анкт-Ленинград - город особенный. Он не отпускает. Достаточно один раз наступить на него, и вы рано или поздно вернётесь сюда вновь. Это аксиома. Вот и мы вновь вернулись в этот притихший северный город, и шести лет не прошло с предыдущего визита сюда.
Как всегда в предыдущие посещения, город встретил меня ослепительным солнцем и жарой градусов под 30, не прекращавшейся все пять дней моего пребывания здесь. В далёком 2007 году, в
самой первой главе "Петербургских повестей" я ностальгично написал, что Санхтпитербурх очень напоминает Москву, какой она была лет десять назад. Отрадно было видеть, что это замечательное свойство Города-на-Неве сохранилось и в наши дни. Запущенность "лихих девяностых" сменилась яркостью, оптимизмом и богатством. Нынешний Питер как никогда напоминает Москву 2009-2010 годов. Даже может быть, 2012-го. Город заметно повеселел, стал чище и ухоженней, стало намного чище, появилось множество весёлых вывесок, на дорогах увеличилось число автомобилей с вежливыми водителями за рулём, а сами дороги стали намного лучше. И при этом всё ещё нет повально стоящих повюду знаков "остановка запрещена" или "платная стоянка" с дежурящими в засаде мытарями с фотокамерами, которых хлебом не корми, но дай шанс сделать фотку вашего транспортного средства для будущего "письма счастья". Поразительно, но даже в центре города и около вокзалов можно спокойно оставить свой автомобиль и пойти по своим делам, не опасаясь эвакуатора и/или крупного штрафа. При условии, конечно, что найдётся свободное место для парковки. В Москве давно уже всё не так.
Итак, ранним июньским утром пыхтящий паровоз доставил нас в Санхтпитербурх, и я вышел из вагона и ступил на асфальт Московского вокзала.
Первое, что встречает утомлённого путника в зале под крышей Московского вокзала - это чижики-пыжики. Их много, и они - везде.
Известно, что град Петербурх был отстроен Петром I не на пустом месте и, тем более, не на болоте, а на руинах древней цивилизации. Оставшиеся от тех стародавних времён многочисленные артефакты и окаменелости на каждом шагу напоминают нам об этом. Вот - интереснейшая прекрасно сохранившаяся окаменелость девушки с рогом единорога в руках.
Она выглядит будто живая; скорее всего, её окаменение произошло мгновенно - в долю секунды. Что за драма случилась здесь в доисторические времена?
Единорог был зверь страшный и лютый нравом. Ничто и никто не мог укротить его свирепый нрав и привести к покорности. Из легенд известно, что только юным девственницам сие было под силу. Судя по тому, что дева уже держит рог в руке, она смогла укротить грозное животное. Но что могло обратить саму её в холодный камень? Возможно, вслед за единорогом появился василиск.
Ещё одно древнее животное - этакий гибрид собаки, дракона и птицы -, некогда водившееся в этих местах в первобытные времена.
А это - никакая не окаменелость. Это Пушкин.
Пушкины тут выскакивают неожиданно на каждом шагу, как чёртики из табакерки. В этом Санхтпитербурх тоже весьма схож с нашей Москвой.
Легендарная Сидорова Коза. Та самая. Сидор с ног сбился в её поисках, а она - вот она, по таинственному Петрограду гуляет вместе с Чижиками-Пыжиками и гоголевским Носом.
Известно, что счастье, как и любовь, купить невозможно. Но ведьмы - могут купить. Для этого в Санхтпитербурхе создан специальный магазин. Если этот пост читают какие-нибудь несчастные ведьмы, они могут сгонять в город на Неве и приобрести там себе личного счастья.
Для остальных в городе предусмотрена лёгкая эротика:
Этот, без сомнения, интересный музей, к сожалению, в 5 утра был ещё закрыт.
Русалки Аничкого моста.
Бдительное око с высот Олимпа внимательно наблюдает за всем происходящим на улицах города.
