Толя такой приходит и говорит: "Я ничего не понимаю в твоём жж. Васмикакен ты - Васмикакен и есть!".
Толя, я и сама не понимаю ничего, но если угодно, вот камбоджийский глонасс.
Про Камбоджу 2011:
(1) "Трес диас де соледад..." (этот пост)
(2) "...у бьян ле труа жур пердю" (3) "Какая ж была ночь!" (4) "Одиночные камеры гестхауса бабы Нат" (5) "Как я искала помаду" .....и кое-что про Камбоджу 2010 Тэк-с, что у нас получается? Прогулочные новогодние дни в Пном Пене - это, боже, отдельная песня. После поговорим. Навспоминаю-ка сегодня что-нибудь про начало мотопутешествия. Глядя на фотки, это несложно. Вот из тысячи фотографий выбрать сто - сложно. Жадно :)
Про компанию
И на этот раз собралась замечательная компания - в каждого можно влюбиться, не задумываясь :) Приехали в Камбоджу: иронично-серьезный Паша, захватывающе эрудированный Миша, добрый и отзывчивый красавец Ярослав, задиристый шутник Игорь, энергичный и приветливый Сергей, надёжно-спокойный Иван и открытый, весёлый Саша. Про Семёна, Степана и Хокли не упоминаю, потому что это старые друзья, а про Лэнга и Чета я уже рассказала в
"фотоальбоме №9".
Скажу ещё про Толю :) Когда мы с ним оказываемся в новой компании, и я вижу, как он, сам того не сознавая, очаровывает людей, на меня находит такое восхищение им, будто вернулась в Рыбинское лето 94-го, утром вылезла из отсыревшей палатки и на поляне у костра сама впервые его вижу :)))
Теперь сухие факты, мать их
Прилетев в Камбоджу 1 января, мы выехали из Пном Пеня 4-го, когда собралась вся группа. На этой фотке я в конце списка, и прошу заметить, какие сверкающе-белые на мне одежды! Больше мы этого нигде не увидим :)
фото (с) Сергея Ч.Утром у гостиницы, откуда мы отправлялись, Серёга, неоднократно участвовавший в Арктик Трофи, нетерпеливо ходил по площадке. "А чего это у вас за чемоданы у всех?" - с тревогой и неодобрением спросил он. "Вещи. А тебе Семён разве не купил такой?" - "М... - хмыкнул он разочарованно. - Значит, маршрут будет всё-таки лайт... С таким чемоданом на заднице невозможно же ехать!" - "А вещи куда?" - удивилась приземлённая я. "Вот: набор эндуриста! - и Серега повернулся вполоборота, демонстрируя на вид почти пустой рюкзак. - Водка, колбаса, панамка!"
И, представьте, с этой водкой, колбасой и панамкой они с другом Сашей так и откатали весь маршрут. Причём, в отличие от нас, ленивцев и трезвенников, в какой бы дрянной гостинице мы не останавливались, и в каких бы пропорциях ими не употреблялся набор эндуриста вечером, утром они выходили на общий сбор не только в свежевыстиранной экипировке, но и сами будто за ночь помолодевшие. Вот мужики!
Как и год назад, мы выехали из Пном Пеня по асфальту и затем свернули на грунтовую пыльную проселочную дорогу, на которой то и дело останавливались попить, поглазеть и подождать друг друга. (Отбирая фотографии заметила, что у нас их миллион, сделанных в придорожных кафе - такое чувство, что мы только ели и пили).
Когда обзываются "индюком", обычно имеют в виду, что человек чванливый и напыщенный. Но глядя на этого несчастного, охота обзываться как-то пропадает.
Тут рядом с Толей оранжевый ящик, какой ещё не раз попадётся на других фотографиях. Про эти ящики пишут все, так чем я хуже? Это что-то вроде холодильника - внутри насыпаны куски льда и в них лежат напитки. Каждое придорожное кафе или магазинчик имеют такие ящики.
