Про головокружение от успехов - ещё немного о рекламе и пропаганде

Feb 10, 2014 17:25

Очередная статья на политическую тему, хотя и с психологическим креном, как это у меня в последнее время выходит.


Когда собирался написать статью, название пришло собой. Знаю, что есть такое выражение, а кто автор, как-то даже и не интересовался. А когда поинтересовался - ба, да это опять вездесущий тиран и диктатор ИВС! В статье в начале 1930-го года он обращался к партии по поводу излишнего головокружения от успехов коллективизации - можно пойти и ознакомиться. Ещё никаких великих успехов Советской Власти толком и не было - ДнепроГЭС ещё строился, Чкалов ещё не совершал своих мега-рекордов, а тиран и узурпатор уже предупреждал, что не время сейчас расслабляться и зазнаваться. Хотя речь пойдёт сейчас не про него.

Как уже многократно писал в своих статьях, живём мы последние 20+ лет в обществе потребления, и мне это по разным причинам не нравится. Понятно, что потреблять лучше, чем сидеть на голодном пайке, как в блокадном Санкт-Петербурге, но когда потребление заслоняет собой всё на свете, являясь единственным идеологическим базисом современного человека, это категорически не-нормально и деструктивно. И сегодня в очередной раз пообличаю и поразжигаю. Речь сегодня пойдёт про методы искусственного торможения прогресса через воспитание головокружения от успехов.

В отсутствии идеологической составляющей общества единственной мотивирующей силой на пост-советском пространстве остаётся... реклама. Вот в буквальном смысле - больше никаких мотивационных механизмов просто не пережило Перестройку - ну, за исключением бабла, которое является основным базисом самосознания современного гражданина потребителя, превратившись из инструмента навроде лопаты в фетиш. Те же самые почётные грамоты (про которые писал в статье о мотивации в народе) сейчас используются... как обоснование для финансирования. Всё на свете предельно монетизировано, что и не удивительно для общества, построенного на культе денег. Либералы и общечеловеки круглосуточно убеждают обычного хомяка, что это нормально, что только это и нормально, но я предлагаю смотреть на это дело под другим углом.

В некотором смысле любая мотивация - это реклама; но, упомянув в прошлой статье рекламу, я имею в виду вполне конкретную рекламу в современном её смысле - то есть коммерческую, рассчитанную на эффект в бабле - закинул на рекламу рубль, получил с этого два. Есть, конечно, и социальная реклама, но её место в современной культуре известно где... в Караганде. Бабки палятся, а посадки эффект где?

Всем памятны рекламные слоганы "Ты этого достойна", "Позволь себе" и т.д. Людям сознательно внедряют в голову мысль, что они все такие из себя "достойные" и "заслужившие", и поэтому можно потратить на себя, любимого, немного баблоса. Ничего бы не имел против, если бы напротив этого стоял бы вал рекламы строек ДнепроГЭСов, БАМа, новых космодромов или соц-объектов... Ведь уже смешно, да? Людям вбивают в головы мысль о том, что важно только то, сколько ты тратишь, и совершенно неважно, как ты деньги зарабатываешь. Я уже не говорю о том, что "заработать деньги" и "работать" - вещи в общем-то категорически не эквивалентные, то есть разные.

Совершенно пропало культивирование труда и работы, а отсюда и в целом развития, зато реклама потребления прёт как на буфет. Отсюда в головах у людей потихоньку атрофируется понятие, что хорошо, а что плохо. Намного интереснее показывать (и смотреть), как загорелые девочки в бикини играют в мячик на тропическом пляжу, нежели о жизни шахтёра или металлурга, но показывать необходимо именно металлургов и энергетиков, потому что иначе жизнь у этих самых "тропических" девочек будет как в Африке, а если учесть климатическую разницу, то и много хуже. Нельзя всё время рекламировать праздность и ожидать, что люди будут арбайтен по-стахановски и ничего не есть. А если мы хотим развиваться, а не разлагаться, то мы должны 90% времени арбайтен, и менее 10% расслабляться.

Одна из ключевых проблем советской пропаганды имхо заключалась в том, что людям всё время внушался императив "Давай, давай!", и почти никогда не доносился посыл "Бери" - то есть перекос был в сторону рекламы труда в противовес праздности. Рекламировать труд по разным причинам сложнее, чем праздность - оную зачастую рекламировать и не надо, вот где вы видели, например, рекламу героина? А рынок-то ого-го... Поэтому советская реклама (фактически в кавычках, поскольку она не являлась рекламой в современном смысле), безусловно, проигрывала рекламе западной, где эксплуатировались намного более привлекательные образы, просто по определению.

Если в сознание человека всё время транслировать картинки о том, как круто отрываться, и не показывать ему ничего про созидание, то, угадайте, к чему он будет стремиться - к звёздам или корыту с похлёбкой? К сожалению, реклама вполне сознательно гнёт шею потребителя вниз, так что в массах смотреть в будущее уже становится неприличным - "светлое будущее, гы-гы!", а вот "брать от жизни всё" не подпадает под статью УК, а фактически является императивом нового поколения. Того самого, которое ещё ничего не сделало, и даже не попыталось, а уже всё из себя креативное и продвинутое, потому что купило последнюю модель Самсунга или Эпл. Вам-то смешно, но из наших лесов это так и выглядит, и это вовсе не весело.

