Остальное про Камбоджу:
(1) "Трес диас де соледад..." (2) "...у бьян ле труа жур пердю" (3) "Какая ж была ночь!" (этот пост)
(4) "Одиночные камеры гестхауса бабы Нат" (5) "Как я искала помаду" .....и кое-что про Камбоджу 2010 На шестой день путешествия мы покинули Сен Монором. Кстати, хочу показать, насколько город изменился за год, сравните:
Центральная улица, ноябрь 2009
Та же улица, январь 2011
Выйдя утром из гостиницы, мы опешили от количества припаркованных эндуро! Оказалось, что накануне вечером приехала группа человек в сорок, путешествующая похожими маршрутами с австралийской компанией "Tours in the extreme" -
http://toursintheextreme.com/cambodia/.
Позавтракали, погуляли по рынку, видели и слышали птицу со странным голосом, фотографировались.
Нет, это не мы так позавтракали... хотя вполне возможно, что накануне именно мы так поужинали!
Из города мы ещё раз, теперь уже все вместе, поехали на водопад. Тут рассказывать особенно нечего, сами всё увидите.
Фото (с) Ивана Т.
Фото (с) Ивана Т.
Фото (с) Ивана Т.
Фото (с) Ивана Т.
Фото (с) Ивана Т.
Фото (с) Ивана Т.
Фото (с) Ивана Т.
Фото (с) Ивана Т.
После водопада снова был грейдер.
Фото (с) Ивана Т.Обедали в деревне, где в прошлом году ночевали.
Фото (с) Ивана Т.
Кто на свете всех милее, кто всех чище и белее? :)
Кто-кто, мотоТоля! :)
В чём душа держится :) Даже не знаю, с грязной рожей было как-то веселей!
Учила мальчика фокусу с отрыванием пальца :)
Часа в четыре двинулись в те самые джунгли, которые тогда так меня измотали и напугали. Я уже писала кому-то тут в комментариях, что на этот раз джунгли были более дружелюбны - январь оказался гораздо суше ноября, и там, где год назад мы беспрестанно вязли в грязи, сейчас надо было лишь не лениться привставать на подножках и открывать чуть сильнее газ.
Часа через полтора, проехав километров двадцать, мы остановились в деревне переночевать.
Фото (с) Ивана Т.
Фото (с) Ивана Т.
Стёпа
Фото (с) Ивана Т.
Снова веселю детей
Мылись на водокачке. Крестьяне выделили нам для ночлега дом и место под навесом. Припоминая, что в прошлом году мы так ни разу и не воспользовались армейскими гамаками, которыми Семён снаряжает всех туристов, мы решили ночевать под навесом, где Толя и приладил гамаки, игнорируя путающихся под ногами кур, свиней и собак. Там же устроились Ярослав, Сергей, Саша, Хокли, Лэнг и Чет; остальные заселились в дом.
Фото (с) Ивана Т.
В томительном ожидании ужина мы вместе с деревенской молодежью смотрели кадры, отснятые Лэнгом за прошедшие три дня. В телевизоре, само "тело" которого находилось в доме, а экран смотрел на улицу сквозь специальное окошко, на ночь закрываемое картонкой, то и дело падали вместе с мотоциклами наши мужчины. Сидящие тут же кхмеры, особенно дети, веселились и показывали пальцами то на экран, то на узнанного "киногероя". Когда видео закончилось, а пиво еще нет, мы вспомнили, что у Семёна в чемодане был диск с фильмом "О чём говорят мужчины", и продолжали вечер.
Фото (с) Сергея Ч.
Заметно похолодало. Я пошла укладываться. Гамак оказался на удивление удобным и приспособленным для полноценного отдыха. Эта армейская модель закрывается наподобие кокона: в комплект входят две специальные палочки, которые укрепляются над изголовьем и в ногах и держат полог.
