Кургинян "Красная Весна". Аннотация. Часть 2.

Oct 15, 2014 19:09

Продолжение. (Начало тут).

Коммунизм, Европа, Человечество. Сверхцель и Норма.

Описание коммунизма у классиков.
"Никто из классиков не дал внятного описания коммунистического общества. Из их описания было ясно одно. Что это общество всеобщего счастья. Общество, в котором не будет эксплуатации. Общество, в котором человек перестанет быть жертвой неумолимых общественных процессов, порождающих кризисы, войны. Классики очень скупо говорили о том, что в этом обществе не будет не только эксплуатации, но и так называемого "отчуждения", порождаемого разделением труда. Говорилось также о прыжке из царства необходимости в царство свободы. Какой свободы? Поскольку классики под "необходимостью" имели ввиду зависимость человека от двух не до конца ему подвластных стихий - природы и общества, пронизанного классовыми антагонизмами, то не было ясности в том, как понимают классики свободу от природы?...
А вот о чем говорили все - и классики, и самые смелые обновители - так это о том, что сначала коммунисты сокрушат окончательно весь мировой капитализм. Потом они начнут строить - опять-таки в мировом масштабе - коммунистическое общество. И долго-долго будут строить его. Уже став перед этим всемирным, всечеловеческим "некапиталистическим Целым"... Даже Сталин, наиболее резко отступивший от от основополагающих коммунистических постулатов, никогда не говорил, что коммунизм может быть построен в отдельно взятой стране!

Но как бы пунктирно ни описывали светлое коммунистическое будущее, они сходились в том, что в этом счастливом будущем будут раскрепощены резервные человеческие творческие возможности, что это будет эра всеобщего творческого раскрытия, эра обретения человеком и человечеством полноты, целостности, подлинности, творческого единства со своей "сущностью". Империализм убивает моцартовское начало даже в тех, кто в высшей степени расположен к его раскрытию. Коммунизм же пробудит это начало даже в тех, кто отчуждён от этого, спящего в нем начала. Коммунизм разбудит это начало в каждом. В этом смысле он и является Весной - временем пробуждения от зимнего сна. И разбужено будет в каждом именно творческое начало. Можно ведь и другое начало разбудить - низшее!
Разбуженное низкое начало - это Черная Весна.
Разбуженное высшее начало - это Красная Весна.
А разбудить высшее начало можно в каждом человеке. Да-да, именно в каждом!
Расходясь в частностях, споря до хрипоты по вопросу о содержании этого высшего начала, о предельных (или беспредельных) возможностях такого очеловечивания (использую это слово по аналогии с исихастским обОжением), все классики сходились в главном.
В том, что коммунизм разбудит высшее начало. Что завершив предысторию и начав историю подлинную. Да-да, начав, а не закончив Историю! Всечеловеческое царство разбуженного высшего начала - вот что такое коммунизм для Маркса и Энгельса, Ленина и Плеханова, Богданова и Луначарского, Сталина и Троцкого - для всех!
Что это за начало... Как оно будет разбужено... Об этом спорят... Но что речь идёт именно о всечеловеческом царстве разбуженного высшего начала... Это - рамка коммунистического консенсуса. Она же - принцип Красной Весны. (89,12-13,15)
"Построение коммунизма - это суперцель. И не всемирно-историческая, а сверхисторическая ("из царства необходимости - в царство свободы")." (88,16)

Так что же произошло на XXII съезде КПСС (а также до и после него?)
Без всяких споров и возражений произошел демонстративный "выход за рамки коммунистического консенсуса", отказ от основополагающих принципов коммунизма, т.е. полный отказ от Содержания при неизменной Форме. Форма, лишенная своего содержания, уничтожающая прежнее содержание, теряет Смысл. "Картинка" теряет цельность. И тогда начинается поиск нового Смысла, новой (иной) цельности.
И вот...

