Сегодня собирался на работку и поймал себя за напеванием "Кукушечки", которую на ВотЭтно исполняла "Иволга". Тут же аналогии повели в сторону и родилась идея написать вот такую вот статью, полную
баттхерта и снобизма (шутка утка колбаса).
Сперва - лирическое отступление про снобизм. Да, "традиционные", этнографические фольклористы и музыканты - они такие, слегка снобские, "на буржуев смотрят свысока" (с). Это всё потому, что сейчас мир слегка перевернулся с ног на голову, и культура масс, народная культура, является по сути элитарной - её понимает и принимает меньшинство населения; а элитарная по сути массовая культура, культура для масс - заполонила всё и вся.
Я, в общем-то, про это уже многократно
писал, повторяться особо не хочется. Разве что хочу заметить, что исполнители серьёзных и сложных произведений во все времена почитались больше, чем исполнители развлекательной музыки - видимо, потому, что всегда было чем развлечься. Взять ту же классическую музыку - там профессионалам дарят букеты и носят на руках, а исполнители шлягеров не в фаворе. Тогда как в массовой культуре всё наоборот - сложные вещи пипл не понимает, тогда как исполнители колбасева собирают тысячные залы. Отсюда логичный вывод - к чему напрягаться и выстраивать сложные гармонии, если можно добавить тумц-тумц и все будут в восторге. Отсюда и рождается снобизм - попытка отгородиться от этой фантасмагории.
Теперь переходим к сути статьи. Собственно во время выступления группы "Ветер всем" на прошедшем "
ВотЭтно" обратил внимание на некоторый когнитивный диссонанс во время исполнения песни "Все люди живут". Здесь будут не снобистские нравоучения, а попытка разобраться.
В общем-то, "Все люди живут" - это
духовный стих, как и "Кукушечка", которую я упомянул в начале статьи. Духовные стихи - это почти молитвы, "постные" песни (которые было можно исполнять в пост, когда мирские песни были под запретом). И дело тут даже не в том, что Церковь запрещает - сами песни, как говорит Википедия, "грустные и покаянные. В них поется о смерти, расставании души с телом, тщете и мимолетности жизни". Вообще по большому счёту лучше бы их и не трогать; но уж если трогаешь, то делай это аккуратно. "Иволга" в "Кукушечке" вполне корректно музицирует - хотя я бы некоторые запилы убрал бы или переделал, ну да на вкус и цвет... А вот солистка "Ветер всем" вела себя на сцене чуть не агрессивно, при словах "Кину, брошу мир, пойду в монастырь"... Тут же якобы про смирение поётся, а поди ж ты.
Пример исполнения этой песни -
питерская "Морошка грув".
Прекрасно понимаю, что этно-музыкантам слегка сложнее, чем обычным "попсовикам" - тем не надо ничего думать, взял какие-нибудь стишки про любоффь и понеслась; а этно-музыка подразумевает какие-то этнические корни. И за эти корни надо бы держаться, чтобы не скатиться на дно в другой жанр. Это не так сложно, на самом деле, если этим озаботиться.
В качестве примера приведу "Иван Купала" - они берут народные плясовые песни и превращают их в хиты стиля "тумц-тумц". Основная работа - на аранжировщике; но немного поработал, и профит на кармане. Не являюсь их поклонником; их выступление на "ВотЭтно" у меня оставило больше вопросов, чем ответов, но тем не менее многим этно-музыкантам у них стоит поучиться работе с репертуаром.
Не призываю всех идти по пути ИК - это, на мой взгляд, вообще практически не этно-музыка, а голимой воды поп. Но - качественный, и без заносов. Если бы всех наших поп-артистов нарядить в народные костюмы и вынудить исполнять народные песни, мир бы стал намного лучче, такое моё мнение.
Что до этно-музыки, то здесь не стоит идти по пути колбасни. "Амулет Амани" наглядно показали, что даже "на разогреве", в начале концерта, можно раскочегарить публику не в жанре "тумц-тумц", а под вполне народные ритмы, пусть и не русские.
В конце приведу слегка неожиданный пример. Индийский танец - это по сути язык жестов, там каждое движение что-то означает. Индийские исполнители не позволяют себе выходить на сцену и колбаситься чёрт знает как, потому что они "так видят и чувствуют". А наши - позволяют. И это не очень хорошо; мы что, хуже индусов?..
>>> Про сознательное и бессознательное >>>