Надев очки, немного поразглядывала невероятно густое звёздное небо, потом легла. Однако не прошло и пяти минут, как стало ясно, что спать будет ужасно холодно. Я расстегнула молнию полога и, выбравшись, достала из чемодана еще одни носки и клеёнчатое пончо-дождевик, также купленное Семёном. Отыскав такой же дождевик в Толином чемодане, потребовала, чтобы укрылся и он. Забравшись обратно в свой кокон, потратила еще несколько минут, чтобы подложить половину дождевика под себя, а второй - укрыться. Ногам длины дождевика не хватало, их пришлось поджать, а руки согревать под коленками. Часам к двенадцати поднялся ветер и стало ещё холоднее - настолько, что это мешало заснуть. По звукам из соседних коконов было очевидно, что мёрзнут и не спят абсолютно все. От необходимости периодически менять позу, чтобы согревать разные части тела, мы то и дело шевелились и просыпались и будили друг друга. Одним словом, это была одна из тех ночей, когда не можешь припомнить, спал ли ты, и, проснувшись, с тоской ждёшь и ждёшь рассвета. Среди ночи встал и чем-то шумел Серёга: утром выяснилось, что, спасаясь от холода, он надел на себя всю эндурную экипировку, кроме, разве что, шлема и сапог: наколенники, черепаху, штаны... Жаль, что мне это не пришло в голову :)
Как я уже говорила, кхмеры просыпаются рано, а в деревне и подавно. Сначала закукарекали петухи, и я была им благодарна примерно также, как Хома, наглядевшийся на паночку. С пяти часов деревня начала пробуждаться, засуетились и зашуршали голодные куры, собаки и свиньи. И вместе с ними мы встали чуть ли не в шесть утра и, глядя друг на друга, безудержно хохотали.
- Вот честно, мужики, - сказала я вышедшим из хибары умываться ребятам. - Было так холодно, что ночью я была готова прийти в дом и лечь с первым попавшимся мужчиной!
- Если что, я спал справа у входа, - скромно заметил Игорь.
- Спасибо, дорогой!
(Кстати, в доме было едва ли теплей, чем снаружи; разве что не было ветра).
Фото (с) Ивана Т.Мы с Толей поинтересовались, где туалет. Ответ был в том духе, что "для вас, Леонид Ильич - везде!" - мол, идите вы в джунгли! Вернувшись, заметили костер и пошли греться.
Девочка приехала на водокачку за водой
Смешались в кучу свиньи, люди...
Когда взошло солнце, Камбоджа снова стала Камбоджей.
Фото (с) Ивана Т.
Фото (с) Ивана Т.
Фото (с) Ивана Т.
Фото (с) Ивана Т.
Фото (с) Ивана Т.Мы позавтракали пустой лапшой и двинулись в путь. Впереди было сорок километров джунглей и город Стун Тренг.
Фото (с) Сергея Ч.
В джунглях. Во время и после сезона дождей тут протекает речка. В сухой же сезон проехать не составляет труда.
У переправы
Передовая часть отряда уже пьет пиво на том берегу. Мы же едем не спеша.
Фото (с) Ивана Т.Снова вместе
Джунгли позади, можно расслабиться...
Всё равно мотики пока проходят тех.обслуживание
Фото (с) Сергея Ч.Солнечные батареи
Фото (с) Сергея Ч.
Фото (с) Сергея Ч.А это наш любимый напиток - кофе со льдом и сгущённым молоком
Фото (с) Сергея Ч.И снова повторюсь - в Камбодже невероятным темпом идёт строительство дорог. Грейдер, сначала разравниваемый и усердно проливаемый для усадки и уплотнения специальными машинами, засыпается галькой и потом заливается асфальтом. Лет через несколько эти дороги будет не узнать!
Тут часть нашей группы снова отстала и остановилась, потому что у Игоря кончился бензин. Использовали паузу для фотосессии.
Подъезжая к развилке перед Стун Тренгом, увидели неладное - двое наших товарищей не слабо разложились на асфальте: один не заметил, проехал развилку и начал тормозить, другой не рассчитал дистанцию...
Фото (с) Сергея Ч.
Фото (с) Сергея Ч.В гостинице они заселились в один номер и мы ходили их навещать. Забавно было, что, как только мы въехали в апартаменты и все одновременно включили душ (горячая вода получается из проточного обогревателя) - во всей гостинице вырубилось электричество, после чего минут тридцать ушло на беготню, объяснения и восстановление справедливости.
Номер нам достался "для молодожёнов", не иначе...
Мотоциклы прямо через холл гостиницы перекатили с улицы под лестницу
Фото (с) Сергея Ч.Дисциплинированные Саша и Серёга, как обычно, вечером привели экипировку в порядок
Фото (с) Сергея Ч.Умывшись, Толя, Стёпа и я побежали в аптеку купить йода, ваты и зелёнки. Казалось бы...