Буржуазная (европейская, западная) Норма.
"Сидит работник Первого ГПУ КГБ в какой-нибудь Австрии... Или даже в ГДР (это намёк?;))... И видит. что в отличие от его собственной Родины, здесь всё устроено нормально. Нормальные аккуратные люди живут в нормальных аккуратных городах с черепичными крышами, подметенными мостовымипокрашенными аккуратнейшим образом лавочками, подстриженными газонами. уютными кофейнями и пивными. Нормальные люди не бегут куда-то с вытаращенными глазами, а чинно идут, раскланиваясь друг с другом. Их жизнь ничуть не менее регламентирована, чем жизнь воюющей армии. Но это совсем, совсем другая регламентация. Механистичность этой жизни трогательна и сентиментальна. Это не механистичность пресса, штампующего заготовки. Нет. эта механистичность скорее напоминает функционирование часов на башне городской ратуши. Мелодичный бой в строго положенное время... Изящные фигурки, появляющиеся в строго положенный момент и чинно следующие одна за другой.
Конечно, мир кипящих страстей обладает исключительной привлекательностью. Но мир спокойствия и размеренности, вежливости и чистоты, мир приветливой упорядоченности... У этого мира есть своё огромное обаяние. Попадая из мира, в котором это обаяние напрочь отсутствует, в мир, состоящий из чистоты, аккуратности, спокойствия, корректности, размеренности, умильности, советский человек испытывает нечто наподобие шока. Нет, он не перестаёт добывать секретную информацию, рисковать при этом, исполнять служебный долг. Но если иноземная умильность по каким-то причинам оказывается созвучна строю его души, он начинает её любить. Ему ещё в разведшколе внушали, что такая любовь должна уравновешиваться идеологической ненавистью к стране, входящей в империалистический блок. Но чтобы уравновесить чувство умиления при виде прибранности, причесанности, упорядоченности их "буржуинской жизни" чувством идеологической ненависти к чуждому началу, за красивым фасадом которого скрывается фундаментальное зло, нужна КПСС, как вдохновитель всего на свете. Мобилизационной по своей сути любви... Мобилизационной же ненависти...
Но, при нулевом мобилизационном потенциале умиление их нормальной буржуазностью может породить только одно - желание, чтобы к тебя на Родине тоже всё было так же нормально, как и у них. Это и есть типичный "пэгэушный патриотизм". Пэгэушник - от ПГУ (Первое главное управление) КГБ СССР...

Однако, Что же это такое "нормальная жизнь"? И существует ли она, если под ней иметь ввиду не просто комфорт, потребительство, чисто плотское благолепие?
Подлинно комфортная жизнь изобретена Западом. Она отнюдь не сводится к любому - даже самому изящному и деликатному - потаканию плоти. Как и всё великое, идеал нормальной жизни метафизичен по своей сокровенной сути. Суть эта в том, что рай земной невозможен в силу неискоренимости злого человеческого начала. "Что вы ни делайте с живущим на земле человеком, как вы его ни воспитывайте, как ни освобождайте от эксплуатации - зло останется и потребует своей доли в предприятии, под названием "человек". Чем яростнее вы будете бороться с правом зла на долю в этом предприятии, тем сокрушительнее будет ваше поражение и тем большую долю зло завоюет в итоге в опекаемой вами от его присутствия предприятии. Да и кто вы такие, чтобы опекать подобное предприятие? Вы сами - такое же предприятие. Вас самих надо опекать! Знаем мы этих опекунов человечества! Чай, не ангелы! Монахи - те реалистичнее! Они на помощь божью рассчитывают. Его именем себя от зла огораживают денно и нощно - обеты епитимья, memento mori... А вы-то, коммунисты, на что рассчитываете? Брежнев или Суслов будут вас от зла оберегать? А они-то сами? А Сталин ваш? А Ленин? - вот что говорят реалисты коммунистическим романтикам, чей проект, по мнению реалистов, обречен на страшное поражение. Что же предлагают сами реалисты...?
Они предлагают для начала признать неистребимость злого начала в существе из плоти и крови, именуемом "человек". Это первый пункт программы, порожденной не низостью, а благородством, не корыстью, а заботой о человечестве. Иначе это пункт программы называется "антропологический пессимизм".
Второй пункт - утилизация зла. Если зло неистребимо, то его надо правильно использовать. Антропологический котёл неисправимого зла, накрытый крышкой исторических "табу", в любую минуту может взорваться. Но если соорудить паровоз и правильно использовать энергию этого зла, то род человеческий может двинуться в правильном направлении. Каковым является не рай земной, а оптимизация доли зла в проекте Человек.
Третий пункт - организация всего, что касается сосуществования неисправимых злых человеческих существ. Если всё регламентировать, задействовать часть зла на благие цели, а другую её часть канализировать в наиболее безопасном, то жизнь станет не благой, но приемлемой.
Четвертый пункт - механистичность, как основа преодоления зла. Источник зла - звериное начало. Оно неискоренимо. Но ведь в механике такого начала нет! И чем больше человек будет "омеханизмен", тем в большей степени он будет очищен от зла. "Омеханизменность" может быть разнообразной - как социальной, так и антропологической.
Социальная "омеханизменность" - это и есть пресловутый немецкий порядок ("орднунг"). (90,5)

Продолжение следует.

марксизм, Политика, Россия и Европа, Кургинян

Previous post Next post
Up