Приходят жалобы о предпринимателей из категории "малый бизнес", поскольку в основном они однотипны, то о них следует рассказать особо. Жалуются в основном на арендодателей, и дорого, и время работы неудобное, и вообще одни убытки...
Арендодатели, тоже сокрушаются и ссылаются на технадзор, пожнадзор и все остальные надзоры вместе взятые, недобрым словом поминутно поминая попутно энергетиков и налоговиков.
Неужели всё так плохо и во всем виновато государство?
Прошлым летом и осенью, я специально изучал все аспекты и тех, и других. И вот, о чем хотел бы сказать: более-менее нормально организованный бизнес можно наблюдать в ТЦ "Версаль", правильно организована работа службы безопасности, нормальный свет, отлажена уборка помещений, поток покупателей организован верно. А главное, абсолютно верный график работы до 2-х часов ночи.
Хронометраж.
О времени работы: утренние часы во многих торговых центрах организованы в принципе неверно, утром востребованы продовольственные магазины и аптеки, желательно с 6-ти часов утра, до ухода детей в школу и необходимостью ехать на работу.
Потом затишье, до 10-11 часов дня, тут появляются в торговых залах, те у кого выходной, и "поздние пташки" уже выспавшиеся после затянувшегося до утра вечера. Основной поток опять же продовольственные магазины, строительные магазины и всякой электроники, и запчастей. Идет удовлетворение текущих потребностей, латание дыр в бытовых устройствах, квартирах и домах, ну и ремонт со строительством и отделкой жилья. Волна активности тянется часов до 2-х, с 12.00 до 14.00, наплыв посетителей в местах где можно перекусить, а заодно, бегло пробежаться по разным бутикам.
Опять пауза, с 14.00 до 17.00, потом наступает "час пик", люди поехали с работы и пошли по магазинам, наплыв посетителей везде примерно равномерен, кроме мест отдыха и досуга. Волна утихает к 19.00, в зонах отдыха появляются посетители, народ рассредотачивается по местам продажи одежд, иных товаров не первой необходимости (и тут, граждане с удивление обнаруживают, что уже идет сворачивание торговой деятельности и дело движется к закрытию магазинов и торговых центров. Первым сдается ЦУМ, и за ним следуют остальные ТЦ, исключая самых умных, закрываются в 20.00, 20.30 и 21.00, а народ продолжает прибывать в ТЦ, поскольку кто-то отработал полторы смены, а хипстеры и фрилансеры, вообще только пришли в себя и вышли проветриться, ну и молодежь, закончив свои дела потянулась в зоны отдыха и досуга, где уже "рассосалась" школота.
Концентрация высока примерно до 23.00, потом, все кому завтра на работу, покидают торговые центры, зато в местах отдыха народ продолжает прибывать. Обнаруживается, что в городе уже сошли с маршрута маршрутки, а общественный транспорт свое отработал, настало время таксистов.
С 23.00 до 2.00 народ отдыхает, там где это возможно, молодежь перемещается в ночные клубы, остаются в основном те кому за 30, но ещё не 45.
Получается, что магазины продовольственные и аптеки, чаще всего пролетают с выручкой из-за того, что поздно открываются утром. Они ориентированы на пенсионеров?
Заведения ориентированные на учащуюся молодежь, вообще могут не открываться до 12.00, а то и до 14.00, смысла нет никакого. Затем, торговые точки пролетают во временном диапазоне с 20.00 до 22.00 пик покупательского спроса на вещи не первой необходимости, и время молодых, эти два часа, вполне критичны для выручки, но арендодателя они не волнуют, ему хочется обеспечит 8 часовой рабочий день и дела нет до проблем арендаторов.
Наблюдения.
Интересно наблюдать, как делаются покупки горожанами, пока лучшая половина человечества осматривает товары разложенные и развешанные в бутиках и прочих местах, где ими торгуют, худшая половина человечества провожает свою половину задумчивым взглядом, прикидывая: " - Это насколько долго?" И оглядывает зону ожидания, где можно поесть, покурить, а ещё лучше там есть до кучи и Wi-Fi. Одна из половин, та которая в движении, периодически появляется, уволит куда-то менее подвижную половину, потом процесс циклически повторяется, иногда многократно. Но, в принципе, всех всё устраивает.
Поэтому, когда у лучшей половинки человечества появляется в голове мысль: "А не пойти ли посмотреть?", и её может потребоваться средство для переноски и перевозки приобретенного, то это потенциальное средство уверенно заявляет, что точно знает, куда нужно ехать или идти, имея ввиду: кафе, курилку и Wi-Fi, а не ассортимент товара.
Ещё лучше, когда есть возможность пристроить навязавшееся чадо малолетнее, что бы не слышать его: "Купи!!!", такие места посещаются молодыми парами или мамами более охотно. Однако, подобных мест явно недостаточно, особенно на рынках.
В общем, часть проблем, создается именно арендодателями, так как их интересы не совпадают с потребностями арендаторов, и уж тем более покупателей. При этом, арендодатели не улавливают соотношение стоимости квадратного метра площади с организацией бизнеса, и удивляются потом, почему у них остаются свободными площади, а арендаторы мигрируют в другие места.
В целом, нужно уметь организовать бизнес, а не валить все на государство, низкую посещаемость и прочие невзгоды, но пока, истинных предпринимателей, как я вижу, не так уж и много. И зачастую, развитию бизнеса мешает конфликт интересов арендодателей и арендаторов, страдает в результате малый бизнес и покупатели, в целом, растет недовольство и это усиливает миграционные процессы в регионе, народ уезжает в иные края, где уже все устоялось и отлажено.