Елена Галкина
В последние дни прошлого года, когда простые граждане были погружены в приятные предновогодние хлопоты, российские власти в лицах президента, правительства и Минобрнауки продолжали заботиться о нашем будущем, не покладая ручек и не выключая компьютеры. 29 декабря президент подписал новый закон об образовании, правительство на следующий день издало два знаковых распоряжения, а министерство ещё 25 декабря
опубликовало на своём сайте ряд проектов для общественного обсуждения. И понеслось.
Закон об образовании весьма подробно, на всех стадиях его принятия был рассмотрен научно-педагогическим сообществом и
практически единодушно оценен негативно, хотя это ни на йоту не изменило позицию парламента и президента. Но к его подписанию, по крайней мере, мы были морально готовы. Сюрпризом же оказалось, с каким энтузиазмом и напором этажи вертикали бросились претворять в жизнь букву и, главное, дух оного.
События развивались в детективном ключе. На старый новый год журнал «Огонёк» опубликовал интервью архитектора реформы, ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова. В ходе беседы реформатор поделился своим инновационным взглядом на приоритетные направления российского высшего образования: «Всем очевидно, что в России от четверти до трети вузов никакого отношения к образованию не имеют. У нас ежегодно выпускают сотни и тысячи
заведомо невостребованных специалистов по проектированию летательных аппаратов и машиностроительных заводов, по текстильному машиностроению». [Недавно его вместе с Ясиным
наградили орденом, в чём естественно видеть благодарность заказчика «реформ». В.К.]
Что правящей верхушке РФ не нужно самолётостроение, что политическая воля направлена на окончательное уничтожение остатков соответствующих научных школ как нерентабельных,
мы и раньше подозревали, но столь откровенен Кузьминов был впервые. Цифры набора нынешних первокурсников, определяемые в Минобрнауки, нацелены на 5-6-летнюю перспективу, а не на сегодняшний день. Т.е. проектирование летательных аппаратов Кузьминов видит ненужным нашему государству и через это время. Таким образом,
деиндустриализация и отказ от наукоёмких технологий являются сознательной политикой. [Собственно, это следует
уже из «предпринимательских» поправок в Трудовой Кодекс. В.К.]. Видимо, Кузьминов полагает, что всё, что не востребовано в современной экономике РФ, «никакого отношения к образованию» не имеет. По крайней мере, такие выводы можно сделать из контекста.
Неудивительно, что материал «Огонька» вызвал живой интерес преподавателей высшей школы и других заинтересованных лиц. И на странице интервью один из комментаторов (в
жж, в твиттере - Василиса Перфильева) впервые обратила внимание на распоряжение правительства №2620-р от 30 декабря 2012 года, которо
тихо осело на сайте в предпраздничный вечер и висело бы там вплоть до своей реализации, не замеченное даже профессиональным сообществом. Но документом заинтересовался Иван Курилла, профессор Волгоградского госуниверситета, и опубликовал
ссылку с комментариями в своём блоге, хорошо известном в среде коллег.
Таким образом, распоряжение, содержащее «дорожную карту» политики власти в сфере образования и науки до 2018 г., стало достоянием гласности и было внимательно изучено теми, кто объектом данной политики является. Оказалось, что число учителей средней школы за эти 6 лет планируется сократить на 7,6%, а нагрузку оставшихся увеличить на 19,3%.
Но данные цифры выглядят ещё невинно по сравнению с планами в отношении высшей школы. За 6 лет правительство собирается сократить 44% профессорско-преподавательского состава, иными словами, оставить без работы 139427 специалистов. Сохранивших рабочее место ждёт увеличение аудиторных часов на 28% (использованы
подсчёты В. Перфильевой). При этом число студентов на 1 преподавателя увеличится с 9,4 человек в 2012 г. до 12 в 2018 г.