Люди разучились радоваться жизни, если их развлечения не связаны с затратами. Отдых - это где-то в Европе, ну на крайняк в Турции; а в промежутках можно заливать печаль-тоску где-нибудь в кабаке. Видели ли вы рекламу, например, лыжных прогулок, которые можно каждому у нас в стране осуществлять практически бесплатно? Понятно, что в каждом из нас ещё остаётся частичка русского и советского, и именно она гонит людей и на лыжные трассы, и в тур-походы "дикарями", и на курсы рукоделия - но всё это, как вы понимаете, не тренд и не тенденция. Тренд - это куда зовут телевизор, радио, глянцевые буклетики в местах скопления людей и так далее. И вот они заняты пропагандой совсем другого образа жизни.

У меня вообще неоднозначное отношение к отдыху. Лично для меня лучший отдых - это побыть одному, чтобы никто не мешал; как вы понимаете, на этом больших денег не поднимешь, и пропаганда будет всячески убеждать, что так вести себя не круто и вообще, чё ты как лох? Но мне немного пофиг. С другой стороны, я понимаю, что не у всех такая работа и такое отношение к жизни. Понимаю, что когда человек вылазит из шахты после 12 часов под землёй, ему совсем не хочется смотреть кино про шахтёров, и ему надо дать возможность расслабиться. Но у нас сейчас такая экономика, что подобных производящих профессий с каждым годом всё меньше и меньше, и всё больше сфера услуг и прочих бесполезных хомяков. С каких пирогов должны отрываться хомяки, потратившие рабочий день на то, чтобы убедить людей в том, что им надо купить то, что им не надо? Про отношение к торговле и торгашам уже писал ранее.

Пропаганда, которая уже давно выродилась в обычную коммерческую рекламу, всеми способами пытается не грузить хомяка всякими возвышенностями, потому что он поморщится и уйдёт смотреть западную картинку с кисельными берегами, и пофиг, что там враньё. В итоге остаются одни сопли с сахаром, которые текут хомяку на темечко, пригибая его и без того невеликий разум в сторону кормушки, подальше от горизонта и не дай бог чего повыше. Причём делается это осознанно - не в плане пригибания, а в плане "не надо ему сложностей, ему бы чего попроще". Таким образом происходит тотальная деградация культуры и прочих социальных отношений - все всё понимают, но изменить ничего не пытаются, потому что иначе проиграешь конкуренцию и тебя сожрут. Вот такие вот достижения "цивилизованного общества", к которому мы так стремились из лапотного "совка" - когда праздность выигрывает у работы, это уже диагноз и почти что приговор.

Недаром практически нигде в "свободном" обществе вы не увидите на больших экранах... простого человека. Быть сварщиком, шахтёром, водителем, да даже учителем - это не модно и не престижно. Вот бизнесменом, стилистом или даже гангстером - это круто. Нет пропаганды созидания, а есть пропаганда потребления - получите. Быть простым человеком сейчас стыдно, поэтому хомяки и лезут из кожи вон, чтобы стать каким-то непростым, и уж им помогут и подскажут, сколько это будет стоить... Уже дети в детском саду начинают мериться гаджетами, что уж говорить о взрослых особях.

Сложно что-то предложить для изменения ситуации. Рекламу праздности надо устранять с больших экранов, эт точно, но вот только как, если все бизнес-модели СМИ построены именно на рекламе? Только национализация, только хардкор! :) Уверяю вас, простые люди только тремя руками "за" устранение рекламы отовсюду - посмотрите, например, как бы выглядели наши города без рекламы. В интернете тоже можно навести порядок, и сайты без рекламы будут пользоваться бОльшим интересом, также просто из соображений удобства пользователей.

Я уже писал в старой статье про жизнь не по средствам, что современной экономике выгодно загонять хомяка в долги и лишать его перспектив, а не давать ему пути к развитию. Скажем, имея на руках 1000 рублей, рачительный хозяин потратит 500р и отложит 500р на "голодный годик", обычный человек потратит все 1000 и будет надеяться, что получку дадут вовремя, а хомяк под гнётом пропаганды возьмёт кредит ещё на 500р и купит какой-нибудь новый Айфон, хотя он ещё и из старого не вырос. В итоге назавтра у рачительного ещё остаётся 500р - за счёт того, что он немного сэкономил вчера; у обычного по карманам мыши пищат, а у хомяка ещё и долг по кредиту, да с процентами... А если сравнивать в лоб, в рамках одного дня, то, конечно, хомяк крутой - у него Айфон, не что у какого-то там быдляка...

Кружит голову нашему брату проплаченная сволочь, как бы это грубо не звучало. Надо это понимать и соответственно к этому и к этой сволочи относиться. И кроме нас, простых людей, никто не заинтересован в том, чтобы мы жили собственным умом, а не чьим-то другим.

Надо парадигму всего общества менять. Потому что общество потребления так и будет вести нас в сторону от перспектив и пути развития. Оно генерирует привлекательные картинки и использует низменные инстинкты, чтобы обмануть хомяка и увести его с дороги, которая полезна ему самому, на ту, которую запланировали в своих бизнес-планах большие дядечки. Скажете, паранойя и ретроградство? Да нет, просто логика и критический взгляд на жизнь.

Нужно осознание нелепости пластмассового мира в народных массах. Не уверен, что этого можно добиться без помощи СМИ - даже скорее наоборот, под прессом оных - но если не пытаться, то ничего и не получится.

>>> Продолжение статьи >>>

психология, размышления, политика

Previous post Next post
Up