talos principle

Apr 08, 2020 16:58

играл в эту игру аж с год назад, но всё откладывал написание мемориального поста. а написать стоит, потому как игра весьма небычная и поднимает в голове бурю мыслей. это просто невероятно, что столь тонкосюжетную игру наваяли авторы дуроломного serious sam.




сейчас вроде как подходящее время, потому как человечество совсем как в этой игре столкнулось с некой глобальной угрозой. только в игре угроза была сурова и неотвратима, и перед лицом неизбежного вымирания люди задались задачей сохранить всё что у них было и постараться кому-то передать дела. создать органического наследника за короткое время было невозможно, поэтому творение разума традиционно возложили на эволюцию. но разума искуственного, живущего в симуляции.




всю эту историю приходится собирать по крупицам вместе с главным героем - очередной версией ии, проходящей проверку на успешность. собственно игровой процесс как правило не представляет из себя ничего особенного - трёхмерные головоломки от первого лица с использованием окружения, причём весьма монотонные. насколько я понимаю, по этой причине отсеялось много игроков, но это только украшает идею игры как селекции на должность небиологического преемника человечества. но осмысление предназначения - собственного, искусственного мира, мира людей, самих людей - вот ядро игры.




главный герой живёт в пустом мире, состоящем в основном из разной степени живописности руин, среди которых расставлены задания и компьютерные терминалы. вряд ли симулированный мир развалился за века, скорее всего люди предвидели в каком состоянии их детище застанет материальные свидетельства человеческой цивилизации. готовили к реальному миру, и, как выясняется в конце игры, к реальному телу. готовили, по-видимому, наследника и к одиночеству. по задумке архитекторов искусственного мира, терминалы должны были служить средством доступа к архиву человеческих знаний. но по-видимому создание разума заняло многие сотни лет, так что электронные носители архива, компьютерные сети и прочие основы симулированного бытия начали массово сдавать, в результате чего доступными остались лишь хаотичные частички архива - фрагменты художественных произведений, электронных писем участников проекта, личных дневников разных людей. хотя подозрения об умышленном подборе доступной информации высказываются. также напоминанием о том, что конец этого мира недалёк, служат подрагивающие текстуры, причём чем дальше тем заметнее.




твои предшественники с меньшими версиями обильно высказываются на стенах развалин посредством qr-кодов, формируя фанерозой этого мира. бессловесные предшественники как и полагается остались в криптозое. целые диалоги перед глазами, а растёт только неопределённость. компьютерные философы-самородки сквозь полчища поколений влекут в противоположные стороны. стены хранят даже свидетельства суицидов отчаившихся ии.




тема бога - одна из доминант. у электронного мира есть официальный хозяин - голос с неба, ветхозаветно называющий себя элохимом. он предоставляет набор простых ответов: он - творец, вы - его несмышлённые дети, выполняющие божественную волю, цель - обретение вечной жизни по завершению трудов. единственное правило - не ходить в башню. предмет запрета трудно не заметить, хотя он и не сразу появляется в игре. чем ближе к выполнению официального задания, тем больше вопросов. но похоже, что ответ - в башне. особенно ясно это становится, если всё-таки выбрать дарованную вечную жизнь, оказавшись в начале очередного витка цикла с версией увеличенной на единичку.




и вот возвышаясь буквально в небеса, совершенно недвусмысленно преступая местные законы, ты узнаёшь максимально много о людях, посвятивших свои последние дни созданию этой колыбели жизни, о разрывавших их чувствах на пороге гибели человечества. ты понимаешь многое о долге и выборе. тебя больше не могут остановить уговоры и даже приказы фальшивого теперь уже бога. и ты делаешь правильный выбор. только стоя на вершине этого мира, ты узнаёшь о том, что прошёл испытание. успешный кандидат - единственный результат многолетней работы симуляции переносится в настоящее тело, а симуляция красочно уничтожается. всё было не зря, и ты наполняешься вполне реальной гордостью за людей и оправдавших доверие ии.

на самом деле, в игре столько всего даже не упомянутого, что обсуждения хватило бы на часы. скажем, живущий в архиве электронный помощник, за столетия уединённого сидения на обломках человеческого наследия ставший предельным скептиком и безнадёжным пессимистом, с которым можно говорить и даже спорить. два ии - сторонника противоположных представлений, оставшиеся защищать мир иллюзий и способствовать завершению его цели, которые соответственно мешают и помогают тебе в последнем уровне игры. который, кстати, возможно пройти без помощи, хотя в это и трудно поверить. технические аспекты продления человечества во времени - все эти бетонированные мейнфреймы на гидрокиловаттах. миллионы пасхалок, припрятанные по всей игре..

и ещё одно - игра просто красива. пусть сам геймплей способен вызвать восторг только у поклонников 3д тетриса, но окружение явно сделано с вниманием к художественной стороне. и музыка. она так гармонично дополняет визуальные образы, что иногда хочется закричать, что верю. что там, за пределами искуственного мира, исполняя последнюю волю людей, крутятся жёсткие диски, вызывая священный трепет в душах электронных бестелесных созданий, когда они переходят заснеженную пропасть по подвесному мосту. кстати, вы знали, что вопрос о реальности реального мира нетривиален и всерьёз обсуждается?

такая вот непростая игра, хотя возможно я впечатлился не по делу :)

мысли вслух, дорогой дневничок, я зануда, игрушки

Previous post Next post
Up