Про повседневную культуру

Dec 22, 2015 18:22

Очередная "культурная" статья; в некотором роде продолжение статей про культуру простого человечка и про утрату повседневной культуры, хотя и с другой стороны. В основном зайду с музыкальной темы, хотя, как постоянно говорю, культура это куда ширше, чем песенки и танцульки.

Накануне друзья дедства упомянули про несколько странную реакцию одного знакомого, когда тот услышал исполнение застольной песни - просто не поверил, что можно просто так взять и запеть, на голоса и всё такое. При том, что он в общем-то и сам могёт - под гитару - и вообще тема культуры от него не так далеко ( анекдот про Nikon услышал именно от него). Просто, видимо, музыкальная культура ассоциируется с чем-то другим, более сценическим, а вот так, повседневно, она ломает шаблоны.

Как постоянно говорю, культура - это не скрипочки и не Мариинский театр, это отношение к жизни, наши с вами нормы, что мы считаем правильным и нужным. И вот каким-то хитрым образом из этого списка пропала музыкальная культура - да, мы имеем определённую музыкальную культуру (кто - симфоническую, а кто и шансончег), но - если взглянуть чуть поширше - то эта культура у нас с вами не производительная, а потребительская. Сама суть музыкальной культуры прочно перешла от простых советских граждан к заинтересованным обученным спецам, что чревато различными последствиями. И вот это как раз является одной из основных проблем культуры современного человека и общества в целом.

В среде культ-работников эта проблема давно известна; правда, её обсуждение всегда сводится к проискам клятых москалей кровавых коммуняк, ибо именно при них и случился этот культурный переход - когда от многосторонне развитой традиционной культуры люди перешли к состоянию "винтиков" для экономики, которым своя культура в целом не положена. По сути да, это в целом косяк советской культуры, но достаточно посмотреть на любую другую индустриальную страну - и мы увидим почти то же самое; да, в Англиях и Швейцариях иконы не рубили и сарафаны не жгли, однако ж ровно так же там простолюдинам отведена роль потребителей культуры, а сами они никаких культурных артефактов не производят, и даже не воспроизводят. Детали разные, а суть та же самая. На низовом уровне простонародная культура сохранилась в до-индустриальных странах и там, где Индустриализация прошла совсем недавно - например, в Китае.

Тем самым по сути разрушается национальный базис - потому что музыкальная культура составляет часть национальной, весьма важной в плане самоидентификации и вообще необходимой для общения. Русская культура в этом плане пострадала больше всех - потому что ей фактически пожертвовали в деле построения новой советской культуры - но из общения с другими культурами понимаю, что везде то же самое, и среди татар, и среди удмуртов; вместе с музыкальной культурой уходят и прочие национальные аспекты, вплоть до языка. Если бы путь развития Человечества в целом был бы восходящим, то, возможно, кое-чем можно было бы и пожертвовать во имя пресветлых идеалов коммунизма будущего свободного рынка и демократии. Но, как я уже не раз писал, прогресс сейчас идёт в корне неверно - мы меняем прогресс Общества на прогресс шмотья, что приводит к деградации Человека как личности и Человечества в целом. При условном Сталине или царе у нас не было айфонов, зато мы могли то и это - а сейчас не можем; какой же это прогресс?.. В таких условиях волей-неволей надо задуматься над методами и путями развития общества в целом.

Из того, что "у них там то же самое", не следует, что "это нормально". Гоняясь за Европой в плане шмотья и айфонов, мы упустили из виду глубочайшее падение культуры этой самой Европы - в ценностном и личностном планах. Да, Стинг и Бжорк весело лабают на гитарах, и всякие телешоу с сериалами "у них" получаются интереснее и ярче, но мы же про культуру, не?.. А в этом плане Европа докатилась до принятия Кончиты Вюрст как культурного (!) артефакта, массово вырождаются традиционные религии Европы; уровень патриотизма снизился до нуля, заменённый моралью "рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше"; и ведь это не просто хи-хи, а глобальные процессы, которые сейчас очевидны последнему коню. Продолжая подражать европейскому пути развития, мы неизбежно придём ко всем тем извращениям, над чем смеёмся в последнее время в угаре патриотизма, навеянного Русской Весной.

