Петербургские повести. Глава 1

Sep 12, 2007 02:13

Петербург - город контрастов.





так, други мои, пришло время написать мне о моей поездке в город Петербурх, расположенный на многочисленных берегах реки Невы, где крейсер "Аврора" плавал, Александр Невский швеев разбил, а император Пётр Первый окно в Европу прорубил.
Город Питер произвёл на меня большое впечатление, настолько большое, что почти месяц по возвращении из него я не мог выйти из ступора и вписаться в нормальный московский ритм. Я почти ничего не делал, не выходил в интернет, не писал новостей в неживой журнал, не ел, не пил, не спал, а лишь сидел сиднем на кушетке, грыз мундштук, да в окно поплёвывал, да постреливал в то же окно из пистолета в пролетающих мух и летучих рыб, покряхтывал, говорил "Эх-хе-хе", и снова грыз мундштук, да поплёвывал в окно, да постреливал из пистолета.

Но вот пришло время взяться за перо за клавиши и приступить к изложению.
Не сразу решил я, с чего мне начать сей цикл рассказов, и решил начать с главного. С обобщения, впечатления и соответствующих выводов.

То всё была присказка, а сказка - вот она, начинается...

Глава 1. Введение в петербургофилизм.

Петербург - вторая столица России (а возможно - первая, смотря, с какой стороны смотреть: если из Европы в Азию - однозначно первая, а из Азии в Европу - вторая, а если из Грузии - то третья...)
Зовётся город сей славный также в народе Северной Венецией, что тоже верно, ибо много венецианских лодочников и гондольеров плавают по городским канавам на своих вёртких судах, катая иноземных туристов и развлекая их венецианскими песнями и историческими анекдотами. Поэтому, гуляя по Петербурху и идя через какой-нибудь скромный мостик, не пугайтесь, услышав из под ног монотонное пение, гудение и вещающий голос: "...а сейчас мы проплываем амфиладу главного амсамбля Зимнего дворца" - возможно, это не призраки первостроителей города, а всего лишь очередная гондола с пассажирами.
Мосты таят другую опасность - они живут своей жизнью. Неупокоенные, стоят они недвижно, чтобы в самый полночный час, когда силы зла властвуют безраздельно, неожиданно застонать, затрястись и разъехаться надвое - и горе пешеходам, оказавшимся в этот миг на мосту: канут они навеки в тёмные и холодные воды реки-Невы и станут добычей спрутов и прочих пучеглазых беспозвоночных чудищ.



Великая тайна окружает питерские мосты; воистину - это одно из пятнадцати известных Чудес Света. Никто не знает - почему они то сходятся, то расходятся. Известно одно - мосты эти существовали задолго до того, как тут был построен город. Финно-угорские легенды рассказывают, что когда-то давным давно, ещё до древних египтян, ещё до прихода на эти негостеприимные берега сыновей Адама, здесь стоял другой город - Мория, и жил в нём чудесный малорослый народ, именуемый чудью, который весело и трудолюбиво добывал из вечной мерзлоты - то алмазы, то мифрил, то - закоченевшего мамонта, пока не появился в этих местах безумный волшебник Гэндальф и не рухнул с одного из мостов в холодные и бездонные воды Невы-реки, всплывя намного позже в совершенно другом месте, и к истории нашей это совершенно никакого отношения не имеет. Только вот, падая в бездну, успел он проклясть мосты, и с тех пор ни один маг не может их навсегда свести вместе и снять зловещее заклятие.

Река Нева - спокойна, величава и очень сильно напоминает Москву-реку, но - намного глубже: на ней постоянно тусуются батискафы и подводные лодки, но мало кому удалось донырнуть до дна. По крайней мере, достоверных фактов об этом нет, иначе это было бы всем известно.









Сперва, осматривая стоящие между узких причалов большие корабли и -особенно- подводные лодки, я долго не мог понять, как они смогли туда пролезть и развернуться, но потом с удивлением обнаружил, что не только корабли, но и сам бетонно-асфальтовый причал слегка качается на воде; оказалось, что он тоже - плавает. Ещё позже позже я был потрясён ещё больше, ибо воочию убедился, что по воде плавает весь Питер.

Люди в Петербурхе - веселы, ярки, открыты, чем выгодно отличаются от жителей любого непортового города. Москвичи более мрачны и угрюмы; очевидно это связано с климатом и производителем пива.
Климат в дни моего пребывания там стоял просто замечательный - очень тёплые, солнечные дни, дожди были кратковременные и все, как один, грибные. Такое ощущение, что я находился не в суровом северном городе, а в одном из южных черноморских городков. Это значительно изменило моё мнение о Питере, как о зимнем городе вечной ночи, основанное на более ранних воспоминаниях.



