Снова о лже-пророках

Jul 18, 2023 15:56

Регулярно в своих статьях использую устаревшую для современников лексику, и тут заголовочек использован соответствующий. Речь не о былинных временах, а о современности; продолжаю цикл статей о информационном паразитизме. То, что творится в информационном поле, вполне можно обозвать как "торжество лжепророков".

В предыдущей статье цикла разбирал проблему отсутствия института репутации; формально он как бы и есть, но на практике всё сводится к охвату аудитории - молодец тот, у кого больше подписчиков, а не тот, кто ближе к Истине. Термин "истина" использую не в религиозном, а в научно-философском смысле; как соответствие мысли своему предмету. И то, что у современников отношение к Истине как к чему-то, связанному с культами и манипуляцией, в общем-то, уже о многом говорит; но это тоже разбирал в предыдущих статьях.

В статье про блогеров поднимал ещё один аспект этой проблемы - хотя формально каждый из нас, кто хоть как-то использует личные соц. сети, является блогером, мы подразумеваем под этим словом профессиональных блогеров, причём в плохом смысле этого слова: профи - это тот, кто продаётся за деньги. Соответственно, подразумевая термин "блогер", мы как бы автоматически подставляем для него определение "продажный"; что, кстати, много ближе к Истине, чем их, с позволения сказать, деятельность.

С другой стороны, для современников термин "продажность" не несёт негативной коннотации - ну продаётся, и что; мы все продаёмся. Чем мы занимаемся на работе? Продаём свой труд за деньги. Тогда какие претензии к блогерам-то? Они продаются задорого, и ещё занимаются тем, что им явно больше нравится, чем наша работа в шахте или даже в офисе. Завидовать будем! (ц)

Но тут можно вспомнить о смыслах, целях и задачах, про которые всегда стараюсь напоминать; продаваясь за деньги на работе, несём ли мы при этом Зло или Добро? Для многих современников, поражённых псевдо-либерализЪмом, эти слова не имеют смысла, но их можно в общем случае заменить на общественную пользу или вред. Даже если вы не работаете в каких-то явно общественно полезных отраслях навроде медицины или образования, а просто копаете канавы, вы же это делаете не для того, чтобы кому-то навредить? Это наверняка кому-то принесёт пользу. Так что если даже мы и не несём Добро, то, скорее всего, и Зло вы тоже не творите, даже продаваясь за деньги. Это я рассматриваю пролетариат, сиречь наёмных работников, от космонавтов до дворников.

Но недаром весь цикл статей посвящён инфо-паразитизму; практически 146% т.н. "блогеров" занимаются донесением до граждан заведомо искажённой, а то и прямо лживой информации, и это для современников нормально (почему - см. статью про институт репутации). То есть эти граждане как минимум соучаствуют (а кое-кто и прямо возглавляет) процесс дез-информации населения, то есть несут в мир просто неприкрытую Ложь. Отсюда внимательному листателю уже становится понятна аналогия с лже-пророками.

Тут мне могут припомнить т.н. DIY-блогеров, т.н. "самоделкиных", которые зачастую несут в мир вполне разумное-доброе-вечное; да, разумеется, есть люди, которые заботятся о своей репутации в традиционном смысле, и которые не допускают прямой Лжи. Однако мы же с вами помним о продажной сути профессиональных блогеров; и кто из них откажется от рекламного контракта с каким-нибудь онлайн-казино или прочими "интеграциями", которые приносят им выгоду, а вам - ну, вы поняли. Возможно, вы бы на их месте делали бы то же самое. Но вы не на их месте, и не взяли чужой грех на душу.

Кое-кто может возразить, что работники инфо-сферы оказывают вам информационные услуги, и за это имеют право вам немного гадить. Хотя это так не работает в принципе, если мы хоть немного задумаемся над вопросами Добра и Зла; у современников эти понятия одномерны и сведены к Выгоде - много денег хорошо, мало денег плохо. Тогда как Зло - это ограничения, за которые нельзя выходить, и никакое Добро не компенсирует несение Зла. Примеры этого мы видим известно где; когда херои творят дичь, а их оправдывают, потому что они херои - это вот как раз пример работы этой самой одномерной картины мира - сходил, похеройствовал, теперь можно немного расслабиться и помародёрить.

Но это уже вопросы Добра и Зла, которые в данном случае мы опускаем; тем более, что эта тема уже и так навязла в зубах в этом бложике. Сегодня - про смежный вопрос Истины/Лжи, хотя он в общем-то недалеко ушёл в философском плане по глубине и силе влияния на Общество.

Основная проблема работников информационного фронта - в том, что в общем случае они не несут ничего полезного для обывателя, а ровно наоборот - забивает его голову всяким инфо-мусором, о чём было в предыдущих статьях цикла. Причём запрос на информацию в общем-то есть, раз люди их смотрят; но люди-то думают, что они получают информацию, а на деле это - ничего не значащий мусор.

Регулярные листатели в курсе, что, несмотря на старомодное хобби, я по профессии IT-шник, и смотреть на распространение "информации" в общественном пространстве просто больно. Не потому, что нравится/не_нравится, а сам подход к информации некорректен - одинаково оценивается и Истина, и Ложь. Неважно, верна информация или нет; кто громче кричит, тот и прав.

И вот здесь как раз наглядна деструктивная роль "блогеров" и прочих ЛОМов - вместо аккуратной и корректной работы с информацией они включаются в игру "кто кого перекричит", потому что основным критерием "успешности" является уже упомянутая выше Выгода - и надо, чтобы люди смотрели и слушали именно тебя, а не конкурентов. И что тут становится важнее - оперативность и броскость подачи, или её истинность?

В этих условиях на вес золота могли бы быть специалисты по "очистке" информации от мусора и по производству из неё каких-то вменяемых логических выводов, т.е. прогнозистов и аналитиков. Но мы же понимаем уровень прогнозов и аналитики в современном пространстве...

События последних лет показывают, что специалисты-вирусологи в прыжке становятся военкорами, оттуда - специалистами по авиации и морским катастрофам. Что, разумеется, сказывается на качестве их "прогнозов" и "аналитики"; однако аудитория, однажды окученная, будет слушать этих "экспертов" в любых вопросах, ведь это " хороший парень". Так понятия "нравится/не нравится" подменяют собой Истину и Ложь, а через это - и Добро и Зло.

>>> Продолжение следует >>>

терминология, психология, размышления, политика

Previous post Next post
Up