Кургинян "Красная Весна". Аннотация. Часть 1.

Oct 15, 2014 15:31

Следуя заведенной традиции, побудившей меня год назад в Хорватии погрузиться в изучение «Странствий», (и тут, и тут), решил я и ныне скрасить возлежание на египетских пляжах чтением «Красной весны», опубликованной этим летом в 87, 88, 89 и 90-м номерах газеты "Суть Времени". С удовлетворением отмечу снижение театральности и аллегоричности, что делает текст куда более доступным. Однако, структурированность хоть и повысилась, но вовсе не до академического уровня. К сожалению, указанные номера не опубликованы в электронном виде, и потому, вначале мне придётся тезисно изложить краткое содержание, чтобы читатели понимали о чем идёт спор.
Товарищи из Сути Времени - читайте, вникайте, возражайте, учитесь спорить по существу.
Господа - противники Кургиняна, важно услышать и Ваше аргументированное мнение, даже если Вы категорически не согласны с Сергеем Ервандовичем. Потому что нельзя преодолеть чужую метафизику, не обладая собственной. Можно только «отбросить», как это сделал с Гегелем Фейербах. Можно на этом сорвать громкие аплодисменты, но кто бы вспомнил сегодня Фейербаха, если бы его не упомянул Маркс?

Я бы выделил для себя две основные сюжетные линии книги (хаотично переплетающиеся и возвращающиеся "по ходу пьесы"):
1. История СССР
2. Метафизика Истории и коммунизма. Европа, человечество, коммунизм.

1. Итак, один из основных метафизических посылов заключен в вопросе:
- Что есть Игра и что есть История?
"История - это прямая, накалённая общенародная страсть. Страсть к Добру, справедливости. Страсть, направленная на завоевание и защиту Высшего блага, воплощенного в определённом идеале, конечно же, исторически обусловленном...
Когда История по факту противостоит Игре, противостоит ей самым разным образом, в том числе и через уличный глас народа - тогда игра скукоживается, прячется в элитные норы. Когда же История устаёт - игра вступает в свои права.
Игра - это элитная игра, специгра, "игра в бисер", включающая кривляния актёров, исполняющих роли военных и уличных вожаков, а также сценарные разработки режиссёра, выводящего на сцену этих актёров с далеко идущими провокационными целями. Игра всесильная, если История ей не противостоит." (87,13) (Прим. В дальнейшем я буду указывать номер газеты и страницу, откуда взят текст).

В приложении к истории России его следует трактовать следующим образом:
- В 1917 году русская История явилась миру во всей красе, поломав Игру мирового масштаба. Действительная История всегда несёт в себе накалённую метафизику.
Выражением красной метафизики явилась Красная Вера, «Научная Красная Вера», а субъектом - партия, как одновременно и красная церковь, и красное государство.
"Марксизм-ленинизм - это "красная вера" Со своей истиной, со своими символами, своими пророками, своими героями, своими мучениками. На этой "красной вере" держится "Красная Церковь" - КПСС, обладающая всем, чем следует обладать полноценной церкви." (89,13)
«Партия - орден», о котором мечтает Кургинян, идея которого была не чужда и Сталину («Орден меченосцев»). Однако, поставленная в условия жесткой необходимости проведения линейной мобилизации (89/16) «партия-государство» вынуждена была подавить в себе «партию-церковь», полностью подчинить её "партии-государству" не развивая накалённость метафизики, а утилизируя энергию существующей накалённости на нужды мобилизации. По этой причине были «зачищены» все носители метафизических идей, объективно отвлекающие от потребностей мобилизации, не требовавшей для своего осуществления никакого отвлечения на метафизику. В результате, уже к исходу периода правления Сталина, КПСС стала великолепной "Красной Церковью", "обладающей всем, чем следует обладать полноценной церкви, кроме метафизики.
На "красной вере" держится "красный" номенклатурный клир, красный епископат и т.д. То есть идеологическая власть. Но и не только! КПСС - это и ослабленный, и усиленный вариант теократии.
Ослабленный - потому что нет метафизики. Усиленный - потому что в отличие от религии ("верую потому что нелепо!") адресует к научности, к строгой рациональности, к теоретической полноте, к возможности и необходимости сопрягать теорию с практикой." (89,13)
К 1950-му году закончился период линейной мобилизации, появилась проблема выбора между несколькими возможными путями «демобилизации» (89,10 рис.3):
- нелинейная мобилизация (ренессанс красной метафизики), (89,11) Идеологическое обновление, обновлённый и усложнённый коммунизм, предельные основания, метафизика.
- медленное расходование мобилизационного ресурса без всяких изменений,
- «правый поворот», т.е. рынок и многопартийность.