Я, конечно, не против патриотизма, однако ж надо понимать, что это такое и откуда он произрастает. Он - составная часть культуры; и то, как у нас сейчас он легко включается и выключается, показывает степень связности этой самой культуры. Целостной картины мира и не получится, покуда мы позволяем манипулировать собственным сознанием через ту же рекламу - хотя и государственная пропаганда тоже не отстаёт. Европа 70 лет назад нас упоённо бомбила всей кодлой, от Румынии до Франции, потом целилась в нас едрёными ракетами, а мы всё умиляемся европейскими ценностями, ага. И ведь этим нас лечат вполне себе федеральные каналы - а уж что творилось в СМИ в конце 1980-х, и вовсе ни в сказке сказать, ни бульдозером убрать.

Ворочаясь к музыкальной теме - хотя, казалось бы, унесло в оффтоп, но нет! ;) - мы не являемся носителями собственной культуры, а пользуемся произведённым специальными ремесленниками продуктом. В силу многих проблем при подобном подходе наша культура всегда будет проигрывать "общемировой" - потому что на той стороне больше бабла, больше народа, больше разнообразия; поэтому в лоб бодаться с ней практически не получается - на каждого нашего Стаса Михайлова они могут выставить условного Фредди Меркюри или Пола Маккартни, который разорвёт отечественную "звезду" на британский флаг. Пока что отечественная культура противостоит западной исключительно благодаря моде на русский язык - среди масс простого народа сейчас принято слушать русскоязычную музыку, какой бы она отвратительной ни была; но если эту моду отрихтовать напильником - как это было проделано в тех же 1980-х - то наша культура в массах окончательно будет погребена под слоями общечеловеческой.

И поделать с этим ничего нельзя, кроме как запретительными методами, противопоставляя условный шансон легендам мирового рока (а рано или поздно эти запреты прорвёт). Либо же решать проблему принципиально - возвращая русскую культуру обратно туда, где ей и место. Среди людей. Да, это потребует принципиального изменения работы всей системы культуры в стране - придётся меньше упирать на звёзд и больше - на работу с людьми. Культура должна идти снизу и лишь слегка направляться верхами; а то, что есть сейчас, вообще недостойно Человека Разумного - когда биомассе говорят, что ей есть, в чём ходить, и в том числе - что слушать.

Культура давно переродилась в искусство; на мой взгляд, в термине "искусство" очевиден корень "искус" - испытание, искушение, обман. Хотя это немного попахивает задорновщиной, и тем не менее вполне совпадает с моими выводами - нельзя относиться к элитарному искусству как к чему-то безусловно положительному, ибо рано или поздно придёшь к состоянию Кончиты. Простонародная культура - это тоже не всегда что-то положительное, крайности вредны всегда; но мы сами лишаем себя изрядной доли человечности.

Повторяюсь - не надо отдавать культуру на откуп профессионалам. Начинать можно с себя - нести вокруг себя что-то такое, что интересно лично тебе, а не подсказанное из телевизора. Если это что-то подсказано предками - то это будет традиционная культура, которой в меру сил и занимаюсь; но народная культура вовсе не обязательно должна быть традиционной, то же самое творчество никто не отменял. Например, корейский кочегар Цой - вполне себе народный певец, его песни целое поколение считало своими - и не только считало, но и могло воспроизводить, это важно. Да, это, возможно, не искусство - но как культурный артефакт его игнорировать невозможно.

Культура должна учитывать ценности народа, иначе это вредительство какое-то получается. Поэтому все подряд песенки и танцы записывать в "культуру" неверно. Везде мера нужна. И, как ни странно, "внизу", среди своих, эту меру соблюдать проще, ибо "наверху" всё время велик соблазн нахапать популярности путём скандалов, которые противоречат русскому культурному коду - именно поэтому современных "культурных" деятелей можно к стеночке прислонять через одного, накультурили столько, что никаким ударным трудом на благо Родины не компенсировать. А простой человек даже если и накосячит где, так ведь вреда от него немного - его по ТВ не покажут.

Важно понимать, когда имеешь дело с культурой, что в ней важнее не то, прикольно ли то или иное творение, сколько достойно ли оно. Понимаю, что не только лишь все могут даже поставить этот вопрос перед собой, и тем не менее именно этот аспект должен быть основным. А что вы хотели, простых рецептов у меня для вас нет.

image Click to view


Юрий Щербаков - конечно, сценический работник, но в целом он сохранил народное отношение к песне и к культуре в целом.

И да, "Не для меня" - песня авторская и не казачья изначально, хотя и подхвачена потом народом.

терминология, размышления, культура

Previous post Next post
Up