К дереву Вак-Вак через деревья Солнца и Луны со всеми остановками.

Jan 21, 2021 19:51

На примере данного материала мы постараемся проследить, как образ древнегреческого оракула вещего дерева отражается и преломляется различными культурами: древнеармянской, сирийской, древнерусской, эфиопской, арабской и персидской; и спустя много веков преображается под влиянием восточной традиции.


Read more... )

pflanzen, bizarre, bucephalus, in angello cum libello, Шахнаме, lors fut ouy ce mot trinch, alexander romance, Κλειώ, elephants on parade, iran, Восток - дело тонкое, sapere aude, asia

Leave a comment

Comments 21

pigdeon January 21 2021, 21:11:50 UTC
Мандрагора, Иггдрасил и прочие психоактивные растения выражают вам свою благодарность.

Reply

wutheringkites January 21 2021, 21:18:10 UTC
и я о них с нежностью думаю, однако на этот раз ограничила себя, с трудом, конечно, рамками Alexander Romance)

Reply


alexspet January 22 2021, 10:40:29 UTC
Если очарование волшебных сказок и поэзии мусульманского Востока можно объяснить красотой переводов, то персидская миниатюра и её отпрыск - миниатюра Великих Моголов прекрасны сами по себе, их магию никакими влияниями не объяснишь .)))

По поводу предсказаний и фатальной их неизбежности: какая-то высшая справедливость в этом присутствует, да! И негоже всяким авантюристам вмешиваться и путать всё во временах и пространствах! Короче: "Готовься к смерти, Леопольд!"))

Reply

wutheringkites January 22 2021, 15:39:57 UTC
Согласна полностью. Кстати, в Сказка о Хасане басрийском (1001 ночь) тоже говорится о дереве вак-вак, и именно там, оно, пожалуй наиболее сильно сближается с вещими деревьями, поскольку дерево вак-вак не является вещим, оно лишь бормочет слово "вак-вак", но в сказке о Хасане оно славит создателя и говорит только на восходе и закате подобно деревьям Солнца и Луны ( ... )

Reply

alexspet January 22 2021, 15:50:48 UTC
О справедливости всё верно, я просто экстраполировала свои собственные чувства (детские ещё) при таких сюжетных поворотах (надеюсь, я не одна такая!- хи-хи): фатум - всё видит, фатум не обманешь!))

Спасибо за Хасана басрийского, давно читала - подзабыла уже! Очарование арабских сказок ведь тоже из детства - уже не разлюбишь никогда!

С нетерпением жду продолжения!

Reply

wutheringkites January 22 2021, 15:59:35 UTC
сначала, вероятно, будет пара выпусков про роман не про это, потом про один интересный казус с неожиданной иконографией Буцефала из-за фразы на старофранцузском (ну и тамплиеров туда же), и вот сразу после этого как логическое продолжение начнется восток-запад-восток-запад, вот там обещаю множество интересных миниатюр!

спасибо за интерес)

Reply


drugoj_m January 22 2021, 10:43:59 UTC
Спасибо, чудесно!
Вещие и говорящие деревья - это отдельная большая тема, а из "голов животных на ветвях", по-моему, самыми поздними были овечки-на-ветках-целиком, причём имелся в виду хлопок.

Reply

wutheringkites January 22 2021, 15:46:08 UTC
Это слишком большая тема, поэтому я сознательно ограничила себя рамками Романа об Александре.

Одно из самых поздних, что мне известно - это японское дерево Дзиммэндзю, но оно не вещее, головы просто улыбаются и смеются, полагаю, что это ниточка от дерева вак-вак.
https://en.wikipedia.org/wiki/Jinmenju

Вы случайно не знаете, что такое миробалан? Слишком много версий.

Reply

wutheringkites January 22 2021, 15:47:33 UTC
что такое "овечки-на-ветках-целиком"? ничего про это не знаю, знаю лишь про овечьи хвостики:-)

Ах, дело не шутка, ведь наша малютка,
Бо-пип, потеряла овечек.
Пускай попасутся - и сами вернутся,
И хвостики с ними, конечно.

Бо-пип задремала и тут услыхала,
Как рядом топочут копытца.
Проснулась - и что же? - ничуть не похоже.
Никто и не думал явиться.

Взяла посошок и пошла на лужок
И твердо решила найти их.
И впрямь углядела - но странное дело! -
Ведь хвостиков нет позади них.

Давно это было, и долго бродила
Бо-пип, и скажите на милость! -
За рощей кленовой на ветке дубовой
Висели хвосты и сушились.

Reply

drugoj_m January 24 2021, 19:18:40 UTC
Конфуз: не нашла книгу, где была иллюстрация про хлопок-овечек. Хотя отлично помню страницу и саму картинку... ( Вывод: пора убрать в доме!). Зато в процессе поисков обнаружила много чего.

Да, картинка - не та, но подобная - конечно, нашлась в интернете, вот она:


... )

Reply


ikadell January 22 2021, 23:29:41 UTC
Ну если ни один комментатор доселе не передал привета Александру от Лаурелин и Тельпериона, то привет ему, привет:)

Reply

wutheringkites January 23 2021, 17:40:21 UTC
свой привет также шлют Грут, корова-яблоня Крошечки Хаврошечки и капризная Роза маленького принца)

Reply

ikadell January 23 2021, 19:26:39 UTC
Но разве там тоже были дерево солнца и дерево Луны?

Reply

wutheringkites January 23 2021, 20:10:37 UTC
нет, они просто присоседились в качестве разумных, говорящих растений)

произведения Толкина я читала только в детстве, вселенную Толкина знаю очень плохо, т.е. я про него, если честно, скорее знаю в связи с Беовульфом, поэтому мне интересно, распределял ли он их (Лаурелин и Тельпериона) по родам, и если да - то как; на англосаксонском солнце "sēo sunne" - было женского рода, а луна "sē mona" - мужского, в немецком до сих пор die Sonne (ж.р.) и der Mond (м.р.),

добавлю, что у греков солнце ἥλιος - м.р., а луна Σελήνη - ж.р.

Reply


drugoj_m January 24 2021, 19:22:50 UTC
Да, и ещё наткнулась на интересный пост, я поняла, что там средневековье случайно, но - интересно:

https://agritura.livejournal.com/172199.html

Reply

wutheringkites January 24 2021, 21:27:11 UTC
спасибо, посмотрю

и вот смотрите, в греческом оригинале у нас был опобальзам, а начиная с древнеармянской версии V века вместо него фигурирует миробалан, и ещё интересно, но этот фрагмент "описания и анализа" в пост не влез - ни на одной из иллюстраций не изображены кипарисы, хотя в почти во всех версиях деревья солнца и луны описываются как кипарисы, впрочем, это понятно, видимо, художники хотели изобразить что-то более волшебное; и ещё, в греч. Эпистоле напрямую не сказано, что это были именно кипарисы: "Посреди этой рощи произрастали похожие на кипарисы деревья высотой в сто футов" и надо было поцеловать их извивающиеся корни - это уже на болотный кипарис похоже, но он только в Америке произрастает, в Европу его только в XVII веке завезли

Reply


Leave a comment

Up