Питерское метро - очень глубоко, глубже любого из московских тоннелей, тоже очень древних. Первые строители Мории жадно и глубоко копали свои шахты, пока не разбудили спавшее в глубинах земных недр древнее зло. Поэтому истинные петербуржцы никогда не ходят пешком вверх по эскалаторам и, соответственно, стоят на них, как попало. Вниз по ступенькам эскалаторов - ходят, как и в Москве, но вверх - никогда, а на идущего вверх по ступенькам человека всегда смотрят, как на сумасшедшего идиота.
Ещё одна интересная деталь: некоторые станции в центре города оборудованы дополнительными дверями, пропускающими к поезду и открывающимися вместе с дверями вагона - таким образом броситься или упасть под поезд там практически невозможно, придётся сперва ехать на одну из периферийных станций, что одназначно является нарушением Женевской конвенции о правах человека. Мастерство машинистов пертроградского метрополитена заслуживает отдельной похвалы - они никогда не промахиваются и останавливают состав точнёхонько дверь в дверь с дверями, ведущими на перрон станции. Между вагоном и стенкой станции расстояние довольно узкое, но, в принципе, застрять там человек может. Интересно, что случится с застрявшем между стеной станции и вагоном человеком, если всё-таки он туда угодит, двери с обеих сторон закроются, а поезд начнёт движение? Увы, времени на эксперимент у меня не было...
Схемы метро вельми странны и запутанны - в отличие от московского станции пересадок зачастую имеют имеют по четыре выхода в разных направлениях, к тому же на стенах вагонов они расклеяны не столь щедро, как у нас; пытаясь доехать от "Василеостровской" до "Приморской", выйдя на полдороги подышать, я заблудился там и плутал по тоннелям и переходам минут сорок, пока не выбрался на свет божий через какой-то люк.

Кстати, о люках. Это потрясающе!!! В Питере, по крайней мере, в центре, сохранились в большом количестве старинные крышки люков - как довоенные, так и вовсе - дореволюционные. В Москве я знаю такой всего один, а там они - на каждом шагу. Этой стариной, находящейся в прямом смысле под ногами, невозможно не восхищаться. Непонятно, кому они могли помешать в Москве?




Не могут также не умилять висящие везде давно, ещё в начале восьмидесятых, исчезнувшие в Москве советские почтовые ящики с шикарными гербами из пластмассы.



Очень много мотобайкеров, намного больше, чем в Москве, которые ездят по городу целыми стаями. Велосипедов, напротив, значительно меньше.
Ещё в Петрограде явно недостаёт зелени. Центр - просто сплошной камень, не найти ни одного приличного кустика, но и окраины садами не блещут.

Тем не менее, несмотря на красоту и неизгладимое обаяние в городе повсюду чувствуется бардак. Очевидно, что многое зависит от городских властей. Никогда бы не подумал, что скажу такое, но в Питере я невольно зауважал Лужкова, потому что, несмотря ни на что, порядка в Москве сейчас всё-таки намного больше. Может быть, дело в том, что питерский мэр - женщина? Город напоминает квартиру незамужней женщины: всюду запах духов, плюшевые игрушки, лежащие в беспорядке там и сям гламурные и дорогие предметы и текущие в ванной трубы вкупе с неработающим дверным звонком.
А ещё нынешний Питер по атмосфере очень сильно напоминает Москву лет десять назад. Та же запущенность и безнадёга во всём, беспредел на дорогах, милиция в разнообразной и непонятной униформе - гибриде форм повстанцев из первого фильма "Звёздных войн" и подразделений "ваффен СС". Правда, среди питерских мильцанеров встречается намного больше девушек, чем в Москве; в основном они выполняют роль охраны в музеях и при всяких выставках.

Вообще, охрана в питерских музеях - это особая песня. Всем всё пофигу. Например - в артиллерийском музее равнодушно смотрят, как подростки лазают по пушкам и иным уникальным экспонатам, и никак не реагируют. Просто проходят мимо, в крайнем случае - дунут в свисток со словами: "Не гадьте в ствол мортиры, это - имущество. А у нас тут есть туалет", и всё...
Не говоря о фотосъёмке. В любом Московском музее либо категорически запрещают снимать, либо в каждом зале "достанут" с разрешением на фотосъемку. Тут - ничего подобного. Сидят себе, морщатся иногда от особо ярких фотовспышек, но не говорят ничего. Раза два я законопослушно дополнительно к билету покупал разрешение на съёмку, потом - перестал. Всё равно никому до этого нет дела.

