Поговорим сегодня о торговле в древности. Традиционно у нас считается, что именно торговля привели к созданию городов и их дальнейшему росту за счет налогов и пошлин с этой торговли а также услуг по обслуживанию этой самой торговли. На эту тему написаны тысячи книг и защищены миллионы диссертаций. Но я, как всегда, все люблю проверить сам, на основе существующих первичных документов. Такими у нас сегодня будут выступать планы крупнейших торговых городов мира.
И начнем мы с города всех городов, Константинополя. Он стоит на выгоднейшем месте, перекрестке древних торговых путей между Азией и Европой. Я тут даже ничего писать не буду, вы сами все прекрасно знаете. По современным понятиям историков властям города, в древности, вообще ничего делать не надо было, только сиди себе на берегу Босфора и снимай с проплывающих кораблей пошлины да налоги. Давайте посмотрим как было на самом деле.
Это план города датируемый 1493 годом, практически один из самых старых, дошедших до нас. (Все фотографии открываются по клику в большом размере .)
Ну вообще то это не город а так, деревня с мельницами.
1572 год .Вот тут уже можно о чем говорить более наглядно. Четко видно расположение города. Я не буду высчитывать, как это я обычно делаю, размеры и население города, за меня это сделал мой френд
crustgroup в своем очень подробном посте:
Семь церквей Апокалипсиса и Вечный город. У него получилась площадь где то 15,6 кв .км. и население не более 30 тыс человек. И я с ним полностью согласен. Как раз получаются те же 2 тыс. человек на кв .км, о которых я уже писал в своих циклах о населении древних городов.
А это русская карта уже от 1710.Самое интересное, что ничего по сути не изменилось. Как так, ведь население Европы и Азии за этот период просто не могло не подрасти? Опять же корабли стали совершеннее и могли перевозить больше груза и людей.
План 1720 года. Внизу видна панорама города со стороны " Перы" , района города на другом берегу залива. Вон он, на предыдущем рисунке, в верхней части плана. И тут я чего то не вижу пристани. Т.е. она может и есть, но явно какая то не очень большая. И это наводит на мысли о не очень большом грузообороте.
1770 год. И опять все тоже самое.Только на другом берегу Босфора, справа по карте, поселение растет. А основной город как был в границах конца 16 века так и остается.
1828. А вот тут поселение, что расположено через пролив, вообще не в черте города. "Пера" же, такое чувство, даже уменьшилась в размерах по сравнению с 18 веком.
1840 год. Середина 19 века. В то время как космические корабли бороздят просторы вселенной пароходы массово вытесняют старые парусники из морей и океанов а население и торговля во всем мире растет как на дрожжах, древний город Константинополь по прежнему остается древним и очень маленьким. Для сравнения
Лондон в эти годы уже 54 кв.км.
А Москва была такой уже в середине 18 века .
1909 год. Ну вот наконец то хоть какой то прорыв. Город таки стал наконец увеличиваться и поглощать окрестные поселения. Причем очень своеобразно, расти стали его части на других берегах залива и пролива. А основной город так и остался в своих границах. Хотя по идее проще таки расти как раз влево по карте, чем пытаться наладить надежное сообщение через большую водную акваторию. И я даже знаю почему так происходило. В начале 20 века у города Стамбул были еще крепостные стены. Стыдоба какая. Точь в точь как у такой же
большой деревни как Пекин. Москва, Лондон и Париж избавились от них еще в конце 17 века.
Нет, это еще не все. Я только начал. Обратим свои взоры на Францию, а точнее на такой город как Марсель. Посмотрим его план из моего старого поста:
Население Франции в 1638 году.
В начале 17 века это была маленькая деревня. Вот тот залив, где сейчас стоит куча яхт и катеров в длину всего то 800 метров. А сама площадь города тогда была не больше 1 кв.км. И это, между прочим, морские ворота Франции, крупнейший порт на Средиземном море.
Я нашел его план через 200 лет, в 1840 году. Да,город очень сильно увеличился, раза так в 4 наверно. Но это по прежнему малюсенькая деревня, никак не соответствующая своему громкому титулу - Морских ворот! Вот явно торговля не составляла большую часть бюджета города. А деньги, что моряки оставляли в портовых трактирах и борделях, были не столь большими, как мы сейчас думаем.
Теперь Россия. Архангельск. Город был создан по прямой просьбе английских купцов и изначально был именно портом а не центром провинции. Процитирую Википедию: В 1584 году, который считается годом основания города, воеводы спешно, «одним годом … поставили город круг Архангельского монастыря»[8]: острог с двойными рублеными стенами, башнями и воротами на север, запад и юг, окружённый рвом с тыном в нём и надолбами перед ним. Напротив крепости на двинском берегу выстроили корабельную пристань, укрепив берег бревенчатым обрубом. Помимо резиденции воеводы и Михайло-Архангельского монастыря, в крепости находились холмогорские и московские стрельцы. Под её стены были переведены на пристань торговые фактории англичан и голландцев . В 1587 г. сюда же были принудительно переселены 130 семей «из Двинских посадов и волостей», образовавших Новохолмогорский посад ...... и на полтора века стало единственным морским портом России. С конца 80-х XVI века Архангельск стал центром русской внешней торговли, приносившим до 60 % доходов государственной казны.
