Как и
обещал в анонсе, отчиваюсь о поездке в Томск на мероприятие "Дни Сибири", которое проводили ТГУ и НГУ совместными силами; основную работу, конечно, провели фольклористы из Томска, при изрядном участии коллективов из Новосибирска. Как всегда получается у команды, организовывавшей "
Этнофорумы", получилось необычно.
Основной движущей силой мероприятия стали томские и новосибирские коллективы "
Васильев Вечер", "
Полынь", "Сибирочка", "Балаган", "
Семёнов День", а также приглашённые эксперты с Алтая, Москвы и Питера - и при этом все хорошо знакомые местной общественности.
Коллективы выдвинулись из Нска ажно начиная с 7 утра (выезд из Академа), и добирались до Томска довольно долго - к ТГУ подъехали уже к началу мероприятия, в 12; а ведь надо было подготовиться и хотя бы переодеться... Пришлось в панике метаться и начинать с небольшой задержкой - через полчаса молодёжь уже была готова хороводиться:
"Балаган" и "Сибирочка" на фоне главного корпуса ТГУ
Главный организатор, Даниил Крапчунов, открывает мероприятие
Молодёжь всегда готова!
Гуляние по парку с
волочебными песнями
Старшее поколение мероприятия - Александры, Головин с Алтая и Беспалов из Томска
"Сибирочка", игра на
гудке
Идём по университетскому парку в музей книги
В музее книги
Тут было темно для фотосьёмки - вот, нашёл самое светлое место. :)
В это время рядом с главным входом в ТГУ в рамках акции "Музей под открытым небом" выступает мужской коллектив из НГУ "
Семёнов день".
И в это же время в рамках "Университета на траве" эксперты рассказывают про всякое; в данный момент Татьяна Рублёва докладывает про детский костюм сибиряков
К чему я всё это... Время выбрано так, что у студентов сессия, у школьников выпускные - в общем, народу не было, несмотря на неплохую (поначалу) погоду, и фактически мы выступали для себя и для знакомых. И одновременное проведение 2-3 мероприятий (включая посещение музеев) приводило к тому, что число зрителей в отдельные моменты доходило до 4-5... В разгар действа - по 20-30 человек таки наблюдало:
Зрители "Семёнова дня"
Семёнов День исполняет "ломание под драку" - хулиганские частушки
Тут можно отдельную тему посвятить теме драки - в традиционной культуре было целое направление организованной драки, в том числе
кулачные бои; таким образом давался выход агрессии молодняка и перевод его в цивилизованное русло. Сейчас эту агрессию выводят в виртуал, или в экстрим - и то и другое по сути разрушительно для психики и здоровья; тогда как такого рода "ломания" и собстно "драки" (стенка на стенку и кулачный бой) - это по сути спорт, не требующий инвестиций и инноваций, и при этом готовящий молодёжь ко всякому, в том числе - к военной службе.
Докладываю на тему "Народная культура и гражданские медиа";
в перевод на русский: "Про блогеров и традиционную культуру".
Между этими понятиями больше общего, чем может показаться;
вот тут примерный пересказ доклада.. Из-за особенностей доклада все зрители поразбежались, и на финальное обсуждение осталось человек пять. :)
Фото Андрея Голубева
Затем Юлия Афанасьева выступила с докладом "Как собрать коллекцию народного костюма", в котором не рассказала, как. :))) Больше показывала, что такое костюм
забайкальских семейских:
Юля показывает особенности девичьего костюма семейских
Наши девчонки в наиболее известном варианте семейского костюма - большекуналейский женский костюм.
Это - этнография, собранная в
экспедициях 2011-2014 г; то есть это не концертные костюмы, а старинные одежды этого села, в которых в своё время люди ходили на праздник.
За исключением брошек, сапожек и части бус.
Юля показывает отличия костюма чикойской ветки семейских от "бурятской"
Семейские расселены на территориях от Улан-Удэ (и даже иногда немного севернее) до Красночикойского района Забайкальского края; на расстоянии более 250 км по прямой, а по дорогам там вдвое-втрое будет дальше, в условиях гористого ландшафта-то. Они существенно отличаются по костюму и по другим особенностям быта, и тем не менее и те и другие признают соседей за тех же самых семейских.
Видеозапись рассказа и показа:
Click to view
Посреди рассказа начался дождь и пришлось ретироваться в помещение, где почему-то продолжить не удалось.
На мастер-классе Вячеслава Асанова "Как в Сибири снова зазвучали русские песни"
Один из родоначальников фольклорного движения в Сибири слегка схитрил - вместо рассказа "как всё начиналось", перешёл к тому, к чему всё пришло; и показывал это на примере общих песен.
Это оказалось делом непростым - широка русская культура, и даже в рамках одного села разные коллективы обращают внимание на разные песни; часть народу училась на ходу. Всё как в жизни. :)
Перед "Сибирским дефиле" в актовом зале ТГУ
Наши девчонки редко надевают семейские костюмы - всё-таки этнография, старина, её жалко таскать; но тут они были в них от и до, так по программе получилось - вот, старался зафиксировать старину в разных декорациях. :)
"Сибирское дефиле" - это очередная креативная находка организаторов; фрагменты традиционного свадебного действа, оформленные в стиле модных показов. Здесь не было традиционных песен и речей; всё звуковое сопровождение в современном стиле, что-то вроде
этно- или фольк-музыки.