Но это лишь абсолютные цифры, включающие всех преподавателей высшей школы. В реальности увольнений будет ещё больше. На с.105 распоряжения указано, что в 2018 г. среди студентов вузов должно быть не менее 30% обучающихся по программам прикладного бакалавриата. На 2012 г. их не было вообще, и не удивительно. Как
пишет «Российская газета», «прикладной бакалавриат - программы прежних техникумов, но если раньше техникум давал среднее профобразование, то бакалавриат - это уровень высшего образования». После получения такого образования выпускник сможет сразу приступить к исполнению обязанностей высококвалифицированного рабочего. По программам прикладного бакалавриата будут обучать и колледжи, которые приобретут статус вузов, и нынешние вузы, если имеют соответствующую материально-техническую базу.
Судя по цифрам на с.67 «дорожной карты», количество студентов колледжей (среднее профобразование) к 2018 г. сократится на 30%, а преподавателей и мастеров - на 35% или 74 тысячи. Но в данном случае, судя по всему, эти люди не пополнят ряды безработных, а сменят статус, став преподавателями высшей школы. Если действительно будет так, получается, что работы лишатся ещё несколько десятков тысяч специалистов, преподающих в вузах сегодня.
Как конкретно будет проходить превращение средне-специального образования в высшее предположить сложно, потому что понятие «прикладной бакалавриат» в
новом законе об образовании отсутствует. Вот так: в законе нет, а в распоряжении правительства - есть, и с последствиями, от которых зависят судьбы высшего образования в целом, и десятков тысяч его работников в частности.
Чего же планирует правительство добиться этими мерами? Вы не поверите, но… «повышения качества высшего профессионального образования и развития кадрового потенциала высшего профессионального образования», а также «создания опережающего научно-технического задела в Российской Федерации по приоритетным направлениям развития науки и технологий».
А дабы ректорский корпус повышал качество и развивал кадровый потенциал в дружелюбной и приятной атмосфере, в тот же день 30 декабря 2012 г.
вышло ещё одно распоряжение правительства, суть которого отражена в его названии, что для нормативных актов в РФ большая редкость: «Об утверждении перечня федеральных бюджетных и казенных учреждений, в которых предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждения в кратности от 1 до 8 может быть увеличен по решению федерального государственного органа - главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится учреждение, в отношении руководителя указанного учреждения».
Иными словами, до настоящего момента зарплата руководителей федеральных бюджетных и казенных учреждений не могла быть больше, чем в восемь раз средней заработной платы работников данного учреждения (от этого ректоры и иные начальники очень страдали - приходилось напрягаться и придумывать разные схемы, дабы достичь достойного уровня оплаты тяжкого труда). Нововведение коснется не всех учреждений, а лишь тех, что упомянуты в перечне, в том числе МГИМО, МАИ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МГСУ, РГУ Нефти и Газа, МГТУ ГА, Дипакадемии, университетов путей сообщения, внешней торговли, а также почти всех региональных классических университетов.
Заметьте, речь идёт о перспективе неограниченного разрыва между зарплатами преподавателей этих достойных вузов и зарплаты их начальства (причём только зарплаты!), которая теперь может превышать профессорскую хоть в сто, хоть в тысячу раз.
Если связать эти два документа, логично предположить, что таким способом власти банально и цинично подкупают членов
Российского союза ректоров. Можно не сомневаться, что с такой стимуляцией поддержка ректорским корпусом начинаний партии и правительства только окрепнет.
Правда, оставшимся преподавателям тоже запланирован приз - повышение «средней заработной платы профессорско-преподавательского состава» к 2018 г. до 200% к средней з/п по региону. Но какой ценой? Если в советском вузе средняя учебная нагрузка составляла 600-700 часов в год, то сейчас это обязательно не менее 900 часов, а если будет реализована «дорожная карта», то станет около 1100.
