Про базис национального самосознания

Jul 13, 2012 16:07

Последние мои статьи вызывали какой-то непривычно высокий вал обсуждений на тему национальной культуры и вообще культуры в целом. По мотивам полуночных дискуссий с тов.oslobyk решил "слегка" развернуть тему базиса национальной культуры.

Будет многабукаф, предупреждаю сразу.


Мы с вами живём в очень плохое время - как говорит старинная китайская мудрость-проклятие, "чтоб ты жил в эпоху перемен". К сожалению, в последнее время меняется не только и не столько физическая суть вещей, сколько сам человек, о чём недавно также уже писал.

В стародавние времена у властей и "бизнесменов" не было нужды в манипуляциях сознанием подчинённых - с этим успешно справлялись религиозные организации. Были, конечно, иногда массовые выступления, глашатаи на площадях - но в общем и целом манипуляциями это назвать довольно сложно; в итоге люди жили своим умом. Всё резко поменялось после изобретения СМИ, а особенно - когда те пришли в каждый дом. По времени это совпало с массовым изменением образа жизни населения - в Европе и у нас в России как раз прошли индустриализации и крестьяне массово стали горожанами.

И с ходу на этих новоиспечённых горожан полился поток пропаганды - в европах финансово-коммерческой, у нас в СССР - советской. Лично я считаю, что наша пропаганда была намного более человечнее, и больше соответствовала крестьянскому нутру человека; но в общем и целом любая из этих пропаганд по сути являлись (и до сих пор являются) промыванием мозга и превращением человека во что-то более управляемое. Именно с этих пор человек перестал жить своим умом и стал жить чьим-то другим.

Это нам сейчас кажется, что мы все такие из себя независимые и уникальные... а на самом-то деле нас кормят жвачкой из жареных новостей, а мы и рады... Вот недавно на репетиции сидели и обсуждали недавнюю беду в Крымске - зачем, почему, какое наше дело? А вот, убили несколько минут жизни на что-то такое, модное. Кто-то один говорит, что модно, и это сразу начинает транслироваться по всем ящикам - радио, ТВ, интернетам. А пипл хавает...

Именно поэтому считаю крайне полезным и фактически необходимым обращаться к первоисточникам, к знаниям предков, которых ещё не извратила пропаганда непонятно чего. Когда искусство было ради искусства и воспитания, а не ради денег. Когда вера была ради спасения, а не ради моды и засветки в "приличном месте". Когда человек был цельной сущностью, а не "личная жизнь отдельно от творчества".

Помню, ещё в дедстве поражался, как легко мои одноклассники меняли предпочтения - сегодня они слушают итальянцев, потом внезапно они становятся устаревшими, и пора уже слушать "Модерн Токинг"; потом также внезапно МТ становятся гонимой попснёй и пора уже слушать каких-нибудь "Скорпионз", потом на очереди металл, потом панки и так далее. То же самое в одежде и прочая. Я понимаю, что человек должен расти и на своём пути у него меняются приоритеты - но нигде не слышал, что при смене приоритетов надо категорически отвергать прежние, да ещё и менять их каждые полгода-год.

Если подумать, то большинство людей так и живёт, в режиме "перекати-поле" - сегодня нравится одно, завтра другое; живём одним днём, и смеёмся над днём вчерашним. Не учимся у него, не делаем выводы из него - а просто смеёмся - проехали и забыли. В лучшем случае "есть что вспомнить", а в худшем "сделайте меня развидеть это".

Во многом именно такая, мягко сказать. переменчивость сознания вкупе с упомянутой в моей прошлой статье любознательностью уже привели в 1991-м году к сдаче населением собственной страны. Просто так, чисто посмотреть, что получится. Вещь неслыханная - в мирное время без всякого повода повестись на детскую пропаганду "скиньте проклятых коммуняк и заживёте как в Европе". Тысячу лет не жили - а тут вдруг заживём, ага. Причём буквально 50 лет назад некто Геббельс практически то же самое говорил - почему-то ему не поверили, а поверили кровавому палачу Сталину, и правильно сделали.