Мы в этом действе участвовали, так что пофотографировать самому не удалось, и фоточки оттуда получились не очень; поэтому приведу пару фото
Рубина Гайнутдинова, фотографа, блогера и участника практически всех мероприятий "Дней Сибири":
Жених с невестой
Коли не ошибаюсь, это настоящие жених с невестой - через месяц у них свадьба
Обряд не был никак откомментирован, и я не понял, кого изображали в данный момент
Аналогично.
Фото Марии Черкашиной
Мы в роли сватов, проводим обряд прохода через строй рушников.
За каждый рушник - минимум один поцелуй жениха с невестой
Интересное получилось мероприятие; надеюсь, будет видео оттуда. Хотя снимать в полутьме и непросто, возможно, будет непонятно, что к чему. :)
На "Дефиле" официальные мероприятия первого дня завершились, и участники переместились в общежитие "Парус", где молодёжь завела
вечорку, а старшее поколение забилось на 16-й этаж в "вип-гостиницу" к Вячеславу Асанову и обсуждало там следующий день, в основном театрализованное мероприятие "Неволя", которое, как и дефиле, организовывалось прямо на ходу, без прогонов и построений.
Немного бытовухи - общежитие "Парус", даром что новьё (меньше 3 лет), всё какое-то рассыпающееся - меньше, чем за сутки проживания небольшим составом собрали целую россыпь косяков, самым знаковым из которых стало застревание руководительницы "Балагана" в лифте между 15-м и 16-м этажом. Причём, по словам местных, shit happens регулярно.
Общежитие "Парус", как и многое в современном мире, выглядит круто, а стоит потрясти - и привет
Следующий день начался с трудом - в эту ночь Томск переводил стрелки, и из часового пояса Мск+3 перешёл в Мск +4 - так что вечорка, и так затянувшаяся, сократила ночной сон почти до нуля. :)) Тем не менее, почти всю молодёжь с утра удалось поднять и всем вместе отправиться на запись передачи на томском ТВ - "Естественный отбор":
Перед записью на ТВ
Во время записи: у барьера эксперты - Марина Жигунова, Омск, и Людмила Махова, Питер
Эксперты представляли научную часть мероприятия - фольклористы видят народную культуру по-своему, учёные по своему, и отрываться друг от друга не стоит.
Не лучшее фото, но мой Pentax так грохочет, что во время эфира сериями стрелять не айс
После записи :)
Надеюсь, передача скоро выйдет - выложу сюда ссылочку. Обсуждали особенности сибирского характера, кто такие сибиряки вообще, и т.д. Ведущий в этот раз был какой-то благостный, никого не троллил :), из-за этого не вышло споров и всё завершилось на позитиве. Я хотел немного набросить на вентилятор, да время уже кончилось.
Затем мы вернулись в ТГУ, продолжать лекции, творческие встречи и просто общаться. Из-за плохой погоды на улице всё сорвалось, и все разбрелись по аудиториям. Мы свой рассказ про экспедиции проводили в музее археологии и этнографии.
У лестницы в ТГУ
Это - не пульт управления полётами, а тот самый музей археологии
Здесь и провели встречу
Опять же, начинать пришлось для 4-5 человек; ближе к концу рассказа народ подтянулся, но тут и время кончилось, и всех погнали дальше. Опять же, малое число зрителей обусловлено не только плохой погодой, но и распараллеливанием мероприятий - многие вынуждены были выбирать между лекциями, танцами и нашим докладом.
С В. Асановым после доклада
На заднем фоне - фоточка из
Укыра, где он тоже бывал. :)
Click to view
Видеозапись нашего "доклада".
Последнее мероприятие - "Неволя", театрализованное представление вокруг записок иностранных путешественников о сибирских невольниках и бродягах. Тема интересная, потому что стереотипов про неё много, а вот фактов почти нет. В основу положены записки британского путешественника Джоржда Кеннана, который в 19-м веке путешествовал по Сибири, изучая тюремные и каторжные особенности; его роль исполнил иранец Маджид Ахмади, который несколько лет назад приехал учиться в Томск, да так тут и остался.
"Неволю" поставили в большом концертном зале ТГУ, но не в привычном формате "сцена-зал", а... поперёк - зрители тоже сидели на сцене.
"Зрительный зал" - на сцене; а традиционные места для зрителей почти не использовались
Зрители во время представления. Задние ряды во тьме - где то там притаилось и начальство.
Ближе к финалу, вид из-за кулис, которые фактически стали продолжением сцены - с этого ракурса они прекрасно просматриваются зрителями
"Неволю" отсняли с разных ракурсов, и, надеюсь, как-нибудь попозже выложим. Получилось представление более, чем на час - при этом, как и дефиле, без единого прогона и почти без репетиций; и при этом не заметил каких-либо серьёзных косяков. Разве что хотелось бы побольше разбавлять песни текстом и фотокарточками.
После "Неволи" состоялось небольшое и практически импровизированное награждение, и коллективы рванули домой - время поджимает:
Идём к автобусам
На этом "Дни Сибири" в Томске завершились. Немного подвела погода, но всё равно удалось реализовать всё, заявленное в программе. Хотелось бы побольше зрителей, конечно.
Обратно мы долетели за 3.5 часа - из центра Томска до Академа. Вот так мы съездили в Томск. Пост будет дополняться ссылками на видео; вот и первое видео - с "Неволи":
Click to view
Видео Максима Степаненко.