Вообще, крылатые шапки - это ещё один сюжет, сохранившийся тут с античных времён и широко распространённый в Санхтпитербурхе и его пригородах: Павловске, Пушкине, Царском Селе, Шлиссенбурхе, Гатчине, Ломоносове, не говоря уже об Ораниенбаумане. Вот - ещё одна летучая шапка с фасада Елисеевского универмага. Она покрывает голову древнего Деда Мороза, не такого, каким его знают сейчас - в виде маленького сентиментального старичка в шубе, обожающего детей, а каким он был в молодости - могучим, великим и гордым. На мешок с подарками он твёрдо поставил мускулистую ногу в крылатых же сандалиях. Тщетно и напрасно доисторический мальчик пытается вытянуть подарок из под его ноги. Сейчас маленький негодяй получит от дедушки по голове добрый удар жезлом, тоже крылатым, кстати.
Рядом расположены ещё две старинные фигуры.
Левая - очень сложная, и тоже отчасти посвящена Пушкину. Она изображает Татьяну, пишущую письмо Онегину. У её ног сидит совсем юный Онегин и читает об этом письме в книге Пушкина.
По другой версии, это - маленький Володя Ульянов (когда он ещё не был Лениным), штудирующий школьные учебники.
По другую сторону угла Елисеевского универсама стоит бородатый человек, держащий в руке необычный корабль. Несмотря на грубые инструменты и простую одежду, благородная осанка этого человека выдаёт в нём благородное происхождение. Этим бородачом мог бы быть Пётр Первый, тоже любивший корабли и переодевания в простую одежду, если бы не борода. Пётр не только гладко брил бороду, но и заставлял делать это всё своё окружение, а те, кто не желали бриться, обязаны были приобретать лицензию на бороду, стоившую очень дорого. Так что, скорее всего, эта скульптура изображает легендарного капитана Немо, а в руках у него - не менее легендарный "Наутилус". Кстати, Немо был человек обеспеченный и вполне мог позволить себе плавать по питерским каналам в бороде. У ног капитана сидит ещё один мальчик. Это - брат Володи Ульянова, делающий глубинную бонбу.
Ещё один очень интересный обелиск XIX века, наглядно демонстрирующий изменения личности в процессе получения культурного образования.
Как и все старые города, Санхтпитербурх имеет много городских легенд. Однажды, давным-давно, город наводнили мыши. Они сожрали все продукты, сгрызли все деревья, загадили все тротуары и угрожали уже самим жителям. Кошки, хоть и очень старались их всех переловить, но силы были слишком неравны. И тогда на помощь пришли совы. Они стали охотиться на вредных грызунов и очень скоро извели их всех. Ленинбург был спасён. В память этих событий жители города из чистого золота отлили скульптуру совы и установили её на главной городской улице. С тех пор она сидит на одном из домов, по-прежнему денно и нощно неся свою стражу по охране мирного города
Увековеченная в бронзе сцена из событий войны 1812 года. Фельдмаршал Михайло Ларивоныч Кутузов руководит ходом сражения из сиреневой чащи.
Старинные идолы, сохранившиеся здесь с дохристианских времён.
Если такого покачать несколько раз, то из под земли начинают доноситься странный гул, звон, словно внизу разбивается некая хрустальная посуда и недовольные голоса подземных людей.
Ещё одна характерная деталь Города-на-Неве, это - изобилие ангелов. Этим Санкт-Ленинград принципиально отличается от Москвы, где, в основном, преобладают черти. Прекрасные создания снуют там и сям, гуляют, сидят в кафе, посещают музеи, а также поддерживают стены домов, шпили башен и кресты соборов.
А вот - два ангела поддерживают Великую книгу.