Снова заехали в монастырские кущи, где на этот раз я взяла быка за рога.
(вот тут -
те же яйца, только в профиль - 2010).
Тут на переднем плане фотографии - Сашина Баха (с оранжевыми перчатками). Пусть это фото напоминает мне, что настоящий эндурист едет с небольшим рюкзаком, оставляя багажник пустым (или почти пустым - легкий военный гамак не считается), что позволяет лучше чувствовать мотоцикл и управлять им на бездорожье. Сама ничего в этом не понимаю, но чемодан мне всё же помог на песке, где надо по максимуму загружать заднее колесо. С моим весом без багажа это было бы невозможно. Хотя поднимать навьюченный мот, конечно, невесело. Но вот смогла бы я путешествовать без чемодана и своих двадцати пар бус и серёг? Я не знаю... :)
фото (с) Ивана Т.
фото (с) Сергея Ч.Обедали часа в четыре в Кампонг Чеме. Обед затянулся - шутка ли, сготовить первое, второе и компот на четырнадцать человек - и мы как-то сразу поняли, что в Крати (цели нашего маршрута на день) будем уже затемно, и это прибавило поездке перцу.
Лирическое отступление
Вот хочу описать одну вещь, но боюсь, не получится. Ну пусть хотя бы для себя на память. Выехав из Крати в едва намекающих о себе сумерках, через несколько километров мы приблизились к совершенно сказочной роще, в духе мрачных японских мультфильмов с экологическим подтекстом и фильмов о боевых искусствах. Деревья в этой роще стройные, голоствольные, но с ветвистой, пышной, хотя и плоской кроной. Они посажены длинными, ровными рядами - несколько сот деревьев на ряд. Кроны соприкасаются и поэтому дневной свет внутрь практически не проникает. И вот мы въехали в рощу, будто выключив свет или в омут нырнув - там была уже почти ночь, и чувствовалось, что если остановиться, заглушив мотор, на тебя опустится такая густая, зловещая, чарующая тишина, что дальше ты уже никуда не поедешь. Поэтому, чтобы вернуться к реальности, я смотрела между стволами вдаль, где за краем рощи пока ещё белел остаток дня.
(Губы не раскатывать: это я попробовала найти яндексом картинку, но тут не совсем то - бамбуковая роща на этой чужой фотографии тёмная снизу, но светлая вверху. У нас же всё было наоборот и даже совсем по-другому :) Но мне нравится и эта бамбуковая роща... Картинка
отсюда).
Сверяясь с прошлогодними воспоминаниями и собственными страхами, я всё ждала, когда же начнутся те ужасные деревенские дороги, которые столько доставили печалей и синяков год назад. Но почему-то на этот раз дороги показались мне вполне сносными. Впрочем, до Крати мы ехали какой-то другой, не прошлогодней дорогой.
С приближением сумерек начали плутать. То ли Стёпин навигатор показывал чушь, то ли местные не понимали, куда нам, и посылали не туда - но мы несколько раз отъезжали от будто заколдованной деревни и потом возвращались.
Стемнело. Стёпа в очередной раз посмотрел на навигатор и со словами "О! Да тут напрямки всего десяток километров через это поле!" - шмыгнул в поле, и все за ним. "Ну, началось..." - решила я. Минут пять мы крались по всё сужающейся тропинке между громадных, в рост, посевов и хлёстких кустов. Потом впереди произошла какая-то заминка, и, один за другим, бравые эндуристы стали в несколько заходов разворачиваться и уезжать обратно. Так мы снова оказались на дороге в той же навязчивой деревне. Терпеливые кхмеры опять всё выслушали и указали очередное направение.
