Продолжу статью про
виртуализацию политики и экономики; наверняка много в ней кажется не-очевидным даже с учётом вложенных ссылок, надо пояснять. Почему могучая внешне система управления в любой стране мира по большей части виртуальна - в этой статье.
Опять же, начнём с определений. Многим кажется, что виртуальность - это нечто из высоких технологий, очки там всякие и прочие игры с погружением в "тридЭ". Про виртуальность
писал отдельно, да и о виртуализации я уже
писал год назад; и тогда указывал на важное свойство виртуальности - это когда нет обратной связи; ты что-то делаешь, а в ответ (в реальном мире) ничего не происходит. Количество затраченного в виртуальности времени и труда (да-да) никак не отражается в том мире, где мы все живём. Виртуальность в общем случае может быть не связана ни с играми, ни с отдыхом, а запросто может быть тяжёлой работой, в том числе даже и физической, если её результаты никак не отражаются на объективной реальности.
Многим гражданам, связанным с бухгалтерией, знакомо постоянное нарастание отчётности; с каждым годом отчётных документов становится всё больше, причём во всех сферах - и в культуре и в науке, и в промышленности, и, разумеется, в управляющих органах. И если вы думаете, что это проблема РФ, то я вас огорчу - например, многие американские военные жалуются на то, что их заставляют больше тратить времени на... Powerpoint, т.е. на электронные презентации, чем на собственно военную подготовку; не я сказал, целый
NYT. Но вернёмся к нашим баранам; для чего множится отчётность? Для учёта и контроля. Чем больше отчётов, тем больше нужно людей, которые эти отчёты будут читать и сводить в дальшейшие сводные отчёты, т.е. нужно всё больше и больше управленцев. В итоге всё больше и больше людей занимаются не производительным трудом, а обслуживанием отчётности, т.е. учётом и контролем. В СССР на пике бюрократизации было 2 миллиона чиновников; в РФ сейчас их
больше.
В целом процесс увеличения аппарата управления не сказать, чтобы однозначно плох, в каком-то смысле это признак цивилизованности; скажем, у нас в РФ испокон веку управленцев было гораздо меньше, чем в европейских странах, просто потому, что их было не прокормить, и с ростом экономики росло и число управленцев. Другое дело, что в какой-то момент система управления закукливается в самой себе, как
кадавр профессора Выбегалло, и занимается в основном поддержанием собственного состояния, нежели какими-то там непосредственными обязанностями, связанными с этой вашей объективной реальностью. Несмотря на кризис, количество чиновников в стране практически
не уменьшается; более того, как раз в кризисном 2014-м году последний раз был резкий рост чиновничества. Какой, казалось бы, отсюда должен быть вывод? Для уменьшения нагрузки на стагнирующую (а в последнее время и откровенно пикирующую) экономику управленческий аппарат нужно резать и наоборот, уменьшать тяжесть надзора и контроля. Но это в этой вашей объективной реальности можно делать такие выводы; в мире управленческих решений а-ля американский менеджмент сокращение налоговых поступлений может оказаться недоработкой контролирующих органов, и контроль наоборот, лишь усиливают.
Как постоянно говорю, многое в нашей жизни произрастает из
культурного базиса; а у нас за последние много-много лет уже сформировался целый культурный пласт управленцев, которые мыслят именно в парадигме этого кадавра, выводящего всё новые и новые ресурсы реального мира в виртуальность системы управления оным. К сожалению, это началось даже не в 1991-м году; система управления органично приняла в себя все метастазы бюрократии ещё советского времени, плюс добавила бесконтрольности и безнаказанности, и теперь на пост-советском пространстве лютуют полу-феодальные порядки. На Западе, возможно, с феодализмом дело обстоит проще, но у них свои особенности - там у власти практически неприкрыто стоит мафия (как, впрочем, и у нас), и положение простолюдина ничем не лучше, а местами и хуже, чем в родных пенатах. Мы тут ещё хоть номинально нужны как раб. сила и потенциальные зольдаты, а там уже давно население потеряло всякий смысл и вполне легально заменяется мигрантами.
У всего этого есть вполне логичное объяснение, упомянутое в предыдущей статье - монетизация всего и вся, в том числе и
человека. Я называю это проецированием реальности на финансовую плоскость - берём всё на свете, пересчитываем в деньги и отображаем как объекты в легко представляемом и просто оцифровываемом пространстве. А то, что оно децл неадекватно реальности, причём вполне официально, никого не интересует - все так делают, а я что, лысый?.. В результате люди становятся функцией от денег, что и приводит к таким приколам, как у западенцев - система управления людьми считает функцию, говорит "ой-вей, какие у нас дорогие граждане" и выбрасывает Джонов с Гансами, заменяя их СтанИславами, а то и Мухаммедами. Где здесь логика, ведь вас же сюда посадили управлять не Мухаммедами? Увы, пластмассовый мир победил.
Помнится, я давным-давно писал, что
не люблю большие города; они - от бедности; когда не можешь сделать хорошо везде, делай хорошо на небольшом пятачке и сгоняй стадо туда. Это клятые большевики пытались сделать хорошо и в Магадане и в Ашхабаде, а продвинутые современники гребут все ресурсы в дефолт-сити, и точно так же поступают чинуши уровнем поменьше; культура управления такова, что всё улетает в центр, и народ туда, соответственно, набивается. Когда-то над этим смеялись, а потом - внезапно - пришёл вирус и оказалось, что большие города превращаются в натуральную скотобойню, в отличие от глубинки, которая особо даже и темп жизни не поменяла. Подумать о том, что большим городам - большая бомба, тоже непосильная задача для современных управленцев; да и зачем; они решают свои задачи в своём сферическом вакууме, и до жизни быдланов им дела нет.
Ровно год назад ВОЗ официально
признала болезнью... игроманию - ту самую, с которой у граждан ассоциируется виртуальность. Согласно новым критериям, человек считается заболевшим, если игры начинают так или иначе негативно влиять на его жизнь, становятся впереди прочих жизненных интересов, а также вызывают нарушения в семейной, социальной, образовательной, профессиональной или иных сферах жизни.
Теперь заменим слово "игры" на "систему управления", и что-то мне кажется, что нашу с вами систему управления давно пора не то что лечить, а уже и немного изолировать от людей. Либералы в своё время много говорили о люстрациях; пришло время люстрировать и их.
>>> Про виртуализацию и деньги >>>