Вот смотрите город образовался в 1584 году. Но люди, почему то, не горели желанием жить в нем. Через три года пришлось принудительно переселять из других мест. Ну как же так? Там же, по мнению современных историков, должно быть хлебное место. А простой народ, почему то, так не считал. Я с трудом нашел два рисунка города того времени.
А это вот фрагмент рисованного плана от 1694 года. В принципе эти два рисунка совпадают. Крепость и высокая башня, что справа видна на первом рисунке. Но города тут в общем то нет. Так, небольшая деревушка, живущая от щедрот английских купцов.
Кстати на всех картах 16 и начала 17 века город называется С.Михаил Арангел. А то и просто С. Михаэль. А рядом всегда "С.Николай". Только вот, почему то, современные историки от этого упорно открещиваются, всячески замалчивая факт, что город назван в честь Святого Михаила Архангела. Хотя официальным гербом города всегда была его икона.
Для справки, Петербург назван в честь Апостола Петра, а не Петра Первого, как многие думают. Если интересно, то у меня есть пост ,
в честь кого на Руси конца 17 века корабли называли. Вас ждет много интересных открытий.
Вернемся в Европу. И посмотрим на такой город как Амстердам.
Процитирую текст с одного сайта, оттуда же взял часть планов города:
Как и подавляющее большинство других древних городов, Амстердам возник на воде, причем в дельте главной европейской реки - Рейна (формально это реки Эй и Амстел - рукава Рейна), заняв идеальную позицию распределителя поступающих с суши ресурсов. Именно поэтому на верфях Амстердама и стало возможным массовое судостроение - лес (пока его было достаточно) сплавлялся по Рейну.
Несколько удивляют достаточно скромные размеры Амстердама, если учесть мощность голландского флота в период его расцвета, одна Ост-Индская компания чего стоит. Может быть все силы голландцев ушли на колонизацию новых земель? И действительно, куда ни ткни в 18 веке крепости строятся голландцами или с их помощью. Опять же Нью-Йорк - первоначально Новый Амстердам, планы Петербурга тоже под названием Новый Амстердам были. Но почему и куда все делось? Англичане, говорят перехватили инициативу. Но почему тогда саму Голландию не англизировали? Это, как бы риторические вопросы без ответов.
Автор точно подмечает несуразности между размерами города и его, заявленной современными историками, торговой мощью. Еще процитирую отрывок из Вики: XII веке это была небольшая рыбачья деревня, но во времена Золотого века Нидерландов Амстердам стал одним из наиболее значимых портов мира и крупным торговым центром.
Ну давайте собственно смотреть карты.
1550 год.
Тоже самое, но уже где то наверно конец 16 века.
1649 год. А вот это уже более подробная и точная карта.
1662 год.Город стал расти. На карте более светлым тоном обозначены перспективные места застройки после строительства новой крепостной стены и прокладки новых каналов.
И в 1705 году эти места застроили.
Посмотрим же на размеры города. Это современная карта. Хорошо видны границы старого города. У меня получилось где то 6 кв км.
Это Париж в начале 17 века . Т.е. где то 12 тыс человек населения.
Ну а дальше мы можем видеть все тоже самое, что было и с Константинополем. Размеры города остались неизменными на протяжении последующих двух веков.
1730 год.
1800 год.
1835 год. Между прочим стены, поставленные в 17 веке, до сих пор стоят.
1900 год. И уже в только конце 19 века стены разобрали а город стал потихоньку расти. Но именно, что потихоньку, неспешно. А ведь торговля, за эти два с половиной века, должна была увеличиться наверно раз в 10.
Как вы видите, торговля за прошедшие века оказывала очень и очень небольшое влияние на рост городов. И только в 20 веке товарооборот между странами и континентами достиг таких величин, что смог служить основой таких полностью торговых городов как Сингапур. А до этого было все грустно. Собственно, по логике вещей, по другому и быть не могло. Большая часть населения жила за счет натурального хозяйства. Большого платежеспособного спроса просто не было. Дворянство составляло, по оценках историков, 1 процент от населения и очень четко показывало основные границы тогдашнего спроса и торговли. И это в то время, когда корабли уже вовсю бороздили моря и океаны. А представляете, что было когда и населения было меньше, да и суда были, в основном, приспособлены для плавания по рекам или вдоль морских берегов а длительность торговых маршрутов составляла месяцы? Все купцы мира тогда наверно знали друг друга в лицо и по именам, тем более, что их численность, скорее всего, ограничивалась десятками человек. Нет, на такой хлипкой экономической базе города просто не могли бы возникнуть .
Для справки, два моих поста по теме населения средневековых городов и стран :
Численность населения страны как великая государственная тайна и
ЖКХ Средневекового города .