фото-видео-отчёт прилагаю.

Чарышский район Алтайского края сам по себе не особо известен широкой публике. Большинство Алтай понимает как горную его часть (нонче - республика Алтай; до 1990-го была в составе Алтайского края); кто живёт поближе, для того Алтай - это степи, поля и всесоюзная житница; а тут - стык трёх Алтаев - Горного, Степного и Рудного; писал об енто дело в отчёте о предыдущей нашей поездке, в Коргон. Ездим сюда относительно недавно, с 2019-го года, как задружились с Александром Валентиновичем Головиным, местным активистом народной культуры; но стараемся бывать регулярно.

Хотя вроде бы и относительно недалеко, всего-то ~8 часов на машинке (что для нашей Сибири - рядом :)), но всё равно нужен повод приехать. И этим поводом в последнее время становится районный праздник "Красная горка", после-пасхальные народные гуляния, которые проводятся в широко известном в узких кругах любителей народной культуры селе Тулата, бывшей станице Бийской казачьей линии.

Кроме этнографическо-просветительской составляющей, мы не можем пропустить и туристическо-горнолазную, т.к. эти места - предгорья Алтая, и горки начинаются буквально за селом Красный Партизан, где проживает Александр Валентиныч и находится Чарышский народный дом, являющийся логовом местных фольклористов.

По фоточкам не совсем понятно, что происходит; но это вид с первого перевала обратно на равнины. Вдали - плоские как стол равнины Степного Алтая; а позади уже снежники гор.

Путь Новосибирск-Чарышское у нас занимает от 8.5 до 7 часов, в зависимости от остановок. Вроде бы и рядом, но тут уже теплее; у нас ещё только распускаются почки, а тут - массовое цветение сразу всего. Для аллергиков, конечно, время не лучшее, но нам всё равно; после приезда тут же полезли лазить по горкам, но пока что - так, невысоко:

Тренировочный подъём по сыпушке. Рядом с деревней сильно расплодился тутовый шелкопряд; в кадре видно паутину, это оно; из-за этого ходить тут не очень приятно.

Вроде и невысоко, но бодрит

Вечером попали на "мастер-класс" по игре на балалайке от Александра Валентиныча. Кроме нас, на праздник также приехал ещё один коллектив из Нска, "Отечество", под предводительством Н. А. Лапиной; тоже ездят сюда на Красную Горку уже не первый год. Дети только начинают осваивать балалайку; и Александр Валентиныч показал им пару наигрышей - "Барыня" и "Камаринская".

Балалайки настроены на "гитарный" строй.

На следующий день у нас запланирован поход на горку, и как назло - дождь весь день. Но разве этим нас остановить? Поехали на горку "Колокольня":

Приехали в самую дождину; решили с горя перекусить в машинке, а дождик как бы и прекратился. На самом деле это просто на нас опустилась тучка, но мы этого пока не поняли. Ну, мы и решили прогуляться, докуда дойдём. В тучке-тучке-тучке, ага.

Вся наша банда зараз.

Гора "Колокольня известна своими слоистыми камнями, выглядящими сюрреалистично, особенно в тумане. В тумане вообще всё выглядит сюрно:

Тут, конечно, телефон добавил мистики, особенно в плане жёлтого цвета.

Чем ближе к вершине, тем видимость всё меньше

А горы всё выше, а горы всё круче (ц)

Строго говоря, каких-то напрягов эта гора не представляет; если ходить по тропинке, а не напролом. В нашем случае ситуация усугубилась погодой и видимостью; но и то особо никто не пищал.

Самую вершину мы так и не нашли; натурально проблуждали в тумане, хотя она была совсем рядом

Вот она, вершина, но как туда попасть, мы так и не поняли

Ещё немного сюра; цвета близки к естественным

Недалеко от вершинки; тут должен был классный вид, но ничего не видать

Перед спуском записали фрагмент песни из с. Бергуль НСО; получилось не очень похоже. :)) Оператор видел камеру впервые, поэтому получилось вот так

На пути обратно мы даже немного заблудились, перепутав тропинку; но в целом даже время почти не потеряли; просто чуть более круто спускались, чем могли бы. Интересное место; но лучше в такую погоду, наверное, сюда не ходить. Сняли суммарно более десятка клещей с Марьяны и особенно Рокси, и ни одного с меня и Ксюши. Вот такие вот избирательные тут клещи.