Ладно, 91-й год - дело прошлое, скажете вы. Но ведь сейчас же то же самое происходит. Весь мир видит, что происходит в мире - цветные революции, по мотивам которых ни в одной стране не стало лучше, а в некоторых (Ливия, Грузия) стало на порядок хуже. И тем не менее лемминги и хомяки пачками призывают свергать тирана - без программы, что делать дальше. Помните, как было в прошлый раз, в 1917-м году - не в октябре, а в феврале? Долой царя! - и вместо Дарданелл и Константинополя немцы в Риге. Ви таки про это не слышали - ну так почитайте в википедии. Потом большевики точно так же устроили "долой" уже Керенскому - и вовсе всё развалилось, до самой войны восстанавливали разруху. И тем не менее у людей, которые считают историю чем-то таких, для ботаников, всё это нисколько не противоречит убедениям, что стоит свергнуть ПЖИВ, как сразу у всех будет по мерседесу и дому на Гавайях.

К сожалению, сознание и миропонимание у большинства современных людей - мозаичное, "слышал звон, да не знает, где он". Есть, конечно, люди-энциклопедисты, но это - как правило, наследие прошлой эпохи, в современном мире правит Гугль и зачем всё хранить в голове... В итоге ни фактов не знаем, ни умеем их увязывать логически - что и не удивительно, образование у нас переходит от логического к тестовому, угадаешному.

И вот на этом фоне уже давно пора восстанавливать национальное самосознание. Чтобы люди не чувствовали себя в доме-крепости, а жили в обществе равных себе, соплеменников, соратников.

Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок.
Речка, небо голубое -
Это всё моё, родное.
Это - Родина моя!
Всех люблю на свете я...

Здесь речь не про то, что надо уподобляться "эльфам" из недавнего поста Политреша, и жить в некоем выдуманном мире. Как раз наоборот - я предлагаю обратиться к собственным корням - с этой стороны прекрасно видно, что как раз жизнь современного человека без роду-племени и есть некий выдуманный мир, причём мир, выдуманный даже не им самим, а некими кукловодами. Он, конечно, отражает некую реальность мегаполисов, но сама эта реальность настолько ирреальна, что в итоге ничего настоящего в ней не остаётся. Как там было у Летова:

Пластмассовый мир победил.
Макет оказался сильней

Живём в пластмассовом мире, слушаем пластмассовую музыку, работаем пластмассовую никому не нужную работу, и предсказуемо ненавидим всё окружающее. А когда пытаешься показать, что всё так, как есть - меня же ещё и обвиняют в сектантстве и архаичности.

Современные люди любят ссылаться на то, какие они занятые, жаловаться на высокий темп жизни, и что после работы им надо расслабиться, недосуг чем-то "левым" грузиться, тут бы отдохнуть и оттянуться. И этим оправдывают наступление попсы по всем фронтам. На что могу привести пример изучаемых уже не первых десяток лет наших сибирских староверов.

Эти люди ещё в до-петровские времена во времена раскола имени п. Никона решили не менять свои привычки и традиции и предпочли смене обряда - с современной точки зрения полный бред, ну какая разница как креститься - двумя или тремя пальцами? - гонения и даже местами смерть. Сперва такие хранители старой веры ушли на окраины страны - наша ветка ушла в Польшу - а потом, уже в 18-м веке, через всю страну перешли жить в Сибирь - на Алтай, в Забайкалье, в Туву и так далее.

Тяготы, которые на их долю перепали, с современными проблемами просто не сравнить. Уже в нынешнем веке на их долю пришлось столько беды, что хватит на целую дивизию боевых хомяков из интернета. И при этом у них как-то не принято "колбаситься" и "отрываться после работы" - они до сих пор в качестве развлечения поют лирические песни и духовные стихи. Да-да, до сих пор - мы были в прошлом году в Забайкалье, и посмотрели, как там живёт народ - конечно, не сплошь весь подряд, мы копали там, где старинная культура наиболее сохранилась, но тем не менее.

Как замечали тут в комментариях, "вы же не чувствуете себя причастным к старообрядческой культуре". Здрасте, приехали. Конечно, чувствую. Да, я не могу сказать, что я прямо во всю голову старообрядец - я вообще не верующий, своих убеждений не менял ни разу, с советских-то времён. Но то, что их культура - и моя тоже, это я чуйствую на всю катушку.

Такое дробление на непричастность, на самом деле, очень опасный сигнал. Сегодня мы не чувствуем себя причастными к русской истории "какого-то там века", завтра мы не будем причастны к Победе, послезавтра уже и к России будем непричастны - мы же живём не в России, а в мегаполисе, ещё и в каком-то конкретном районе. Да и вообще все эти границы - это всё атавизм, не пора ли валить из сраной рашки?..

