<<< Про дорогу из Захарово <<< Продолжаю описание прошедшей экспедиции, и даже более того - всё ещё пишу про первый день, 8 июня.
Как обычно, прикладываю не обработанные фотокарточки - что-то даже кропнуть жалко; там где обработка присутствует, подписываю.
Вернулись мы в фестивальный лагерь "Лесная сказка" и, хотя до фестивального конкурсного концерта ещё было какое-то время, командиров и прочих желающих собрали на семинары по различным аспектам народной культуры. Я попал на семинар, где докладывались уже знакомые и не раз упомянутые мной хасуртайцы - в контексте несения народной традиции в рамках школьной программы - Виктор Филиппович Иванов учитель в школе, а его жена и вовсе директор.
Чета Ивановых и их ученица
Надо бы проявить из raw
Виктор Филиппович со своими подвижниками - про них ещё будет речь далее, по ходу отчёта о посещении их села - сделали почти невозможное: подняли в рамках обычной сельской школы ткацкую мастерскую, где ткут дорожки и пояса. Все разложенные на столе тканые вещи - сделаны в этой мастерской, Виктором Филипповичем и 3-4 девочками средних классов, одна из которых и представляется на фото. К слову сказать, все пояса у них раскупили на фестивале; и ещё один достался нам. ;)
На всякий случай ещё приложу фото участников семинара - хотя и не всех:
Участники семинара
Затем уже начался конкурсный концерт. На эту тему я всегда ругаюсь - считаю, что культура вообще не нуждается в конкурсах, и внесение в неё соревновательской нотки, с одной стороны, безусловно, в некоторой мере подстёгивает исполнителей, но с другой стороны искажает самую суть культуры как таковой. Понимаю, когда кто-то соревнуется в чём-то ясном и понятном - кто быстрее, выше, сильнее - в том числе в музыкальном плане; но сравнивать тёплое с мягким считаю некорректным. Как можно сравнить, например, тарбагатайскую относительно молодёжную "Судьбинушку" с той же Хасуртой, не говоря уже о бабушках из малоархангельских "Иргулек"? Или наш городской коллектив как можно сравнить с тем же урлукским коллективом, которые поют, может, и не так гладенько, зато - свои песни?.. Подобных вопросов была масса ещё на прошлогоднем улан-удэнском фестивале "
Раздайся, карагод", и тут то же самое. Правда, здесь жюри поступило более хитро, но об этом - позже... ;)
"Зрительный зал" в начале концерта
Как видно по фото, как минимум половина "зрителей" - участники фестиваля, хотя и местных на этом концерте тоже было порядочно. Слева на переднем плане - один из приглашённых блоггеров, сымавших всё на видео на фотоаппарат; интересно было бы посмотреть, что там получилось. ;) Так что читинские организаторы проявили некоторую креативность в освещении фестиваля.
Да, фестиваль был организован из Читы - директор и большинство (весь?) оргкомитет были из читинского министерства культуры, а место проведения фестиваля - Чикой, что в
560 км. от Читы... Если учесть, что мы приехали за 2500 километров, то расстояния вполне сравнимы, такова специфика нашей Сибири... :) Тем не менее, каких-либо серьёзных организационных косяков не заметили. ;)
Ещё раз - "зрительный зал", более крупно.
Как видите, русская глубинка - это далеко не серость и не ватники, а вот примерно как-то так. Это всё - не сценические костюмы, а праздничные и повседневные наряды начала 20 века.
Жюри конкурса
Приведу фотографии коллективов, правда, я большинство не запомнил, кто откуда - заодно может кто и подскажет. :))) Мы выступали первыми, но что-то нас и так уже много я приводил, поэтому опустим. :))
?
Народный ансамбль "Селяночка" с.Верх-Чита Читинского района
Фольклорная группа с. Урлук
"Былина", Тарбагатай, Бурятия
"Берегиня", Красный чикой
"Родник", Хасурта, Бурятия, в мирском
"Читинская слобода", Чита, Засопка.
"Судьбинушка", Тарбагатай, мужская часть группы
Как видно, даже в сугубо
семейском краю и на сугубо семейском фестивале и костюмы зачастую какие попало, и песни поются тоже чуть ли не про "шумел камыш". Про аккуратность в
музыке и
костюме я уже писал ранее, так тут ещё новая беда появилась - куча народу ревёт верхними голосами, и это мало того, что не в традиции (высокий голос, вывод, всегда один на всю толпу), так ещё и крайне не-эстетично; и это от бдительного жюри также не скрылось. ;)
Приложу ещё немного фестивальных зарисовок с концерта:
Виктор Филиппович из Хасурты пристаёт к семейному коллективу Рюмкиных перед выходом тех на сцену
Связь поколений - Ольга Некрасова из Чикоя что-то внушает девчонкам из чикойского "Дигамора"
Детский коллектив в зале
Судя по выражению тётушки слева, они опасны :))
Хасурта в молитвенном, вид из-за кулис
надо бы проявить из raw
Хасурта в молитвенном, фотосессия
Проявлено из raw
Не могу удержаться, чтобы опять не
приложить из духовный стих - который они спели на следующий день.
После концерта ещё случилась "вечорка", которую мы проигнорили по причине классовой ненависти к гармошке - ведь, по заветам
Ю.Е.Чиркова, "чтобы нам фольклор сберечь, все баяны надо сжечь". Ну и не только. Своё отношение к молодёжным вечоркам в не молодёжной среде
я уже озвучивал.
Вечорка, гармонисты.
А мы пристроились на лавочке вне радиуса поражения гармошкой и опять занудили "своё", семейское и не только. Сперва подошла директор фестиваля, Т.М.Зенкова, потом казаки с Читы подтянулись, а ближе к концу посиделок пожаловал даже...
губернатор Забайкальского края:
Справа из-за Натальиного носа выглядывает губернатор всея Читы.
А время, между прочим, 23:20 местного. Фото было проявлено из raw, как-нибудь восстановим
Кроме губернатора, там ещё и министр культуры приходил, и замы... в общем, несмотря на крайнюю удалённость от всего, мероприятие неожиданно оказалось весьма представительное в плане властей. Причём чиновники явно сами к этому тянулись, вряд ли кто-то заставил бы губернатора шарахаться по потёмкам среди бородатых мужиков - замечу, без видимой охраны - до полуночи.
На следующий день это даже привело к неожиданным последствиям, но об этом - в следующих выпусках. :) День 8 июня наконец-то завершаю.
Апдейт: при помощи Арины Некрасовой подписал коллективы.
Апдейт2: добавлено видео концерта:
Click to view
>>> К 9 июня >>> <<< К сводной странице экспедиции <<<