Но выяснилось, что купить в уездной аптечной лавочке йода, ваты, бинтов и зелёнки не так-то просто. С дурацкими улыбками мы явились перед прилавком и, бесполезно перебрав несколько английских слов, начали объяснять жестами. Мы показали мотоцикл, мотоциклиста на нём и большой "бум-бум!"; мы показали "бо-бо" и "ой-ой"; мы ткнули пальцем в блестящую в витрине неизвестуню склянку и с неё перевели палец на зелёный цвет; мы показали, как жжётся йод и как его намазывают "клеточкой"; мы изобразили, наконец, Египет, пирамиды и мумию, перевязанную бинтами, а также сломанные руки, в неудобном положении прибинтованные к уху; пытаясь допроситься ваты, мы сначала вспомнили детство, Парк Горького и сахарную пыль, а уж потом - скучные ушные палочки.
Как ни странно, продавщица нас поняла. Легче всего далась перекись водорода. Написав на клочке бумажки H2O, мы тыкали в "аш" и, отказавшись от предложенной воды, снова показывали воображаемые "бо-бо" на локтях, обильно смазывая их воображаемой "аш"-перекисью. Через десять минут, собрав вокруг аптеки приличную толпу любопытных, мы гордо возвращались в гостиницу с бинтом, ватой, перекисью и зелёнкой густого чернильного цвета. Ребята были польщены заботой, но, как выяснилось много позже, зелёнку так и не решились попробовать.
В тот вечер с трудом нашли место для ужина - все приличные рестораны были уже закрыты, пришлось довольствоваться какой-то забегаловкой с пластмассовыми стульями.
Мне очень хотелось свеже выжатого сока, какого не нашлось в нашем заведении, и я вышла на улицу. Отойдя буквально на один квартал, на скудно освещённом и пустынном перекрёстке я набрела на группу из трёх выпивших кхмеров. Осознав неуместность своего нахождения на этой улице в такое время, я ускорила шаг. Мужчины что-то сказали мне вслед. Прибавила шаг ещё, с ужасом чуя, что они следуют за мной по пятам и пытаются обратиться на кашеобразном английском языке. В беспокойстве решила резко развернуться, обогнуть их по широкой улице и, будь что будет, если что, добежать обратно до своих. Сделав "рожу кирпичом", я повернулась и буквально наткнулась на своих преследователей, которые вдруг весьма внятно сказали:
- Where you go so fast, Jane?
"Откуда они знают моё имя?" - всполошилась я и тут только близорукими глазами разглядела в предполагаемых разбойниках Хокли, Лэнга и Чета, возвращавшихся в отель. Как же мне стало неловко, братцы :)
- You talk with us in the jungle only, in town - you don't know us, Jane? - смеясь, сказал Лэнг.
- О, Лэнг, сори-сори! Да я же без очков ничего не вижу, - и я пустилась в долгие объяснения. Потом, вспомнив, что Толя говорил, будто Лэнг ещё и певец, я, чтобы сгладить неловкость, спросила его и об этом. Лэнг с удовольствием рассказал про свои выступления и поинтересовался, пою ли я.
- Ядрёныть! Конечно! (Oh, sure, I know one khmer song - "Five Thousand Dollar"), - закивала я и затянула любимую с прошлого года кхмерскую лирическую:
- Дондэ конкэ бом-квом прам пуан долла... Той-той-той, май-та - ой той-той-той.
(Естественно, слова этой песни мне неизвестны и пою я её на слух: примерно так же, как мог бы спеть "Ой, мороз, мороз" более-менее музыкальный кхмер: "Ойма-лос, ма-лос" - представляете, да?). Вот эта прекрасная песня:
Лэнг так и покатился и, подозвав Хокли с Четом, попросил спеть ещё. Я спела, что ж, мне не жалко. Хлопая друг друга по плечам и почти сквозь слёзы они поправляли:
- Jane, not "toy-toy-toy" but "t(h)oy-t(h)oy-t(h)oy", - произнося эти вторые, правильные, "той" как бы с еле различимым придыханием. Видимо, "той" без придыхания означает совсем (совсем!) другое.
- This "t(h)oy" means "back-back-back", Jane; he don't have money to marry, so he say: "back-back-back".
Между прочим, эти невнятные грубому русскому уху различия между "той" и "той" не удивительны: сколько раз, забываясь, мы в кафешках просили "Coca-cola" и получали в ответ лишь растерянные улыбки. И только на десятый заход ткнув в жестяную банку и указав на красный цвет, добивались того, что кхмер радостно догадывался: "Aaaah! Cok'ah" (с ударением на последний слог, который, к тому же надо несколько "потянуть" и добавить придыхание) - и с сияющим лицом приносил самый дорогой и самый жидкий бренд в мире.
Click to view
Это, блин, Камбоджа-мама! ;)