В мире есть много Великих книг, большая часть из которых хорошо охраняется, т.к. в них зачастую содержатся знания, к которым человечество пока не готово. В Санхтпитербурхе есть, как минимум, три Великие книги. Одна их них, Голубиная, на радость голубям, лежит под открытым небом на набережной Васильевского острова аккурат напротив Медного Всадника. Я писал о ней
во второй главе "Петербургских повестей" ещё в далёком 2007-м году. Вторая,
Книга Узника, хранится в казематах Петропавловской крепости. Лежащая в раскрытом виде в соблазнительной близости от всех приходящих на неё поглядеть и написанная на простом русском языке, она остаётся одной из нераскрытых петербургских тайн, т.к. пока ещё никому не удалось её прочесть, т.к. при любой попытке сделать шаг в её сторону и перешагнуть знак Большой Печати на кафельном полу, срабатывает сирена, в каземате гаснет свет и прибегает свирепая стража дабы выдворить прочь любопытного гостя. Третья Великая книга изображена на вышеприведённой фотографии; она находится на Невском проспекте на фасаде бывшей Голландской церкви Св.Екатерины. Написанная собственноручно Петром I, она содержит завещание великого императора. К сожалению, у Петра Алексеича был очень неразборчивый почерк, и пока что никому не удалось прочесть написанное. По легенде, если завещание императора кто-нибудь однажды сможет прочесть и донести его до общественности, то жизнь в России и во всём мире сразу наладится - прекратятся войны, все станут богаты и счастливы, наладится экология, а цены на всё от керосина до фисташек будут только снижаться день ото дня.
Говорят, только двум людям императорской крови во сне лично явился Пётр I и помог расшифровать написанное в Книге. Это были императоры Пётр III и Павел I. Вскоре после этого оба они были убиты масонами. Силы зла ревностно охраняют завещание великого императора.
Ещё одно типичное для Ленинграда явление - это многочисленные призраки прошлого. Воистину, если Город-на-Неве нельзя назвать Городом Ангелов (поскольку на карте мира уже есть Лос-Анжелес), то Городом Призраков запросто.
Они крадутся у вас за спиной, шепчутся в полумраке белых ночей, шелестят продуктовыми карточками, выглядывают из-за закопчённых оконных стёкол и занавесок.
Большинство из них совершенно безобидны, несмотря на вызывающий подчас внешний вид.
А это я выхожу из парадного на поребрик плитувара Невского проспекта.
-Ры!
Следы древнего города, на руинах которого был отстроен нынешний Санхтпитербурх видны вовсюду. Например, если вглядеться с моста в глубины реки Мойки, то сквозь её хрустально прозрачные воды в глубине можно увидеть остатки древних фортификаций, ныне покоящиеся на дне великой реки.
Дворец купцов Строгановых, известных нам по сериалу "Ермак" и герб с сибирскими соболями и ведмедем на его фасаде.
Над гербом высоко в небе парит старый гриф-стервятник. С такой высоты люди на Невском кажутся ему крысами, бегущими по камням древнего города, а то и вовсе - муравьями.
Пройдя чуть далее к центру города, встретился нам небольшой местный парад. Оказалось, что это - парад клоунов клонов. Это очень красивое и незабываемое зрелище, проникающее глубоко в душу всякого, разбирающегося в красоте.
Но кто же это там шагает дружно в ряд в третьей шеренге?
Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Вообще, Путина в Питере любят. Вот ещё одна скульптура за стеклом одной из витрин на Невском, изображающая его гарцующим на медведе, когда он ехал по стране несколько лет назад, и у него сломалась "Лада-Калина".
- Ры!
Петербургскiя типы:
Котъ-Баюнъ
и Медведъ-Плясунъ
Птитсы Алконостъ и Гамаюнъ Сиринъ
Около моста через реку Мойку расположен ресторан "Вольф и Беранже", куда часто заходит перекусить известный поэт Александр Сергеич Пушкин.
Заведение дорогое, солидное и обстановка там соответствующая.
А вот и сам Александр Сергеич - работает над новым стихотворением "Евгений Онегин".
Руки в мозолях, чернилах, на двух пальцах - лейкопластырь. Музы ленятся, вдохновение не идёт. Не так то легко придумать рифму к словам "самых честных правил" и "не в шутку занемог"...
Не будем ему мешать.
И вновь мы на улице, овеваемые свежим балтийским ветром, дующим в незакрытую форточку, прорубленную великим Петром. Утро вступило в свои права. На улицах всё больше людей и машин.
Приступили к своей работе дворники, убирающие с улиц культурной столицы накопившийся за ночь мусор.
-Ры!
Но вот мы уже и в самом центре Ленинграда. Невский проспект закончился, вернее - здесь он берёт свое начало.
Что же там, дальше? Мы зашли за угол последнего дома и оказались... на краю огромного поля.
-Продолжение здесь- Предыдущая глава