При таком раскладе на повышение квалификации и занятия наукой у преподавателя времени не остаётся (а правительство почему-то ждёт роста удельного веса РФ в мировых научных журналах). Да и качество обучения будет только падать, если студентов в группах всё больше, а времени на них меньше и меньше. В итоге процесс обучения превратится в промышленный конвейер для первичной обработки древесины. Поэтому из вузов по собственному желанию будут уходить те, кто привык работать творчески и качественно. Они найдут применение своему профессионализму - не столько в других странах, сколько в частных вузах, свободных от феодально-бюрократического маразма.
Однако это ещё не всё, чем порадовали нас власти в прошедший месяц. Практически одновременно с распоряжениями правительства на сайте Минобрнауки был
опубликован проект приказа, в котором сильно упрощается процедура отчисления из школы подростков 15 лет и старше. В отличие от распоряжений, этот приказ почему-то сразу был замечен прессой. Не знаю, был ли это сознательный отвлекающий манёвр власти, когда большой и ключевой вопрос затуманивается шумихой вокруг малого, но до боли принципиального. Однако в данном же случае проблема, которую создаёт приказ, не менее важна для будущего России.
Суть документа такова: если раньше для отчисления хулигана необходимо было согласие районного/ городского отдела образования и комиссии по делам несовершеннолетних, то Минобрнауки предлагает наделить такими полномочиями сами школы. Причём изгнать из школы можно будет как за неуспеваемость, так и за:
- неоднократные дисциплинарные проступки;
- появление в школе в состоянии опьянения;
- аморальный проступок;
- негативное влияние на других школьников;
- совершение уголовно или административно наказуемого деяния на территории школы.
Расшифровка этих ситуаций в приказе отсутствует, т.е. решать, негативное влияние оказывает ученик на своих друзей или позитивное, будут учителя.
Многим учителям и родителям этот приказ нравится. Говорят, хулиганы в последнее время совсем распоясались, и ведут себя почти как в сериале Гай-Германики «Школа», а управы на них нет. И всё равно отчисление останется чрезвычайной, крайней мерой, потому что сопровождается огромным количеством отчётов и объяснений дирекции «наверх». Так, например, считает известный учитель истории, автор школьных учебников Леонид Кацва.
Но надо видеть контекст приказа: он появился не в вакууме, а вписан в симфонию нового закона об образовании, 83-ФЗ и федеральных образовательных стандартов. Хотя закон даёт право на получение бесплатного среднего полного образования (11 классов), статья 43 Конституции РФ гарантирует обязательность только основного общего (9 классов). Это принципиальный момент. Если нарушитель школьных порядков достиг 15 лет и уже учится в 10 классе, из статей 43 и 60 Закона об образовании следует, что он может быть отчислен из школы со справкой без обязательного перевода в другое учебное заведение, проще говоря, в никуда. Далее этот человек имеет право получить бесплатно среднее профессиональное образование (пойти в колледж фактически с потерей года), но не закончить школу.
2013 г. - начало обширной коммерзиализации средней школы. Начинают в полную силу действовать все законы и акты, легитимирующие этот процесс. Заметнее всего пострадают ученики старших классов, которым стандарты бесплатно гарантируют очень куцый набор знаний, большая часть которых совершенно не пригодится при поступлении в вуз (физкультура, ОБЖ). Это вызовет неизбежные конфликты старшеклассников из малообеспеченных семей с администрацией школы… А приказ Минобра поможет директорам разрешать такие споры оперативно и однозначно в свою пользу. Тем более, под «негативное влияние» можно подвести что угодно, вплоть до рассказа одноклассникам о митингах протеста или изложение теории прибавочной стоимости. Платежеспособные родители с готовностью подтвердят.
Одно радует в этой мрачной картине. Даже если всё это сбудется, исторический опыт гласит: встреча профессуры, уволенной из вузов, с подростками, изгнанными из школ за политику, неизбежна. И последствия не заставят себя ждать. [и учитывая уже появившиеся
пособия, предостерегающие школьников «от экстремизма», о последствиях знают и пытаются страховаться. В.К.].
http://rabkor.ru/dorozhnaya-karta-likvidacii-obrazovaniya P.S.
Интересная дискуссия на тему реформы образования в понедельник