В связи с грядущими
новинками в ЖЖ, которые должны добавить нам возможностей по
монетизации своих журналов, решил попробовать изложить ситуацию так, как я её понимаю. Но перед тем как коснуться самих новинок, будет не лишним сказать и о самой монетизации.
Такого понятия как цивилизованный бизнес у нас нет. Подтверждение тому можно найти в том, как встречаются такие понятия как монетизация, заработок и т.д. некоторыми, я бы даже сказал большинством, пользователей. Слово заработок непроизвольно ассоциируется с разведением срача, т.е. без мысли о взаимной выгоде. Конечно, полностью исключить существования этой стороны монеты не возможно, но ведь есть и другая.
Что плохого в монетизации журналов? Что плохого в заработке? Для того чтобы жить человек работает и получает деньги - это реалии жизни. Если его труд вполне адекватен и полезен другим, то почему он не должен брать за это деньги? Альтруизм это конечно хорошо, но и быть нахлебником, тоже не выглядит привлекательным. В общем, основная проблема в вопросе монетизации журналов сводится к тому, что считать вменяемой рекламой, а что срачем.
Понятно, что реклама не должна быть скрытой. Ваш читатель должен чётко видеть, что относится к заметке, а что является рекламой. Именно такое разделение я считаю вполне цивилизованным вариантом монетизации журнала. Даже оплаченный репост, вокруг чего и разгорелись споры, должен быть обозначен соответствующим образом. Ещё раз - в рекламе нет ничего плохого, как и в предложенных способах заработка на ЖЖ. Мы легко фильтруем такие вещи.
Возможно, что было бы неплохо ввести, хотя бы платную, функцию скрытия подобной рекламы, но не суть важно. Если журнал, в котором присутствует реклама, а она по дефолту есть в бесплатных акках, вам не нравится, вы можете отфрендить и/или не читать его. Думаю, что и AdBlock может быть актуальным, по крайней мере, по отношению к Self Promo. Отдельно хочу отметить, что грядущие новинки никак не коснуться тех, кто не захочет ими воспользоваться. Ну а теперь, о самих новинках.
Блок рекламы Self Promo
Self Promo (с англ. самореклама) - это рекламный блок, вставляемый в конец всех заметок журнала, с оплатой за время размещения. Выглядеть он будет следующим образом:
Как вы видите, спутать его с чем-то другим будет проблематично. Остаётся правда неясным как именно это будет реализовано, т.е. в виде JavaScript или как статическая вставка? Дело в том, что при статической вставке мы получаем динамический контент, да ещё и со сквозной (размещённой во всех заметках) ссылкой. Понятно, что ссылку можно и прикрыть тем же rel="nofollow", но от динамического контента это не избавит. Поэтому предпочтительней выглядит именно вариант с JavaScript.
Однако тут возникает и другой вопрос. Что будет если в журнале уже куплено одно такое Self Promo размещение? Как я понимаю, будет использоваться очередь, т.е. для того, чтобы появилось следующее рекламное объявление, предыдущее должно исчерпать своё время. Это логично, потому что оплата идёт за время размещения, а не за количество показов или кликов. В тоже время, если будет актуально последнее, мы можем получить ротатор объявлений.
К слову, лично меня несколько смущает идея сквозных объявлений. Такая штука хороша в случае тематического журнала или для брендовой рекламы. В противном случае рекламодатель получить нецелевой трафик из-за отсутствия контекстовости. Поясню. Например, речь идёт о журнале, где публикуются заметки на разные темы. В одной заметке говорится о SEO, а в другом об отдыхе в Турции или ещё о чём-то подобном. Так получается, что купленное Self Promo объявление, скажем об услугах SEO-агенства, в заметке о Турции будет выглядеть уже не актуально.
Платный репост
Платный репост - это инструмент, позволяющий автору заметки распространить свою информацию и заработать распространителям, или заработать автору заметки на распространителях его информации. Главное, что вы вправе решать - использовать ли вам эту функцию или нет.
Самый волнующий вопрос - копирайт. Понятно, что автор заметки может и сам где-то её скопипастить. В этом случае могут пострадать и репостеры, которые автоматически становятся соучастниками нарушения авторских прав. По идее всю ответственность должен нести автор заметки, но однозначный ответ я дать затрудняюсь. Понятно и то, что сам репостер может скопипастить заметку, которой присвоено платное распространение. Но тут ответственность несёт сам репостер. Идём дальше.
Что касается заработков на репосте, то тут есть один интересный момент. Дело в том, что такой процесс должен как-то контролироваться. По всей видимости, это будет происходить следующим образом:
- вы делаете запрос на репост заметки в своём журнале;
- автор заметки обрабатывает запрос:
- если его всё устраивает, он подтверждает запрос - репост публикуется в вашем журнале, а вы получаете жетоны;
- в случае если автора заметки что-то не устраивает, он может и отказать в репосте, а значит какждый остаётся при своём.
Такой вариант вполне логичен и исключает неэффективный расход жетонов автором заметки. В тоже время, репостер тоже ничего не теряет, т.к. репост будет опубликован только после его оплаты и автор заметки не сможет как-то на этом смошенничать.
Френдтоп
Ещё одна платная услуга, которую я назвал френдтопом. Её действие я понимаю следующим образом. Если вы хотите, чтобы ваша заметка была увидена вашими френдами, не зависимо от даты её публикации, можно оплатить данную услугу, чем-то напоминающую функции показывать всегда сверху.
Как я понимаю, здесь должен быть один нюанс. Никаких всегда! После того как читатель увидит вашу заметку в своей френдленте, в дальнейшем, она займёт своё обычное положение. С учётом разовой оплаты, это вполне закономерный вариант. В тоже время, было бы неплохо как-то визуально отмечать такую внеочередность, но это уже мелочи. Фишка очень хороша и явно будет востребована.
Гранты на 30 млн. жетонов
Илья Дронов затронул и
анонсированную в прошлом году тему грантов, но опять же - не вдавая в подробности. Как я понял, эти жетоны не будут раздаваться бесплатно, но их можно будет заработать. Другими словами, ЖЖ выступит первым, толчковым рекламодателем или как-то так.
Вывод заработанных жетонов
Об этом вообще почти ничего не сказано. Известно лишь, что такая возможность будет, но как именно непонятно. Будут ли это чеки как в AdSense или можно будет вывести на тот же кошелёк WebMoney? Если судить по способам оплаты в магазине ЖЖ то да, вариантов будет много.
Для тех же, кого интересует вопрос с налогами - их вы будете платить самостоятельно, СУП платит налог только со своей прибыли, а за вашу прибыль он отчитываться перед налоговыми службами не будет.
В общем, спешить с выводами пока рано. Ясно одно - шары не будет! Понадобится работать, работать и ещё раз работать. Даже в майские праздники, с которыми я вас и поздравляю. Благодаря американским рабочим, мы имеем этот красный день календаря, на Украине даже два дня, и 8-часовой рабочий день. Однако помните, что труд того, кто решит зарабатывать в сети Интернет, зачастую далеко не нормирован. Спасибо за внимание. Удачи!