Внутри Тибета продолжаются репрессии против ярких представителей тибетской интеллигенции, так как именно их деятельность пекинский режим рассматривает как ущерб идеологической сплоченности вокруг партийной верхушки.
14 мая на закрытом заседании суда в уезде Цекхог округа Малхо (кит. Цзэког, автономный округ Хуаннань провинция Цинхай) приговорен к 5 годам тюрьмы 36-летний писатель и монах Гарце Джигме (Gartse Jigme). Место заключения и его нынешнее состояние остаются неизвестными.
По
сведениям Phayul, Гарце Джигме был арестован 1 января во время рейда китайских солдат в монастырь. При обыске забрали его компьютер, а самого монаха увезли в Силинг (кит. Синин). Потом из административного центра провинции его перевезли на несколько месяцев в уезд Ребконг (кит. Тунжэнь) того же округа Малхо.
По словам местных тибетцев, причиной ареста стала его книга ‘Tsenpoi Nyingtob’ (“Храбрость воина”), продажа которой запрещена властями. Речь идет о втором томе книги, посвященном таким вопросам, как самосожжения в Тибете, статус Далай-ламы и тибетского правительства в изгнании, а также права тибетского меньшинства в материковом Китае. В декабре 2012 года Гарце Джигме закончил работу над текстом, состоящим из 25 глав, и намеревался опубликовать его.
Как отмечает Тибетский центр прав человека и демократии (TCHRD), приговор оглашен за дня до выхода в эфир пятого пропагандистского фильма центрального телевидения CCTV о тибетских самосожжениях.
Первая глава его книги, названная ‘Китайское правительство и самосожжения’, разоблачает многие из абсурдных, необоснованных обвинений, выдвинутых пекинской пропагандой против тибетских самосожженцев, будь то короткие заметки в партийной прессе или целые документы, возлагающие ответственность за подстрекательство к самосожжениям на “клику Далая”.
Гарце Джигме, монах монастыря Гарце, родился в скотоводческой деревне Гарва (Garwa), административно подчиненной городскому поселению Гарце уезда Ребконг. Он начал писать еще в 1999 году и был удостоен местных литературных премий. Его первая книга ‘Bsam bzhigs nyul ba'zin tho’ (‘Дневник бродячих мыслей’), опубликованная в 2005 году, была встречена доброжелательными откликами друзей и представителей местного сообщества. В 2003 году о нем говорили как об ученом монахе, поскольку он успешно закончил серьезные буддийские курсы в своем монастыре.
Первый том ‘Tsenpoi Nyingtob’ вышел в свет в 2008 году. В апреле 2011-го он был задержан местным управлением общественной безопасности за мнения, выраженные в данной книге, и подвергся пыткам.
Хотя второй том ‘Tsenpoi Nyingtob’ не распространяется внутри Тибета, как планировал автор, живущие за границей тибетцы из уезда Ребконг опубликовали книгу в Индии. Это произошло вскоре после вынесения приговора по его делу. “Представляя Далай-ламу как своего врага и пренебрегая требованиями самосожженцев, они показали, что считают своими врагами 99% тибетского населения”, пишет Гарце Джигме.
Живущий в изгнании тибетский писатель Бхучунг Сонам (Bhuchung Sonam) в своей книге ‘Рога яка’ приводит в переводе клятву из запрещенной книги Гарце Джигме: “Как тибетец, я никогда не оставлю борьбу за права моего народа. // Как религиозная личность, я никогда не буду критиковать лидера моей религии. // Как писатель, я привержен силе правды и реальности. // Вот клятва, которую я даю моим собратьям-тибетцам”.
Между тем другой тибетский монах
был забит насмерть в милиции уезда Дзоганг в округе Чамдо Тибетского автономного района, где находился под стражей за хранение записей выступлений Далай-ламы. Калдо, бывший монах монастыря Чамдо, был задержан 21 апреля в своем доме в этом уезде и скончался после жестокого избиения в местном отделении общественной безопасности 28 апреля.
Записи, хранившиеся у Калдо, касались культа Шугден, который неоднократно разоблачал Далай-лама. Когда служащие китайской милиции потребовали, чтобы он подписал документ о поклонении этому божеству, монах несколько раз написал вместо этого на листе бумаги ‘Тибет независим’.
Напомним, что в уезде Дзоганг это не первый случай смерти задержанного. В январе 2009 года 24-летний тибетец Пема Цепак скончался от ран, полученных в результате побоев в милиции. Пема Цепак
был арестован вместе с двумя другими молодыми тибетцами из города Пунда в Цава Дзоганг (Tsawa Dzogang). Пема Цепак, Тхинлей Нгодуп (Thinley Ngodrub), 24 лет, и его брат Тхагьял (Thargyal), 23 лет, несли белый транспарант с надписью ‘Независимость для Тибета’, разбрасывали в воздух бумажные листовки, выкрикивали лозунги.
Еще один случай жестокого избиения был отмечен в период новогоднего праздника Лосар в городе Мейе ((Meye), где 10 февраля несколько тибетцев устроили акцию протеста напротив местного госучреждения. Они требовали утверждения свободы религии в Тибете и расклеивали листовки за независимость Тибета. Прибывшие на следующий день в город солдаты вооруженной милиции по подозрению в причастности к протесту арестовали шестерых тибетцев. По
сведениям Phayul, в результате жестокого избиения у одного были сломаны два ребра, у другого сломана рука.
Гарце Джигме на свободе
Гарце Джигме в суде (снимок с сайта Тибетского центра прав человека и демократии)