Это очень сложная тема, на самом деле. Сейчас очень сложно представить, через что пришлось пройти нашим предкам в 1941-45-м, но они прошли через это, чтобы дать нам возможность жить и чувствовать себя не унтерменшами, а русскими (советскими) людьми. И по большому счёту мы - самое большое их наследство. Отстраняясь от тех героических времён - типа это были другие люди, мы-то тут при чём, мы люди маленькие - поганим не только сами себя, опошляем и их подвиг тоже. Находясь в тысячекратно более лёгких условиях, чем они, мы не способны и на долю тех поступков, которые наши предки совершили ради того, чтобы мы получили лучшую жизнь.

А ведь про народную музыку и культуру можно сказать ровно то же самое. Те же староверы прошли всю страну, всю жизнь терпели гонения и притеснения заради того, чтобы сохранить свою веру, свой быт, свой старорусский подход к жизни, чтобы передать его своим детям - то есть в общем-то и нам с вами. Объявляя их культуру атавизмом, мы низводим их поступки до уровня музейных экспонатов, а себя параллельно - до уровня жЫвотного, которое не помнит дальше одного дня.

...почему я так болезненно всегда реагирую на обработки народных песен, на введение туда "тумц-тумц" и всяких других "тили-тили, трали-вали". Потому что при этом извращается самая их суть. Песня сама лучше не становится, она наоборот, берётся в клещи ритма и инструментальных костылей, перестаёт быть живой - и всё для того, чтобы современный хомяк зритель её понял. Бабки в деревне всё понимают без костылей - а нынешний образованец понять не может; тут, по-моему, не костыли уже менять надо, а в консерватории...

У наших знакомых из "Русского щита" есть замечательная фраза - девиз их фестиваля - "Где стоишь, там и поле Куликово". Куликово поле - это в некотором плане символ всей истории страны; на этом поле стало очевидно, что "когда мы едины, мы непобедимы". Народная музыка так же подходит под это определение - она всегда с человеком, где ты, там и твоя музыка, тебе не нужны ни гаджеты, ни комбики, ничего - ты сам себе инструмент. Поэтому самая высокая музыка в народе всегда была именно акапелльной - что религиозная, что боевая. Вы можете представить гармошку в церковном хоре? А казаков, собирающихся на битву, бренча на балалайках? Инструменты были, конечно, но где-то там, внизу, в категории развлекаловки для молодых и глупых. Если внимательно посмотреть на факты, а не скакать по ним в духе современного человека, то многое проясняется без всякой помощи извне.

В студенческую пору всякое бывало у меня; но если вспомнить студенческие посиделки за рюмочкой чая, то там кульминацией всегда были именно акапелльные песни. После первой рюмки - разговоры про политику, после второй - песни Летова или Ноля, а после третьей - уже "Чёрный ворон" и прочие народности. Потому что душа просит именно основ,а не тренди-бренди. И эти самые основы зачастую просили исполнить даже люди, которые к традиционной культуре не имели никакого отношения - им тоже было это интереснее послушать, чем даже гениальные песни гениальных авторов.

При этом наблюдается удивительный парадокс русской души: народные песни зачастую совершенно депрессивны и беспросветны ; например, в духовных стихах сплошь и рядом поётся про смерть и неизбежность страшного суда - и при этом после них остаётся удивительная лёгкость. А вот современная музыка и культура, сплошь и рядом якобы позитивная и "про любовь", приводит нашу молодёжь к суицидам. Это странно, но факт - если побитово сравнить тексты, то народную песню вообще надо запрещать ввиду суицидальности; но если сравнить процент суицидов среди поклонников народной и популярной музыки, то тут постигнет вас большое удивление. При всей своей мрачности и безысходности народная музыка на удивление хорошо ставит мозги на место, а популярная - эти самые мозги запудривает.

Не противопоставляю народную музыку всей остальной - если внимательно присмотреться, я ни в одной статье ни разу не критиковал ни классическую/академическую музыку, ни бардовскую, ни джЯз, ни многое другое - в основном беспощадно обличаю мейнстрим и поп. Ибо по сути классика является надстройкой над народной музыкой, да и бардовская тоже - у них разные цели, разный способ воздействия; они друг другу не мешают. А вот попс - мешает, поскольку он претендует на звание "народной" музыки, то есть музыки для народа; но при этом он генерируется не самим народом (что было бы уже как раз подлинно народной музыкой), а для него, специально обученными дятлами людьми. В итоге попс вытесняет из сознания людей музыку предков, при этом в итоге страдают и та же классика, потому что любители "руки вверх" вряд ли пойдёт на концерт музыки Шуберта - он уже получил свою дозу музыки после работы. А любитель народной музыки может и пойти, если захочет посмотреть на что-то более навороченное, нежели собственные песнопения.

