Про виртуальность

Jan 21, 2014 18:03

Очередная статья на психологическую тему, даже надеюсь обойтись без разоблачений и обличений. Просто захотелось поковыряться в понятиях (в хорошем смысле этого слова).

Виртуальность определяется в википедии неким довольно странным образом, что позволяет, в частности, говорить о виртуальности в реальном мире.

Виртуальность в реальном мире
Данный пункт требует осмысления и, возможно, будет содержать логические ошибки, хотя, на первый взгляд, всё верно. :) По версии Википедии, термин был введён ажно в 13-м веке, так что в общем и целом сама по себе "виртуальность" совсем не обязательно подразумевает цифровые технологии, Матрицы и цветные таблетки. :)

Например, такой популярный ныне термин "виртуальные друзья" уходит корнями в историю - и до изобретения Интернета существовал термин "Дружба по переписке" - таким образом, можно вполне виртуально общаться со вполне реальными людьми, где в качестве "визуализатора" выступает ваше собственное воображение.

А если договориться о том, что виртуализация - это по сути обман органов чувств, когда объект кажется не тем, чем является, то и вовсе вырисовывается безрадостная картина - слишком многие вещи в нашей жизни по сути являются виртуальностью, основанной лишь на нашей вере в то, что они - реальны. В частности, многие люди притворяются друзьями, и когда "обманка" спадает, становится некрасиво.

Виртуализация - это всегда подмена настоящего чем-то другим. Не всегда это плохо, но тем не менее надо понимать, что происходит; для здоровья и психики полезно. Например, и в реальности можно отыгрывать роль примерного семьянина (мужа-жены), примерного сына и т.д., а на самом деле вести совсем другую жизнь. Возможно, это не чистой воды виртуальность, но корни определённо общие. :)

По мере развития технологий виртуальностей в нашей мире будет всё больше и больше, что иллюстрирует фильм "Матрица", демонстрирующий полную виртуальность всего мира. Надеюсь, до такого дело не дойдёт, но зачатки виртуальности видны местами уже и сейчас.

Виртуальность компьютерная
Самая часто подразумеваемая разновидность виртуальности - "в компьютере". Компьютер - вещь, состоящая целиком из информации, так что для создания виртуальности подходит просто идеально.

На компьютере достаточно легко создавать целые миры, существующие по своим собственным законам. Для погружения в данные миры требуется некое воображение и вообще специфическое мышление - просто так человека с улицы вряд ли (пока что) усадишь за штурвал в дивном новом мире - но для "погружённого" в тему виртуальные вещи, понятия и отношения зачастую становятся важнее реальных.

Во многом причиной широчайшего распространения виртуальных миров - в виде игр, соц. сетей и прочих сайтов виртуального общения - является смена парадигмы общества с упора на развитие в сторону потребления. Когда не так важны дела человека, а более важно обладание предметумами и вообще главное " быть не как все", то реальность с треском проигрывает виртуальности. В реальном мире большинство населения обречено на барахтанье на дне, а в виртуальности можно без особых усилий (в реальном мире) выбиться хоть в короли, хоть в Галактические Императоры. И вместо общения с прыщавыми сверстницами вполне можно виртуально дружить (и даже больше) хоть с Королевами Красоты, хоть с Богинями. Самое главное - не нравится, вышел и зашёл в другой мир, там получится; в реальности так обычно не выходит.

С помощью всякоразных девайсов типа Кинекта или там ОкулусРифта с Гуглоочками, компьютерная виртуальность становится всё более реальна. С помощью одного и того же топора можно и дом построить, и старушку зарубить, так что сами-то девайсы ни в чём не виноваты, но процессы не могут радовать.

ТВ-Виртуальность
Возможно, не вполне корректный пример, но имхо зачатки виртуализации впервые появились в... театре. Люди, являющиеся неважно кем (обычно простолюдинами), на сцене представляли собой великих людей, богов и даже всякого рода погодные явления. :) По сути любой спектакль - создание некоего виртуального мирка, предназначенного для влияния на людей, образования и воспитания в нужном ключе.

С помощью вездесущих СМИ - которые в отсутствие цензуры и репрессий уже давно потеряли берега - подобным "театральным" образом вполне можно вносить элементы виртуальности в повседневную жизнь. В частности, про такую "обманку" снят практически пророческий фильм "Хвост виляет собакой" (Wag the dog) - как с помощью придуманной и сконструированной только "в телевизоре" войны реализуются вполне реальные планы больших дяденек. Подобных примеров за последние несколько лет каждый из нас может вспомнить несколько штук, и самолично.