Вечером ещё была вечорка, но там совсем детский состав был, так что с устатку мы оттуда быстро свинтили.

Наутро наступила Красная Горка, и мы пошли погулять на Чарыш перед выездом в Тулату. И тут туманная тема нас догнала, но уже совсем в другом антураже:

Солнышко разгоняет туман над Чарышом.

И на обратном пути, уже в деревне, тоже неплохие виды тумана:

Затем нарядились для поездки в Тулату:

У Чарышского народного дома, где мы и живём вот уже который приезд сюда. Флаг остался с 9 мая; но село, между прочим, называется Красный Партизан

Приехали в Тулату и успели на проходочные хороводы:

Затем, по традиции - игры и хороводы на площади перед храмом и ДК:

"Ходит Бориска"

Танцы-шманцы

Катание яиц с горки

Затем - концерт в клубе. В этот раз привезли какую-то тьму детей со всего района; да и Барнаул с Нском тоже понаехал. ;) А вот местной публики было маловато, хотя на гулянии народ был в большом количестве:

После концерта, когда народ уже начал разъезжаться, мы полезли на горку над Тулатой (там, где надпись "Тулата 1777", только чуть выше) и пофоткались в забайкальских костюмах:

Марьяна обновила костюм с. Урлук, где бывали пару лет назад

Ксюша не поленилась шарахаться в чикойском костюме с. Архангельское

И на этом мы не остановились. По приезду обратно на базу мы переоделись и снова понеслись - на сей раз на перевал у с. Сентелек. Перед выездом сфоткались с Александром Валентинычем ещё разок:

Сентелекский серпантин

Мы планировали тут немного полазить, но погода начала портиться; температура упала и поднялся ветер. Зато природа насыпала нам другого контента: прямо у смотровой площадки мы встретили косулю; сфоткать толком не удалось, только издали:

В самом центре кадра - косуля. Кто найдёт, тот герой ;)))

Но это ещё только начало истории. На обратно пути, воодушевлённые нежданной встречей, мы заметили парочку животных на соседней горке; принялись их рассматривать в бинокль, и оказалось, что это даже не косуля, а целый марал:

Это - молодой марал; он рыжий, а не серый, у него заметные рога; и он ходит поважнее, чем поскакушка-косуля
Фото Рокси Дедерер, через бинокль

И весь путь обратно мы встречали то маралов, то косуль; одна перебежала дорогу прямо перед машинкой; а ещё одна семейка встретилась рядом с дорогой и убегала от нас параллельно машинке; видимо, мамашка с двумя детёнышами. Суммарно - три марала и дюжину косуль видали; фоточек, правда, особо нет. Ещё встретили парочку орланов - белоголовых птиц. Если косули - твари привычные для этих мест, то маралы и орланы - довольно редки в дикой природе; так что нам повезло.

Ну и всё, на этом отчётная часть практически закончена. Я ещё переписал у Александра Валентиныча старые экспедиционные записи А. Каримова 2007-го года; так что, возможно, у этой поездки будет этнографическое продолжение в виде роликов, навроде духовных стихов из Новошипуново; но потом.

Наутро пришла пора собраться домой:

Тематическая кружка на крылечке Народного дома

Расхожая, разъезжая

И обратный путь, 7.5 часов - и мы в Нске. Туда - 8.5, обратно 7.5 - кориолисова сила помогает, не иначе.
Сезон поездок только начинается; было бы ещё время куда-нибудь помчаться. Через две недели будем докладываться в нашем Доме Учёных о забайкальском костюме, почему мы так странно выглядим; а на этом сегодня всё.

Больше фоточек - в альбоме нашей группы в ВК.

фоторепортаж, "Полынь", поездки, Алтай, культура, фестивали, фольклор, коллективы