На сей раз дорога оказалась правильной и местами даже хорошо асфальтированной. Много неприятностей доставляли только встречные машины - они все, сука, едут с дальним светом посередине дороги. Поэтому когда приближаешься вплотную, ты уже не видишь ни машин, ни своей обочины - вообще ничего - и это треплет даже стальные нервы. Пешеходы, которых довольно много в деревнях (а деревни тянутся вдоль дорог так, что не всегда и понятно, где кончается одна и начинается следующая) стараются ходить по обочине с фонариками. Но лучше бы они вообще не ходили.
А это мы проезжали деревню, в которую приехал городок атракционов. Про атракционы расскажу позже - спустя пару дней, мне выпал шанс разглядеть их во всех подробностях.
В одной из деревень, на асфальтовой дороге, мы видели последствия ночной аварии. Вместо знаков аварийной остановки (и, кстати, зачастую, знаков дорожных работ) в Камбодже используют ветки деревьев. Вот в свете фар посреди дороги показалась разлапистая ветка, потом толпа людей у обочины, и мы увидели лежащие на асфальте велосипед, мопед и двоих пострадавших... Мы проехали мимо.
Около девяти или десяти вечера, порядком запылённые и измотанные, мы приехали в Крати. Побоявшись остаться без ужина (в Камбодже кафе закрываются рано, особенно в провинциальных городах), мы, как были, ввалились в заведение. Хозяйка замахала на нас руками - "Sorry, we closed, sorry!". Но услышав от Игоря - "Какой нахуй клоузд?! Руссо туристо! Жрать давай!" - она всё поняла, и кухня вновь задымилась. Серёга же молча достал из рюкзака вскипячённую дневной жарой литровую "Финляндию" и по-царски заказал для неё ведро льда. Вечер переставал быть томным :)
Одна из моих слабостей - фотографии гостиничных номеров. Ну куда ж без этого? :) Стандартный закуток ванной комнаты (санузел - не то что даже "совместный", он просто-таки интегрированный!). Кстати, когда есть раковина, зеркало и полочка для мелочей - по моим понятиям, это уже одна, а то и две звезды к официальной звездности камбоджийских гостиниц.
В номере над кроватью обязательно есть вентилятор, иногда и кондиционер. Окна выходили почти на улицу - на общую галерею-балкон.
В гостинице между нами быстро распространилось известие, что Ивану стало нехорошо: с ним случилось нечто вроде кишечного гриппа - температура, слабость и стремление организма избавиться от жидкости всеми доступными способами. (Я сама как-то болела такой штукой - ощущения противные, хоть и длится это всего дня два-три. Отвращение к еде почему-то перерастает в отвращение к самой жизни.) Так что о запланированном погружении в джунгли на второй день путешествия говорить не приходилось. Семён сообщил, что назавтра мы будем отдыхать и ничего не делать, ожидая выздоровления Ивана. Так что впереди был целый вольный день в милом городке К. и замаячившие джунгли откладывались. Я обрадовалась :)
Утром мы наблюдали, как целая толпа школьников и студентов убирала набережную: собирали мусор, сметали листья. У кхмеров вообще жизнь начинается рано: в шесть, а в деревнях так чуть ли не в пять утра, улица наполняется звуками. Даже в гостиницах (если это не европеизированные отели с вышколенным персоналом) никто не даст вам покоя, и запросто загремят вёдрами и будут шутить друг с другом под вашей дверью в шесть утра. Колорит! :)
В этих трубочках из тростника - липко сваренный рис с сахаром. Очищаешь трубочку как банан, и жуешь вязкое содержимое. Многие местные едут с такими трубочками на работу - что-то вроде утреннего фаст-фуда.
Игорь пробует тростниковую палочку
У гостиницы
Фото Сергея Ч.
Хокли за работой
Поднять - подняли, разбудить забыли:) Степан.
Ну, опухли малость...
Мой
прошлогодний друг.
БМВэшечка! :)
Семён рассказывает про книжку "Жизнь и удивительные похождения..." (забыла кого; какого-то глубоко средневекового плута и авантюриста, ставшего впоследствии Папой Римским; интерес Семёна к подобным персонажам кажется мне неслучайным :))).