В прошлом году на нашем фестивале побывал дагестанский коллектив; причём он был не из Дагестана, а из ...Нижневартовска, что на севере Западной Сибири. Что меня в них удивило - по ним, совсем молодым людям, действительно было видно, что они - дагестанцы. Для них народ и вера (ислам) - не пустой звук, они стараются жить по этим нормам. Их диффчонки - молодые ещё совсем - не ходят на дискотеки, не носят короткие юбки, потому что так положено. Никто не принуждает, просто не положено и всё, и им этого не надо.

Не говорю, что с них надо брать пример - мы всё же не дагестанцы - но это яркий показатель, что и в современном обществе возможно существование национального самосознания, не только на уровне музейных коллективов, но и среди молодёжи. Если рядом, в своей же стране, существуют такие вот национальные общины, то если им ничего не противопоставлять, мы просто в них растворимся. Заметьте, в отличие от националистов, я не призываю никого бить - я призываю самим подниматься над соседями.

Имхо во многом потому и пошёл такой отскок от России национальных окраин, что мы сами как народ потеряли собственную идентичность и сидим, ещё и себя поливаем помоями, вместо того, чтобы её заново восстанавливать. Даже на Украине, где в общем-то отношение к народной культуре веками было на уровне российского, и то появляются в политике какие-то тела в вышиванках (которые в общем-то ничем не отличаются от русского южного костюма), а у нас по-прежнему это моветон для элиты.

При этом я не призываю закуклиться в прошлом. Русский человек, уважающий свою историю, знающий национальную культуру, вполне может быть и пилотом-истребителем, и космонавтом. Скажем, у нас в банде практически все - с высшим образованием, все с более-менее современными профессиями - программист, юрист, учёный - но при этом приятно проводим время с древне-русской культурой. Правда, попытки вынести своё хобби на зрителя частенько вызывает непонимание - что это ещё за нудятина, давайте "тили-тили"; ну, да про это - прошлая статья.

Наоборот, у меня вызывают непонимание современные казаки на конях и с шашками. Да, антураж, это конечно хорошо, но ведь казаки - это были по сути колонизаторы и защитники рубежей - а кого сейчас защитишь на коне и из сабли? Надо осваивать танки, артиллерию и авиацию, а они всё чучела рубят... не знаю, как-то по мне так это немного неправильно. Хотя в некоторых случаях и кавалерия может себя показать - что и было под Москвой в 1941-м, у меня прадед там воевал в коннице. Просто если сильно зациклиться на внешних символах, можно кое-что важное упустить.

Приехали как-то недавно к нам знакомые казаки из области - хорошие ребята, жаль, сцена их губит. Лето, тридцатник, а они в своих кителях - в итоге все мокрые через полчаса даже в относительно прохладном помещении; а что бы с ними было на улице? А ведь казаки по ДК не рассиживались, они службу несли; жарко, снял китель, остался в одной рубашке - вот такая вот историческая правда. А нынешним казакам не положено - ведь если казак - значит фуражка, китель и чуб. И бред.

Но. При этом при всём, повторяю, учиться у предков - необходимо. Иначе так и останемся перекати-полем. А учиться есть чему. С музыкальной точки зрения многие образцы и стили народной музыки на порядок превосходят в музыкальном плане современную попсу; даже у людей с музыкальным образованием сносит крышу от необычных интервалов. Понятно, что по части агрокультуры прогресс ушёл далеко вперёд и вряд ли можно многому научиться по части основного занятия народа - хлебопашества, но по части выживаемости в тяжёлых условиях - там ещё копать и копать.

Ну и самое главное, как я уже говорил - надо учиться у предков просто быть русскими. Те же староверы, несмотря на все гонения и притеснения со стороны властей, не "свалили из поганой рашки" (хотя некоторым уйти за границу всё же пришлось - см. Некрасовские казаки). И хотя они отделяют себя от русских ("мы не русские, мы семейские!") - это отделение в первую очередь по вере. От страны они не отделяются, и никогда не собирались, в отличие от братьев наших меньших. Те же "некрасовцы" вернулись после почти 250 лет автономного проживания в Турции и до сих пор живут на Ставрополье. Для них для всех история своего села, своего региона, своего народа и страны - это не что-то такое из учебников, что скушно и не интересно - это часть их самих, основа основ.

Чего и вам желаю.

терминология, размышления, народничество, культура, фольклор

Previous post Next post
Up