С этой точки зрения между "ботаником", проводящим сутки напролёт в какой-нибудь "Линейке" или "Вофке", и смотрящим телевизионный зомбо-ящик пассажиром, по сути нет никакой разницы - обсуждение нарядов героев сериала мало чем отличается от обсуждения шанса выпадения Меча Истины - и там и сям перед нами голая виртуальность. При этом - и здесь у меня плохие новости для любителей ТВ - компьютерные "виртуалы" сами влияют на окружающие их процессы, а зрители ТВ в "картинку" вмешаться не могут никак.

Поэтому ТВ-виртуальность - во всяком случае, в обозримом будущем - является самым примитивным видом виртуализации - возможно, самым красивым и визуально привлекательным, но отсутствие обратной связи - то есть непосредственной реакции зрителя на происходящее - сводит его на уровень эрзаца. Для значительной доли активных людей ТВ является неприемлемым уровнем развлечений именно по этой причине.

Виртуальность телефонно-мобильная

Относительно недавно появившаяся разновидность "компьютерной" виртуальности - телефонно-мобильная. Если раньше "ботаника" можно было оттащить от компьютера и увезти на природу, где он не сможет "втыкать" в компьютер, то теперь всё стало значительно сложнее - практически полноценный компьютер сейчас есть почти у всех, в виде мобильного телефона, что позволяет не вылазить из виртуальности практически круглосуточно.

Более того, если раньше "зависали в компьютере" обычно лишь "ботаники" невнятного вида, то теперь уже в телефон "втыкается" значительная доля населения. Одно дело коротать время за просмотром киношки в пути на работу или учёбу, и другое дело - посреди тусовки чатиться с виртуальными друзьями. Посредством телефонов-планшетов компьютерная виртуальность стремительным домкратом смыкается с виртуальностью в реальном мире - позволяя играть одну роль и при этом жить совсем другой жизнью, причём зачастую буквально не сходя с места.

Пользуюсь смартфоном меньше года, и меня раньше удивляло, чем это занимаются молоденькие девочки и мальчики, тыркающие в телефон в любой обстановке. Теперь тоже удивляет - чуть ли не больше, чем раньше, потому что потихоньку приходит понимание, что занимаются они фактически типичным "ботанизмом", обсуждая и множа виртуальные новости, в большинстве своём не имеющие особого смысла, просто ради лулзов. Практически всё, чем там они занимаются, компьютерные "ботаны" делают постоянно, и причём даже лучше - потому что на полноценном компьютере всё на свете делать удобнее, чем на мобильном девайсе.

По сути в этом плане телефонная виртуальность приобретает черты всех трёх своих аналогов:
  • Она куда более "реальна", чем компьютерная, прибитая к полу;
  • Она позволяет почти всё то же, что и компьютерная;
  • Она практически не позволяет творить, сводя создание "контента" к фоточкам на мобилу (изыди, Сотона!) и перепосту чужих сообщений, что сходно с ТВ-виртуальностью.

Резюме
Как уже указывал выше, с помощью одного и того же топора можно и дом построить, и старушку зарубить, так что обвинять компьютеры, телефоны или телевизоры в том, что они вам или вашим близким гадят в мозг, в общем-то неверно. Ни одно из вышеперечисленных устройств не предназначалось и не служит для подчинения разума владельца чей-то воле; всему виной их применение во благо или во вред.

Компьютер - вещь полезная, с её помощью можно делать всякие полезности, даже и в виртуальности. Скажем, слово "симуляция", имеющая, например, в медицине или футболе однозначный негативный контекст, в промышленности и науке имеет вполне практическое применение; а также компьютерные симуляторы помогают обучать водителей, пилотов и многие другие специальности.

Любое понятие можно довести до абсурда и обратить во вред; во всём мера нужна. В частности, надо понимать, что такое виртуальность, и чем грозит слишком глубокое в неё погружение. Знаю, о чём говорю - 5 лет рубился в Вофку, да и в Танчики с ОБТ играл, хотя недавно в очередной раз и снёс. :))) Про игрозависимость можно отдельную статью писать, просто на мой взгляд она не особо отличается от любой другой виртуальности - бабуськи, торопящиеся на очередной сериал, напоминают мне сборы игроков в какой-нибудь рейд. :))

Виртуальность в обычной жизни тоже нужна, но в нужных дозах, и не заменяющая реальности. В любом виде.

З.Ы: Добавил новый тег "Терминология", для подобных статей имени копания в мелочах.

терминология, психология, размышления

Previous post Next post
Up