Несколько фотографий рынка
Фото Сергея Ч.Из-за незнания языка нам так и не удалосьь разъяснить эти земляные яйца...
Швейная мастерская
Дети воспитываются тут же, без отрыва от производства.
"На углу "Пяти углов"...
И чуточку городской романтики.
После завтрака решили выехать на пару часов в джунгли покататься.
Как ни странно, я даже обрадовалась этой возможности - пара часов пугала горазда меньше трёх предстоящих дней в лесу, и мне хотелось заранее проверить себя. "Если пойму, что не справляюсь, откажусь от продолжения поездки", - решила я про себя.
Мы заправились, выехали за город и свернули с асфальта на тропинку. И, как я ни крепилась, сразу же начавшиеся песчаные тропинки, на которых мотоцикл ведёт из стороны в сторону и кажется, что вот-вот упадёшь, рассказали мне всю правду обо мне и моей храбрости. Я поняла, что всё это мне глубоко и искренне ненавистно, и что поездка катится к чертям... Иначе говоря, Женя - стоп!
А джунгли в этой части Камбоджи вызывают в памяти забытое со школы слово "савана" - это унылые, выжженно-грязные поля, сухие леса, песок, коряги и цепкие кусты.
Фото Сергея Ч.
Фото Сергея Ч.Воспользовавшись паузой, когда все отдыхали от неожиданной физической нагрузки, я поинтересовалась у Стёпы, насколько завтрашний маршрут через лес будет похож на эту милую прогулку. "Ну... завтра будет много песка." - подтвердил Стёпа и заодно дал мне несколько дельных советов о том, как ехать по песчаным лужам. Благодаря этим советам, я упала всего один раз, но силы, которые я потратила в часовой поездке в лесу, были никак не сопоставимы с пройденным расстояниям. Я точно поняла, что на сложный участок не поеду, и что самочувствие Ивана, в некотором роде, мне на руку.
Мы недолго пробыли в лесу и уже через час выехали обратно на асфальт, где остановились попить. Вот, кстати, те самые "столы" для еды и ночлега, о которых я
уже рассказывала. Мы немного отдохнули на них и вернулись в гостиницу.
Фото Сергея Ч.
Фото Сергея Ч.Про скуку, дельфинов и Гарри Поттера
За свои почти тридцать я заметила, что всякий раз, когда, поддавшись слабости или дурацкому настроению, я отказываюсь ехать, смотреть или делать что-то, то обязательно потом жалею, что не поехала, не посмотрела и не сделала. И в тот день тоже.
Во дворе гостиницы Стёпа предложил съездить искупаться. Серёга, Саша и Толя радостно поддержали, а я, глядя на коричневую реку в берегах отнюдь не кисельных, презрительно пожала царственными своими плечами в скрипучей экипировке и ушла в номер мыться и переодеваться. Толя, не переодеваясь, уехал с мужиками, и оказалось, что километрах в шестидесяти от Крати есть волжские песчаные отмели и голубая речка, в которой будто бы водятся речные дельфины. Про дельфинов не скажу, а судя по фотографиям, в тот день в ней водились наши мурманчане :)
Тем временем я помылась, накрутила на голове тюрбан, и, решив одеться и погулять, села на кровать, чтобы надеть носки. Но кровать была такая прохладная, вентилятор так мерно жужжал, а на улице было так жарко, что вместо одевания, я с удовольствием растянулась поперёк матраса и после всех утренних волнений заснула.
Когда проснулась, Толи еще не было, и мне стало скучно. Я оделась и вышла в город с мстительной мыслью ("Он там купается!"), что тогда уж вернусь как можно позже, чтобы Толя видел, что я тоже провожу время в свое удовольствие, а не сижу, как дура, в пустом номере.