Ещё один недостаток по сравнению с Москвой - указатели улиц и номера на домах. В Москве - едешь и видишь название улиц и номера домов прямо из машины; кроме того, в Москве сейчас много больших разъяснительных щитов с названиями развязок и схемами, висящие прямо вдоль автотрасс. В Питере на указателях явно экономят. Те что есть - тоже такие гламурные, кругленькие, в стиле советских семидесятых - надписи на них - мелкие-премелкие, чтобы прочесть, нужно подойти буквально в упор и задрать голову. Вдобавок, вешают их не на углах домов, как это делается в нормальных городах, а где-то посередине фасада. Причём - не точно по центру, а чуть-чуть в ту или иную сторону, так что номер ещё приходится поискать. К тому же, не на всех домах вообще есть указатели. Так что даже при наличии карты города не так просто разобраться со своим местонахождением.
Городская схема в виде книжки, которую я довольно задорого купил в одном из киосков на Васильевском острове, была очень странной. На ней вообще не был указан Васильевский остров. Местные львы просто офигевали, когда я им показывал этот пёрл туристического бизнеса.



В конце концов, я всё-таки смог отыскать на карте крохотный кусочек Васильевского острова. Оказалось, что в издательстве просто забыли вставить в брошюру пару страниц.

На дорогах - полный бардак, тоже напоминающий Москву середины девяностых: водители мчатся так, словно участвуют в каких-то гонках, бранятся, подрезают друг друга, бьются на каждом шагу. В Москве, например, сейчас пропускают пешеходов на переходах, если не каждый водитель, то второй или третий всё-равно остановится и даст перейти дорогу по "зебре"; в Питере - беспредел полный. Начинаешь осторожно переходить - останавливаются только в том случае, если им совсем уже некуда деваться; в противном случае - объезжают, не снижая скорости, газуют, сигналят, да ещё смотрят на тебя с такой ненавистью, словно ты им ногой на яйца наступил.
Возможно, это из-за того, что в Петербурге пока ещё улицы забиты машинами не так, как в Москве, и есть возможность погонять. Немного совсем...
В Москве нарушителей тоже никто особо не наказывает, но высокая плотность движения сама по себе приучила водителей к вынужденной вежливости: сейчас в Москве проще уступить дорогу пешеходу или другой машине, чем искать себе приключений - всё равно через сто метров, скорее всего, остановишься и будешь ползти в очередной пробке.
Когда я через город в час пик ехал со знакомыми на машине от центра на одну из северных окраин, то они жаловались на "пробки" на дорогах и на то, что вынуждены так долго ехать, а я смотрел в окно и думал: "Да, ребята... Не знаете вы пока, что такое - настоящие "пробки", когда за полчаса или за час можно проехать пятьдесят метров. То, что вы называете "пробками" - в Москве давно уже нормальное рабочее движение."

Проблему ещё и усугубляют разводные мосты. В ночное время между водителями начинается настоящая гонка - чтобы успеть на тот или иной мост и проскочить в нужный район города. Это пополняет печальную статистику автокатастроф города. В первую же ночь, когда Акулина (местная автолюбительница, а в дневное время - инструктор по труднопроизносимому виду спорта) катала нас с angy_newt по ночному городу, то мы опоздали на разводку моста и, брошенные ею на произвол судьбы, были вынуждены бродить по мрачному району часов до полпятого утра, пока мост вновь не соизволил сойтись.
Вообще, в Питере это большая проблема: мост разошёлся, и всё - люди отрезаны до тех пор, пока вновь его не сведут. Вдобавок, Петербургское метро заканчивает работу в 12 ночи, раньше даже, чем в Москве. Почему бы, раз в городе такая проблема с коммуникациями, не сделать метро работающим до 4-х утра? Кое-кто возражает на это, что использовать метро ночью невыгодно - не те сборы, чем днём, и вагоны будут ходить почти пустые. Но ведь можно пускать поезда с большим интервалом - не через 5 минут, а раз в 20 минут, например. И люди бы не бродили под дождём по тёмным улицам в ожидании утра.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

люк, клуб путешественников, Петербургские повести, герб, флот, анализы, СССР, мосты

Previous post Next post
Up