В результате, после множества событий 50-х годов, на ХХII съезде КПСС был выбран «четвертый вариант». Что это такое и почему так произошло?
Версия Кургиняна выглядит следующим образом:
К началу 50-х годов партия, как Форма-1, была формой, заточенной под линейную мобилизацию. Переход к иной модели потребовал бы коренной перестройки партии, с понятными последствиями для большинства партийной элиты. Осуществить такую «перестройку» могла только Форма-2 (МГБ - ведомство Берии). Берия проиграл, и в результате «зачищенной» оказалась именно Форма-2. Но задачу демобилизации никто не мог отменить. Партия оказалась Формой, полностью оторванной от заявленного содержания, это содержание убивающая, и в метафизическом плане окончательно его убившая на своём XXII съезде, задекларировав в качестве цели на ближайшие 20 лет построение «гуляш-коммунизма», дав этому «коммунизму» определение, очень сильно напоминающее западный идеал «Общества потребления».
Где-то с этого момента, можно считать, что «История прекратила течение своё» и в полные права начала вступать уже Игра, всё больше превращавшая Историю в «Специсторию». Вот эту специсторию автор и предлагает "обсуждать, а не забалтывать, подобно т.н. конспирологам" (90,1).
Окончательная очистка партии от метафизики вытеснила метафизику в «андерграунд», в лагерь врагов марксизма и Красной весны. Именно там, в кружках Бахтина и других, родилась новая «черная метафизика» и была (кем-то?) сформулирована (из 17-ти пунктов) новая идеология «Европейской России» (87,13). Параллельно в партийной, спецслужбистской и диссидентской средах появился ««Сгусток настроений», способных к самостоятельному развитию необходимых для Андропова позиций» (90,3). Всё это не могло не привести к возникновению Формы -3, «антисоветского подполья» в рядах КГБ, возглавлявшегося Андроповым лично (Назовём это комитет на основе идеологии из 17-ти пунктов - "К17"), а именно внутри «пятого» управления по борьбе с антисоветизмом и антикоммунизмом К17/5 (либеральное) - Бобков, и внутри «третьего» управления (военная контрразведка) (консервативно-державно-белогвардейское) К17/3 - Цинёв. Общая идеологическая основа - антикоммунизм.
Постепенно сформировалось некий «Коллективный разум К17 (88,4).
Основой идеологии К17 было нечто похожее на турецкий кемализм. Люди из этого круга любили сравнивать себя с младотурками (88,6). Их отношение к народу было аналогично отношению хирургов к пациенту.

Результатом сложной игры данной структуры и явилась «специстория», известная нам, как «перестройка», «постперестройка» (ельцинизм) и «постпостперестройка» (восстановительный период, планировавшийся начаться с приходом Ю.Скокова, но сорванный победой на выборах в США Клинтона, и реализованный Путиным лишь после сговора Клинтона и Буша против Гора). Данную Игру мы наблюдаем во всей красе и поныне. Перипетии Игры подробно разбираются автором на примерах перестройки, событий осени 1993 года и медведевской «Перестройки-2» 2011/12 годов.

Вывод автора: "Наша задача - держать высокий исторический градус постоянно. А ежели он почему-то, тем не менее, снижается, то играть по крупному в интересах народа и государства. Играть и ждать, когда вернётся История. Играть и работать на её возвращение." (87,12)

P.S. Я бы отметил весьма интересные обстоятельства, прямо или косвенно следующие из явленной СЕК «картины мира». А именно, что к членам (или агентам, тут уже надо подробнее разбираться) К17/5 следует отнести, в том числе, Гусинского, Зюганова, Миронова, Лужкова, возможно Медведева и т.д., представители К17/3 - это, вероятно, Рогозин, С.Иванов, Березовский, (как ни странно), Грызлов, Н.Михалков, консерваторы в РПЦ и т.д.
В то же время, Горбачев и Яковлев (равно как и многие другие) не принадлежали к данной структуре, но были «ведомыми фигурами».

Продолжение следует.

марксизм, Политика, Россия и Европа, Кургинян

Previous post Next post
Up