Но на улицах одолевала та же скука. Рыночные торговцы уже разъезжались. Люди в магазинчиках и на улице провожали меня взглядами, от чего я тут же вспомнила совет из купленного наднях в Пном Пене путеводителя "Dos and Don'ts in Cambodia": "Кхмеры очень скромны, что выражается и в манере одеваться. Уважайте их скромность и не выходите на улицу в коротких шортах и майках, открывающих плечи и декольте. Особенно это касается женской одежды. Если вы появитесь на улице в слишком откровенном наряде, то наверняка услышите себе вслед "Эй, зацени-ка эту задницу!". И вот я шла, гадая, не порочит ли мой вид чести моей задницы.
И ещё я вспомнила, что привезённую из Москвы, как и купленные в Камбодже книжки я оставила в нашей багажной сумке в гостинице Пном Пеня, где хранились вещи, излишние в мото-путешествии. Так что, покружив возле рынка и вдосталь попялившись на вывески, я клюнула на завлекательное сто-в-одном: "Restaurant - Guesthouse - Internet - Books":
- Суэсдай! - поздоровалась я, скидывая шлепанцы у входа в кафе. - А где у тут вас книжный?
Молодой официант провел к барной стойке и указал на ветхий стеллажик с тремя полками. Выбор был негустой и потому довольно мучительный. Я снимала с полки почти каждый том, преодолевя брезгливость, сдувала с некоторых паутину и читала незнакомые названия, аннотации и случайные страницы.
Поскольку ассортимент местных книжных секонд-хендов определяется вкусами туристов со всего света, мне пришлось выбирать между любовным романом, никому не известными детективами, книгой о Гарри Поттере и французским исследованием испанской средневековой архитектуры. Уходить с пустыми руками не хотелось, потому что в гостинице была тоска. Испанская архитектура, несомненно, прибавила бы мне весу не только к чемодану, но и в собственных глазах, но, листая добротно отпечатанные страницы, я, как ни силилась, не нашла в себе и тени интереса к грудам старинных камней. Видимо, и бывший владелец этой книги без сожаления сбыл увесистый том владельцам кафе.
В итоге я купила книгу о Гарри Поттере и узнике Азкабана - ещё с
лондонской поездки было любопытно узнать, чем же так замечательна история о юном волшебнике, что, в ожидании выхода новой книги (продажи начинались ровно в полночь по Гринвичу), одетые в черные колпаки и мантии люди готовы были сидеть несколько часов перед магазином в очереди, растянувшейся на пару кварталов (это я видела своими глазами со второго этажа лондонского дабл-деккера).
Когда, выпив соку и посидев в интернете, я вернулась в гостиницу, Толя уже приехал. Мы пошли перекусить, и за столом обсуждали, кто как провёл последние три часа. Евгения Васильевна хвалилась Гарри Поттером.
А вечером в гостинице я вдруг вспомнила, что у меня есть мама, которой я не давала о себе знать с самого приезда, не считая взлётно-посадочных смс. Преодолевая привычное нежелание отвечать на дурацкие вопросы с театральным придыханием, я дежурно позвонила домой. Долго никто не подходил, включился автоотвечик со своим унылым монологом. Потом вдруг в трубке возник брат и сказал: "А мама в больнице... ты разве не в курсах? С первого января. Вроде пневмония". Перебив брата - "Ага, спасибо!" - я позвонила маме. Она ответила слабым, но радостным, голосом. С болезненным, а вовсе не театральным, как я привыкла думать, придыханием. Мама говорила, что у неё уже всё хорошо, что Ника - с Олей, что капельницы делают каждый день, что гемоглобин подняли до половины нормы, что кормят вкусно и родственники навещают... а я думала, какая же я дура.
На следующий день... Про Камбоджу 2011:
(1) "Трес диас де соледад..." (этот пост)
(2) "...у бьян ле труа жур пердю" (3) "Какая ж была ночь!" (4) "Одиночные камеры гестхауса бабы Нат" (5) "Как я искала помаду" .....и кое-что про Камбоджу 2010